Интегрированный урок (окружающий мир + технология) по теме "Животные живого уголка"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Расширить представление о животных живого уголка.

  2. Воспитывать любовь к животным, ответственность за них и бережное отношение к ним.

  3. Получить первоначальные навыки ухода за животными живого уголка.

  4. Закрепить приемы складывания и сгибания бумаги в технике оригами.

Оборудование: Рисунки животных живого уголка, о которых пойдет речь на уроке; компьютерная презентация «Аквариумные рыбки» (Презентация 1); мультимедийная техника; рисунок аквариума (большой); технологическая карта изготовления модели рыбки (Приложение 2); цветная бумага, ножницы, клей; книги об аквариумных рыбках и животных живого уголка.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Определение темы и целей урока.

- Ребята, посмотрите на картинки, вывешенные на доске, и скажите, о чем мы будем говорить на уроке? (О животных)

- Могу ли я назвать тему сегодняшнего урока «Животные живого уголка?» (Дети отвечают)

- Мы будем говорить о животных живого уголка по следующему плану (План оформляется на классной доске):

  1. Птицы.

  2. Зверьки.

  3. Аквариумные рыбки.

- А зачем и для чего нужно знать о животных живого уголка? (Чтобы знать, кого можно содержать в живом уголке. Чтобы правильно ухаживать за животными. Чтобы знать, как и чем кормить животных)

III. Знакомство с животными живого уголка.

1. Птицы.

- Я знаю, что у Кати и Ани живут дома волнистые попугайчики. (Демонстрируется изображение попугайчиков)

- Попугайчики бывают зеленоватые, синие, голубые, желтые, лимонные.

- Кто из ребят знает, почему их называют волнистые попугайчики? (Из-за волнистых линий на их теле)

- Сейчас Аня поделится с нами своим небольшим опытом по их содержанию, т.е. расскажет о своем пернатом друге попугае Кеше. (Звучит рассказ ученицы о своем попугае)

- Интересный попугайчик у Ани? Вам понравился? (Дети отвечают)

- Тем, кто хочет завести попугайчика дома, необходимо также знать, что для обучения произношению слов лучше брать молодых самцов, которым исполнилось полтора месяца и которые только научились самостоятельно кормиться. В этом возрасте они лучше учатся разговаривать.

- Знает ли кто-нибудь, какие птицы еще могут жить в живом уголке? (Канарейки, чижи, соловьи и т.д.). Давайте обратимся к книге о птицах и узнаем об этих пернатых побольше информации.

- Это соловей. (Демонстрируется рисунок)

- Его песня самая трепетная, самая звонкая и самая нежная. На вид он скромен и неприметен: маленький, серенький, с длинным хвостиком и большими, немного грустными глазами.

- Это канарейки. (Демонстрируется рисунок)

- Они живут на теплых Канарских островах. А у нас они живут только в комнатах, им на воле и холодно и голодно. Кормят их зерновой смесью, состоящей из проса, овсяной крупы, дробленого подсолнуха. Этих птиц также можно кормить крутыми кашами, белым хлебом, размоченным в молоке, яичной скорлупой.

- А это чиж - самый популярный из пернатых обитателей живых уголков. (Демонстрируется рисунок)

- Чижей держат по одному, так они лучше приручаются и больше поют. Кормят чижей зерновой смесью из проса, овсяной крупы, семян хвойных деревьев, дробленых подсолнухов, к которым добавляют зелень и фрукты.

- Сегодня вы узнали о птицах, которые могут жить в живом уголке. С кем из этих птиц вам захотелось подружиться? Кто вам больше всего понравился? (Дети высказывают свои впечатления)

2. Зверьки.

- Посещая кружок «Любителей природы», вы знакомились с некоторыми обитателями живого уголка. Вспомним их, отгадав загадки.

а)

- Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверюшка?
Щелкает орехи мелко.
Ну, конечно, это … (белка)

- Среди этих картин животных (вывешенных на доске) найдите и покажите белку.

