Урок русского языка. Урок творчества во 2-м классе по теме "Текст"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  1. Закрепление умения определять тему, основную мысль текста, подбирать заголовок текста.
  2. Развитие аналитического и образного мышлении я, умение выделять главное, обобщать, развитие фантазии, творческих способностей.
  3. Воспитание умения работать в группе; принимать общее решение.

Ход урока.

Учитель:

Сегодня наш урок русского языка будет уроком творчества. Вы научитесь определять основную мысль текста, подбирать заголовки, и сами станете авторами небольших рассказов.

- Начнем урок с мозговой гимнастики. Упражнения повышающие устойчивость внимания, улучшает речь.

«Ленивые восьмерки».

Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками. Садитесь!

Учитель:

Нам надо выяснить, что мы называем текстом. На доске две записи. Определите, какая из них является текстом.

1. Елочка появилась на свет осенью. Она раздвинула листья, травинки, высунулась из зелени и удивленно осмотрелась. Деревья роняли листья.

Прошло много лет. Но каждую осень, в день елочкиного рождения, деревья дарят ей подарки. Осина дарит красные фонарики, клен роняет оранжевые звезды, а ива засыпает елочку тонкими золотыми рыбками.

2. По небу плывут белые облака. Заяц и белка живут в лесу. Дети идут в школу. У нас перед окном растет стройная береза. Узкая тропинка вела к избушке лесника. Москва – столица России.

Дети называют текстом первую запись и доказывают свой выбор.

Учитель:

Вы правы. А еще в первой записи все предложения объединены одной темой. Какова тема данного текста?

Дети:

Здесь говориться о красивом убранстве осенних деревьев.

Учитель:

Давайте подберем заголовок.

Дети подбирают варианты.

Учитель:

Нам понадобиться еще одно понятие – опорные слова. Какие это слова? (Опора)

Дети высказывают свои рассуждения.

Учитель:

Давайте сравним с правилами в учебнике.

Дети читают правило в учебнике.

Учитель:

А сейчас мы будем работать в группах.

- работа в группах будет оцениваться по пятибалльной системе. Вы должны будете выбрать руководителя группы, который будет озвучивать ваши ответы.

- И, так первое задание.

Прочитать текст. Определить тему. Подобрать заголовок. Каждая группа получает свое задание.

Например:

Согрело солнышко сосульку. Заплакала она холодными слезами. Вспыхнули капельки на солнце. Засветились красными, синими, желтыми огоньками. Зажурчали оно ручейками.

Воробьи искупались в солнечном ручейке и заголосили по – весеннему радостно.

Капля упала мне на лицо. Я посмотрел сквозь нее и замер. Все кругом изменилось: засияло, засверкало. Заискрилось радужными огнями.

Дети по очереди отвечают и получают оценку.

- Второе задание.

Каждый в группе работает индивидуально, но может дополнять ответы своего товарища.

- Подобрать слова к теме.

Например:

Тема . Школа (варианты ответов: учитель, ученик, доска, учебники, тетради, дневник)

Тема. Столовая (варианты ответов: повар. Тарелка, ложка, стол, салфетки)

Оценка.

Звучит музыка.

Учитель:

Положите голову на руки, закройте глаза. Представьте. Лето, светит солнце. Вы идете по берегу реки. Слышится шум воды, детский смех. Горячий песок жгет ступни ног. И, вдруг вам захотелось оказать в зимнем лесу, где деревья стоят в серебристом уборе, на снегу видны следы зверей. Вспомним о школе и своем любимом уроке, на котором можно узнать много интересного. А еще школьную библиотеку и Валентину Ивановну, она всегда посоветует, что можно прочитать. И вы решили обо всем этом рассказать своим одноклассникам.

Открыли глаза, работаем дальше.

- Третье задание.

Составить и записать текст на заданную тему.

Темы. Мой любимый урок. Наша школьная библиотека. Красота родного края.

Если кто то затрудняется на парте лежат карточки – подсказки с опорными словами.

А, если вы решили, что для вас это трудное задание. Можете выбрать другое задание. На каждой парте лежит такое задание. Раздели текст на предложения.

Дети самостоятельно работают.

Проверка. Несколько человек читают свои рассказы.

Учитель:

Свои работы вы сдадите и получите оценку. А самые интересные рассказы я прочитаю вам на следующем уроке.

Итог урока.

Учитель:

Давайте повторим какими правилами мы воспользовались.

- Что такое текст?

- Тема текста?

- Опорные слова?

- Закройте глаза, поднимите руки кому трудно было выполнять задания.

Игра «Кубики».

Нужно собрать текст из определенных предложений. На каждой грани написано одно предложение из какого – нибудь текста.

Нужно помнить, что на каждом кубике из нужного текста написано только одно предложение.

Каждая группа получает кубики, составляет текст и зачитывает его.

Домашнее задание. Иллюстрация к своему рассказу.