Урок химии на тему "Химическая связь", 11-й класс

Разделы: Химия

Класс: 11


Цель урока и задачи:

Образовательная: выявление и оценка степени овладения системой знаний и комплексом навыков и умений о химической связи, готовности учащихся успешно применять полученные знания на практике, позволяющие обеспечить обратную связь и оперативную корректировку учебного процесса;
Развивающая: развитие критического мышления , самостоятельности и способности к рефлексии, обеспечение системности учения;
Воспитательная: воспитание положительной мотивации учения, правильной самооценки и чувства ответственности.

Тип урока: - применение знаний по теме.
Оборудование: ПК, медиапроектор, STAR BOARD, у учителя- макеты кристаллических решеток, модели биополимеров: белков, ДНК, скотч, на каждом столе у учащихся – мини-лекция, фломастеры, листки чистой бумаги.

СХЕМА УРОКА

1. Стадия вызова -  СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА ( ПУЧОК)

Задачи этой стадии:

  • самостоятельное определение учащимися направлений в изучении темы, тех ее аспектов, которые хотелось бы обсудить и осмыслить;
  • самостоятельная актуализация по теме и пробуждение познавательной активности;

на этой фазе работы заслушивается коллективное мнение, знание об этом понятии и выявляются  остаточные знания.
На этом этапе не дается  оценка знаний. Но кластер пока с доски не стирается.
Учитель ставит перед ребятами вопрос: « А соответствуют ли ваши  представления научным понятиям?» и ставит учебную задачу.

2. СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ
Учащимся предлагается новая информация, которую они должны отработать.
Задачи этой стадии:

  • организация активной работы с информацией, увязать их уже с имеющимися знаниями
  • активно отслеживать свое понимание (каждому)

Эта технология связана с текстом и письмом. Требования к тексту: 7-10 минут прочтения. Текст-это последовательность осмысленных высказываний, передающих информацию, объединенных общей темой, обладающих свойствами связности и целостности.  Текст должен быть адаптирован,  Читая текст, делать пометки на полях:

V – я знал
+   -не знал
-   - понимал не так (думал по-другому)
?   - не понял, хочу узнать больше.

Прочитав текст один раз, нужно вернуться к своим первоначальным предположениям, вспомнить, что сам ученик знал или предполагал по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится.
Далее в тетради , или на листке сформулировать эти значки словами в таблицу «ИНСЕРТ»
Для заполнения таблицы необходимо снова вернутся к тексту, таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение.

V

+

-

?

Я знал, что…

 

 

 

На этом этапе реализуется личностно-ориентированный подход по поводу содержания урока.  ЭТО  НЕ ПРОВЕРЯЕМО. Технологический прием « ИНСЕРТ» сделают зримым процесс накопления информации, путь от  «старого» знания к « новому». При этом графу ?  необходимо довести до конца. Возвращаемся снова к  КЛАСТЕРУ. Большой потенциал данный прием имеет на стадии рефлексии – это исправление неверных предложений в « предварительном КЛАСТЕРЕ», заполнение иго на основе новой информации, установление причинно-следственных связей между отдельными смысловыми блоками ( работа может вестись индивидуально в группах, по всей теме или по отдельным смысловым блокам). Учитель спрашивает:»Что изменилось?»,стирает жестко КЛАСТЕР. Очень важным моментом является презентация «новых» КЛАСТЕРОВ- это и есть осмысление. Ошибаться не стыдно, исправлять – нормальный процесс.

3. СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ – ОСМЫСЛЕНИЕ

Вопрос

Вариант ответа

1.соотнесите

1)хлорид калия
2)кислород
3)магний
4)хлорид фосфора 4
5)оксид натрия
6)тетрахлорметан

Тип связи:
а)ионная
б)ковалентная неполярная
в)металлическая
г)ковалентная полярная

2.Между атомами каких элементов химическая связь будет иметь ионный характер?

а) N и О

б)Si и Cl

в)Na и O

г)P и Br

3.Неполярная ковалентная связь наблюдается в следующем веществе

А) углекислый газ

Б) алмаз

В) аммиак

Г) хлороформ

4. Какие из перечисленных признаков хар-ы для веществ с металлическим типом связи:
1)электропроводность;2)теплопроводность;3)диэлектрические свойства;
4)ковкость; 5)растворимость в полярных растворителях

А) 1,2,4

Б) 2,3,4

В)1,2,5

Г) 3,4,5

5. Соотнесите
(название в-ва, тип связи, тип кристаллической решетки)

I. кремний
II. хлорид калия
III. сульфид фосфора (V)
IV. натрий

  • металличексая
  • ковалентная полярная
  • ионная
  • ковалентная неполярная

А)ионная
Б)молекулярная
В) атомная
Г) металлическая

САМОПРОВЕРКА

Вопрос

Ответ

1.

1а, 2б, 3в, 4г, 5а, 6г

2.

В

3.

Б

4.

А

5.

I.4.в; II.3.а; III.2.б; IV.1.г.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ : выяснить отношение учащихся прошедшему к семинару. Время 5 минут, участвуют все. Материал: листы бумаги всем участникам, фломастеры, скотч.
ПРОВЕДЕНИЕ:
Вопросы для подведения итогов работы обозначаются с помощью пальцев:

- большой палец – над темой я хотел(а)  бы еще поработать
- указательный  палец – здесь мне  необходимы конкретные указания 
- средний палей – мне здесь совсем не понравилось
- безымянный палец – психологическая атмосфера
- мизинец – мне здесь не хватало …

Ребята рисуют свои руки, обводя их контур, записывают вопросы возле каждого пальца и вписывают внутри контура свои вопросы. Затем листки вывешиваются – как бы  « на  выставке», и всем учащимся до общего обсуждения предоставляется время для знакомства  и следующий урок начинается с обсуждения.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

обязательная часть: по задачнику работа
индивидуальная часть: познакомиться с результатами  предыдущего урока, на основе самоконтроля и самопроверки  поработать над ошибками дома.

Приложение