- В какой клетке нужно содержать белку, и что обязательно должно быть около нее? (Белку содержат в большой клетке. Возле клетки должно быть беговое колесо)

- Для чего белка заходит в беговое колесо? (На воле белка постоянно находится в движении, прыгая с дерева на дерево, с ветки на ветку. А в клетке движения очень ограничены, поэтому люди придумали для белочек беговое колесо, где она может побегать)

- Чем же кормят белку в живом уголке? (Семечками, орехами, сушками, яблоками, морковью, сухарями, белым хлебом, еловыми и сосновыми шишками)

б) - Слушаем следующую загадку:

Хоть он круглый, а не мяч.
Рта не видно, а кусач.
Голой горстью не возьмешь
Потому что это … (еж)

- Покажите среди картинок ежа. (Вызванный к доске ученик находит картинку)

- Попробуйте задать друг другу вопросы о ежах? (Примерные вопросы: Сколько лет живут ежи на воле? Как еж спасается от опасности? Чем питаются на воле ежи? Ответы детей: Ежи на воле живут 2 – 3 года. При малейшей опасности они сворачиваются в клубок. На воле они питаются животной пищей – едят насекомых, мышей, лягушек, улиток, ящериц и т.д.)

- Удобно ли держать в квартире ежей? Почему? (Еж ведет ночной образ жизни, днем он спит, а ночью дает знать о себе. Он фыркает, бегает, топает, а это беспокоит людей во время сна. Ежик может залезть в любую узкую щель, например, между секциями батарей отопления, а выбраться может не всегда. И еще нужно знать, что ежи не боятся высоты и, не задумываясь, могут прыгнуть с подоконника или балкона и погибнуть)

в) Послушайте и отгадайте следующую загадку:

Панцирь каменный – рубаха.
А в рубахе - … (черепаха)

Среди рисунков на доске дети находят рисунок черепахи.

- Ребята, для чего черепахе служит панцирь (Черепаха прячется от опасности)

- Каких черепах вы видели в живом уголке на станции юннатов? (Сухопутную и водяную)

г) Отгадайте следующую загадку:

И в море не купаются.
И нет у них щетинки.
Но, все же, называются
Они морские… (свинки)

Среди рисунков на доске дети находят рисунок морских свинок.

- Задайте друг другу вопросы о морской свинке. (Примерные вопросы: Почему свинка называется морской? А почему она называется свинкой? Чем питаются морские свинки? Ответы детей: Свинка не морская, а заморская: давным-давно этих животных к нам привезли из далекой Америки. Морские свинки издают звук, похожий на хрюканье свиней. Только растительной пищей: травой, овощами, зерном, любят яблоки, черствый хлеб)

Демонстрируется рисунок хомячка.

- А это кто? (Хомячок). Давайте выполним физминутку:

Хомка-хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щечки моет, шейку трет.
Подметает Хомка хатку
И выходи на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать.

- Посмотрите на эти картинки и скажите, что делают дети? (Готовят еду, ухаживают за животными, кормят их, т.е., заботятся о животных живого уголка)

- Если вы заведете каких-либо животных дома, запомните следующие правила. Прочитаем их.

  1. Ухаживай за своим животным.

  2. Вовремя корми и давай ему пить.

  3. Проверяй, не заболел ли твой подопечный.

  4. Убирай сор из его домика.

3. Рыбки. Аквариумные рыбки.

- Послушайте еще одну загадку. Она подскажет, о чем мы будем говорить дальше:

Посмотрите, дом стоит.
До краев водой налит,
Без окошек, но не мрачный,
С четырех сторон прозрачный.
В этом домике жильцы –
Все умелые пловцы.

- Что это за дом? (Аквариум). На доску вывешивается рисунок аквариума.

- Кого здесь не хватает? (Рыбок)

- А чтобы их завести, мы должны узнать о них, потому что большинство рыбок, которые живут в аквариумах, привезены из жарких стран (Рассказ о рыбках сопровождается демонстрацией слайдов - Презентация 1)

2 слайд – Гуппи.

- Кто знает, как называются эти рыбки? (Гуппи)

- Гуппи – это самая неприхотливая рыбка. Научиться содержать ее, значит, окончить 1 класс «аквариумной школы». Об этих рыбках вы прочитаете самостоятельно по учебнику дома. А мы узнаем о других аквариумных рыбках. О них нам расскажут наши дети.

