Организация исследовательской деятельности учащихся по экологии в гимназии

Разделы: Биология, Внеклассная работа, Экология


Стратегическая цель образования в России ориентирована на ребенка, развитие его творческих способностей, самостоятельности, инициативности, стремления к самопознанию, самосовершенствованию и самореализации. В современном обществе все больше нарастает потребность в инициативных, самостоятельных, нестандартно мыслящих, осознающих ответственность за свои поступки в окружающей среде молодых людях. Именно эта тенденция определяет задачу современной школы по развитию этих качеств у своих выпускников.[2]

Современное состояние окружающей среды характеризуется как экологический кризис. Человек потребительски относится к природе. Наша задача состоит не только в том, чтобы дать учащимся определенный объем знаний по экологии, а сформировать бережное отношения к природе через систему природоохранных мероприятий и образовательных программ, способствовать приобретению практических навыков научного анализа природной среды, осмыслению взаимодействия общества и природы и осознания того, что каждый может помочь природе.

Хорошо известно, что игра развивает и формирует человеческую личность. Проектно-исследовательская деятельность учащихся – это та же игра, в которой каждый ребенок стремится реализовать свои возможности и повысить свою самооценку. Исследование – самый “деликатный” по отношению к объекту вид деятельности, его основная цель – установление истины, “того, что есть”, наблюдение за объектом, по возможности без вмешательства в его внутреннюю жизнь. Исследовательский характер деятельности способствует воспитанию инициативы, активного, добросовестного отношения к эксперименту. С помощью исследовательского проекта можно добиться интеграции содержания образования. Проектная деятельность с использованием компьютерных технологий делает учебную деятельность разнообразной и повышает мотивацию учащихся к самостоятельному изучению предметов.

Один из подходов решения задачи в области экологического образования и воспитания, реализованных в МОУ “Гимназия № 93” г. Казани – это создание кружка “Юный эколог”. Целью деятельности кружка является формирование экологического мировоззрения учащихся, привлечение их к изучению проблем рационального использования природных ресурсов, приобщение к научно-исследовательской деятельности, практическому участию в решении природоохранных задач, способствующих экологическому образованию и воспитанию учащихся, их профессиональной ориентации. В деятельности кружка мы реализуем исследовательские, информационные и ролевые (игровые) проекты.

Структура исследовательского проекта может включать в себя следующие этапы:

  • выделение и постановка проблемы;
  • выдвижение гипотез;
  • планирование действий;
  • сбор материала;
  • сбор данных, их анализ и синтез;
  • обобщение полученных данных;
  • подготовка проекта (сообщение, доклад, макет);
  • защита, презентация проекта. [1]

Тематика исследовательских работ разнообразна. Учениками 5 класса (2007–2008 уч.г.) был успешно реализован проект “Оценка состояния снегового покрова в районе гимназии № 93”. Целью работы было исследовать состояние снега на пришкольной территории гимназии №93 методом биоиндикации и предложить доступные мероприятия для улучшения экологического состояния пришкольной территории. Учащиеся с большим интересом провели исследование, результаты которого были представлены на районной конференции “Наука-дело молодых”, районной научно-практической конференции по экологии (диплом 2-й степени, лауреат).

Ученица 11-го класса Крендельщикова Лена с проектом “Экологическое состояние озер системы “Лебяжье”, проект оптимизации и благоустройства” стала участницей различных районных, городских, региональных олимпиад. На IV-й Республиканском конкурсе инновационных научно-технических проектов учащихся образовательных учреждений Республики Татарстан Крендельщикова Л. заняла первое место.

Информационные проекты предполагают сбор и анализ информации, подготовку и защиту выступления для широкой аудитории. Благодаря такой работе в кабинете биологии накапливается материал в виде рефератов, компьютерных презентаций, который можно использовать для подготовки к урокам, конференциям и олимпиадам. В 2007 году учащимися 11-го класса Грошиковой Камилой и Бишевой Лилей был реализован информационный проект “Особо охраняемые природные территории Республики Татарстан”. Проект был также представлен на районной конференции “Наука-дело молодых”(2-е место)

Структура игровых проектов разнообразна. Обычно она реализуется в три этапа:

  • подготовительный (установочные беседы, подбор ролей для участников, изучение необходимых материалов, оформление и т.д.);
  • активный этап (сама игра);
  • итоговый этап (подведение итогов, фоторепортажей) (2).

В настоящее время группа учащихся (6–8 классы) разрабатывает проект занятия “СТРИЖ” – мероприятия движения за здоровый образ жизни .В процессе реализации проекта учащиеся накапливают новые знания, развивается самостоятельность, формируется эстетический вкус.

Смысл технологии учебного исследования заключается в том, чтобы пройти путем научного познания, усвоить его алгоритм. Усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения учащихся; значительно расширяет кругозор учащихся в предметных областях; вооружает учащихся универсальными способами учебной деятельности, дает импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооценке; формирует социальный опыт в труде и общении; способствует профессиональному росту учителей, расширяя знания, как в области своего предмета, так и в педагогической науке дает возможность узнать своих учеников, раскрыть их потенциал.

За время работы над проектом учащиеся учатся грамотно оформлять свои исследования, аргументировать цели и задачи. У них формируются навыки научного и логичного изложения материала, умение грамотно составлять и представлять презентации.

В исследовательской деятельности сумма теоретических знаний и практических навыков рассматриваются как фундамент для собственного творчества.

Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка существует много, но собственная исследовательская практика – один из самых эффективных. Умения и навыки исследователя, полученные на занятиях, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Самые ценные и прочные знания не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе творческих изысканий.

Литература:

  1. Современный урок биологии: Работа учителя на основе дидактики личностно-ориентированного образовательного процесса. – М.: 5 за знания, 2005. – 192 с.
  2. Теория и практика организации предпрофильной подготовки: Учебно-методическое пособие/ Под ред СВ.Кривых, Г.Н.Шорниковой, Н.Н.Букиной. – СПб.: СПбППО, 2005.