Урок химии в 8-м классе по теме "Химические свойства солей"

Разделы: Химия


Цель урока: систематизация и обобщение знаний учащихся о солях
как о самостоятельном классе неорганических соединений.

Задачи урока:
I Общеобразовательные
1) актуализация опорных знаний;
2) умение применять свои знания в лабораторной практике;
3) умение работать с дополнительной информацией.

II Развивающие
- стимулировать познавательную активность ребят;
- развивать интерес к предмету, эрудицию, умение быстро и чётко формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать
-  расширение мотивационного поля при изучении химии.

III Воспитательные
- формировать коммуникативную компетенцию учащихся (умение работать в группах).
-    воспитывать ответственность за коллективный результат.

Методы обучения: проблемный метод в выявлении и рассмотрении химических свойств растворов солей, метод обобщения, сравнение, метод классификации и другие.

Формы обучения: урок изучения нового материала на основе проблемного подхода

Средства обучения: причинно-следственные связи, внутри- и межпредметные связи

Оборудование:  Задачник 8 класс. Н.Е.Кузнецова А.Н.Лёвкин, реактивы для опытов, ряд активности металлов, таблица растворимости, периодическая система, карточки задания, ТСО.

Реактивы: железные опилки, медная проволока, CuSO4, FeSO4, K2SO4, NaOH, пробирки (по 4 шт. на группу), соль, сода, скелет, медный купорос - кристаллы, мел, мрамор, малахит.

Ход урока

Этап урока, решение методической задачи Деятельность учителя Деятельность ученика
1.Степень усвоения материала по теме (10 мин.)
Метод .задачи:
- актуализация опорных знаний;
-  расширение мотивационного поля при изучении химии
  1. Что такое соли?
  2. Экспресс - контроль по индивидуальным карточкам на 2 варианта.

Критерии оценок (записаны на доске, прокомментированы)
«3» - правильно выбраны             все формулы солей из предложенных;
«4» - правильно выбраны все формулы солей и даны им названия;
«5» - правильно выбраны все формулы солей, даны им названия, составлена классификация.

1.Ответ на вопрос.
2.Выбирают формулы солей и соответствующие им названия.
Составляют схему классификации солей. Проводят самопроверку и выставляют оценки.
Для проверки тест выполняется на компьютере в проекции на экран по одному ученику от каждого варианта:
называют соли, формулы, которые предложены для самопроверки.
2.Постановка
   цели данного
урока

3 мин

 

 

 

Презентация ученика по теме «Поваренная соль» -
3 мин
 Метод.задачи:
- умение работать с дополнительной информацией,
- развивать интерес к предмету, эрудицию, умение быстро и чётко формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать

- Итак, мы с вами уже знаем, что такое соли.
Соли – это вещества.
- А как можно охарактеризовать вещество?
- Какие свойства солей вы уже знаете?
А какая соль в нашей жизни самая известная?

- Какими еще свойствами, кроме физических, должны обладать соли?

- Сегодня на уроке мы  познакомиться с химическими свойствами солей.

 

Описать свойства вещества.
Физические свойства солей. Соли – твердые (агрегатное состояние) вещества разного цвета, обладают различной растворимостью, имеют разную температуру плавления.
Презентация через проектор с указанием источников информации презентации
Ответ:
Соли должны обладать еще и химическими свойствами

3.Изучение
нового материала.
Экспериментальная работа в группах
(5 + 3 мин. проверка)

Задачи:
-умение применять свои знания в лабораторной практике;
-стимулировать познавательную активность ребят; развивать интерес к предмету, эрудицию, умение быстро и чётко формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать,
- формировать коммуникативную компетенцию учащихся (умение работать в группах),
-    воспитывать ответственность за коллективный результат.