3 слайд – меченосец.

- Об этой рыбке расскажет Ульяна. Послушайте и узнаете, почему ее так называют.

Ученица: Это меченосец. На хвосте у этой рыбки длинный отросток, похожий на меч, поэтому и назвали ее меченосцем. Когда плавает, меч у него вместо руля, чтобы на ходу поворачивать. У этой рыбки всего один меч. А бывают меченосцы и с двумя, и с тремя, и даже пятью мечами.

Учитель: Начинающим любителям аквариумных рыбок нужно знать, что гуппи и меченосцы могут дружно жить в одном аквариуме.

4 слайд – гурами.

- Об этой рыбке нам расскажет Лена.

Ученица: Это гурами. Вон какие у нее усики, тоненькие и длинные. Это грудные плавники. Когда гурами чем-нибудь заинтересуется, она усики вперед выставляет, ощупывает ими, что там впереди. И водоросли ощупывает, и стекло, и маленьких улиток. А когда встретит другую рыбку, похлопывает ее усиками, как будто здоровается.

5 слайд – петушок.

- О петушках нам расскажет Ира.

Ученица: Это петушок. Очень яркие эти рыбки - петушки. Они бывают разного цвета: и красные, и синие, и зеленые. А назвали их петушками за характер, уж больно они задиристы. Стоит двум петушкам встретиться, обязательно затевают драку. Так и наскакивают, так и норовят укусить друг друга. Все плавники оборвут, одни клочья останутся. Но это не страшно, плавники у них снова отрастут.

6 слайд – сомик.

- О сомиках нам расскажет Юра.

Ученик: Это сомик. Он любит лежать на дне аквариума или прятаться где-нибудь в укромном местечке. Раз лежит сомик, значит, не голоден. Сомики – своеобразные санитары аквариума, поедающие на его дне пищевые остатки.

Закрепление. Игра «Да и нет».

- Я показываю картинку и называю рыбку. Если вы согласны со мной, то говорите «да», если не согласны – говорите «нет». (Демонстрируются слайды 8 – 12, Приложение 1)

IV. Коллективное панно «Аквариум».

- Посмотрите на аквариум. Для чего нужны растения в аквариуме? (Выделяют кислород, некоторые рыбки поедают растения)

- А вы хотите, чтобы в нашем аквариуме заплавали рыбки? Значит, нам нужно будет потрудиться.

Сейчас мы с вами будем изготавливать вот такую модель рыбки при помощи сгибания и складывания бумаги. (Демонстрируется модель рыбки)

- Как называется такой вид работы? (Оригами)

- Перед вами цветная бумага, выберете тот цвет, который соответствует вашему настроению.

V. Работа по изготовлению изделия. Модель рыбки.

На доске вывешивается технологическая карта (Приложение 2). Дети работают по технологической карте.

- Сейчас вашими рыбками заполним аквариум. Для этого вам нужно намазать клеем обратную строну рыбки и приклеить ее в аквариум (Дети подходят и приклеивают).

VI. Итог урока.

- Кого из животных живого уголка вы хотели бы завести? (Дети высказываются)

- Для чего заводят дома зверьков, птиц, рыбок? (Присутствие животных успокаивает, положительно влияет на человека. В человеке воспитываются добрые качества, любовь ко всему живому)

VII. Домашнее задание.

- Прочитайте рассказы о питомцах живого уголка по учебнику.

- А еще вы можете прочитать о животных живого уголка из следующих журналов и книг: журнал «Юный натуралист», книги Дацкевич В. «Цветные плавнички», Гусев В.Г. «Наши питомцы». (Демонстрируется дополнительная литература)

Литература:

  1. Брагин А. Знакомые незнакомцы. М., Малыш, 1992.
  2. Дацкевич В. Цветные плавнички. М., Детская литература, 1972.
  3. Долженко Г.И. 100 оригами. Ярославль. Академия Холдинг. 2002.
  4. Гусев В.Г. Наши питомцы: Альбом. М., Лесная промышленность, 1986.