Сценарий литературной интеллектуальной игры "Своя игра" для обучающихся 9–10-х классов

Разделы: Литература


Форма проведения: проводится по принципу и правилам телевизионной игры «Умники и умницы».

Обоснование:
Интеллектуальная игра – индивидуальное или (чаще) коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления в рамках ограниченного времени и условиях соревнования. Интеллектуальные игры объединяют в себе черты как игровой, так и учебной деятельности. Они развивают теоретическое мышление, требуя формулирования понятий, выполнения основных мыслительных операций (классификация, анализ, синтез и др.). С другой стороны, эта деятельность является не целью, а средством достижения игрового результата (победы в соревновании), причем, и этот результат быстро теряет ценность сам по себе – цель смещается с результата непосредственно на процесс поиска и принятия решения.
Готовясь к игре, дети внимательнее, чем обычно, читают текст соответствующего произведения, приобретая таким образом навык вдумчивого чтения.

Цель проведения игры:

  1. Систематизация и обобщение знаний по теме «Русская литература первой половины XIX века»
  2. Развитие мотивационной и познавательной сфер обучающихся (развитие познавательной активности, интереса к чтению, стремления к познанию) через вовлечение обучающихся в инте6ллектуально-игровую деятельность.
  3. Формирование чувства коллективизма, товарищества, личной ответственности

Правила игры

 В самом начале игры проводится отборочный тур (Приложение 1), по итогам которого трое учеников, набравших наибольшее количество жетонов, становятся участниками «Своей игры».                
В игре принимают участие 3 игрока. Их основная цель — отвечать на вопросы и зарабатывать как можно большее число очков. В начале игры у каждого из игроков на  счету         0 баллов.
Суть игры заключается в том, что три участника наперегонки отвечают на  вопросы различной стоимости, которая зависит от их сложности.
Игра состоит из одного раунда, который содержит 25 вопросов по  5 темам:
- «Чей портрет?» (Приложение 2);
- «Кто кому пишет?» (Приложение 3)
- «Кто что ест?» (Приложение 4);
- «Кто где живет?» (Приложение 5);
- «Кто куда едет, идет, плывет?» (Приложение 6).
Стоимость вопросов варьируется от 20 до 100 баллов.
Начинается игра с того, что игрок за центральным игровым столом выбирает один из 25 вопросов, представленных на игровом поле (Приложение 7, 8). Звучит вопрос, и любой из игроков может подать сигнал готовности и дать ответ на него. Далее ведущий определяет, прав ли отвечающий. В случае правильного ответа очки начисляются на счёт игрока, в случае неверного — снимаются. Если он ошибся, то оставшиеся игроки имеют право дать свой ответ на прозвучавший вопрос. Если ни один из игроков не даёт правильного ответа, учитель обращается за помощью к классу. Ученик, правильно ответивший на вопрос, получает жетон.
Помимо обычных вопросов существует специальный вопрос — «Кот в мешке. Если игроку попался «Кот в мешке», он обязан передать его кому-то из соперников. Отвечать на такой вопрос может только тот игрок, которому подбросили «Кота».
Вне зависимости от правильности ответа игрок, отвечавший на спецвопрос, получает право хода и выбирает следующий вопрос.
К финальному раунду допускаются только те игроки, у которых на счету  положительная сумма. В нём разыгрывается только один вопрос (Приложение 9), причём отвечать на  него обязаны все участники, при этом каждый из участников сам для себя определяет стоимость предлагаемого вопроса. Таким образом, в случае правильного ответа участники имеют возможность пополнить свой счёт, в случае неправильно - снять названное количество баллов со счёта.
Победителем игры объявляется тот, кто по итогам финального раунда набрал наибольшую сумму очков (Приложение 10). В случае равенства этого показателя у двух или трёх игроков проводится «перестрелка»: задаются дополнительные 5 вопросов (Приложение 11).
Среди трёх учащихся класса, набравших наибольшее количество жетонов в течение игры, также проводится розыгрыш и определяется победитель.