Для этого проведем лабораторную работу, выясним,  с какими веществами взаимодействуют соли и что при этом получается?
На столе у каждой команды имеется набор реактивов, карточки – инструкции.
Запись в тетради темы урока Инструктаж по ТБ.
Согласно карточке – инструкции экспериментально определяют, как соли взаимодействуют с металлами и щелочами. В тетрадях записывают признаки и уравнения реакций.
Первые из правильно выполнивших задание,  пишут на доске уравнения реакций и делают вывод (под запись в рабочих тетрадях в виде схем).
Закрепление новых знаний.
Работа
в группах
«Кто быстрее»
Задание №1
№5 – 116
( 5 минут)
Метод. Задачи:
- формировать коммуникативную компетенцию учащихся (умение работать в группах),
-    воспитывать ответственность за коллективный результат.
-стимулировать познавательную активность ребят;
-расширение мотивационного поля при изучении химии
Задание №2
( 5 минут)
Метод.задачи:
-стимулировать познавательную активность ребят;
-расширение мотивационного поля при изучении химии
- формировать коммуникативную компетенцию учащихся (умение работать в группах),
-воспитывать ответственность за коллективный результат.
Задание №3
(4 минуты)
Метод. задачи:
 -умение применять свои знания в лабораторной практике;
 -формировать коммуникативную компетенцию учащихся (умение работать в группах),
-воспитывать ответственность за коллективный результат.
Подбор заданий.

Задание №1
Задачник 8 класс. Н.Е.Кузнецова
А.Н.Лёвкин
№ 5 – 116

Задание №2 на карточке.
Группа, которая выполнит задание раньше всех, получает право ответа у доски и набирает 4 балла, те, кто верно выполнил – 2 балла, кто допустил ошибки – 0 баллов.

Задание №3 позволит вам добрать недостающие баллы
а) Что интересного вы знаете о солях.
б) Укажите источники информации.

Учитель выставляет оценки

Выполняют задания по карточкам и задачнику. Ответы записывают на ватмане, прикрепляют на магниты к доске.

 

 

 

 

 

 

За верно выполненные задания учащиеся получают «химоны» - кружочки

 

 

Приготовленные дома сообщения о применении солей учащиеся представляют классу
Источники информации записывают на ватмане и прикрепляют магнитом к доске.
Сравнивают и оценивают результаты всех команд.

Итоги урока
(2 минуты)

Ребята, давайте подведём итоги сегодняшнего урока. Какая цель перед нами стояла? Какие химические свойства солей мы с вами отработали?

Домашнее
задание

Задачник по химии 8 класс. Н.Е.Кузнецова, А.Н.Лёвкин.
1)  обязательно №5-117
2) творческое задание по желанию (любое на выбор):
- №5-114,
- составить кроссворд «Соли»,
- по географической к карте найти и выписать названия городов, образованных от слова «соль»

Задание №1. Задачник по химии 8 класс. Н.Е.Кузнецова, А.Н.Лёвкин. №5 -116
С растворами каких из перечисленных солей будет реагировать цинк: сульфат калия, нитрат меди (II), хлорид магния, нитрат серебра, хлорид ртути (II)? Запишите уравнения возможных реакций.

Задание №2. Закончите уравнения реакций, назовите образовавшуюся соль.

Карточка I (задание на повторение). Выберите формулы солей, подберите к ним названия, составьте схему классификации предложенных вам солей.

I вариант
1. ZnOHCl
2. N2O5
3. Ca3(PO4)2
 3. Mg
4.BaSO4
5.Na2SiO3
6.KHSO4
7.Fe (OH)2
а) фосфат кальция
б) гидроксохлорид цинка
в) карбонат кальция
 г) гидросульфат  калия
д) силикат натрия
е) сульфат бария

II вариант

1.  MgOHJ
2.  H2SO4
3.  AgNO3
 4.  NaOH
5.  CaS
6. Fe2O3 
7. NaHCO3
8. CuBr2 
а) фосфат кальция; 
б) бромид меди (II); 
в) гидрокарбонат натрия;
г) сульфид кальция
д) гидроксоиодид магния
е) нитрат серебра

 

Фамилия _______________________Класс____________
Карточка I (задание на повторение). Выберите формулы солей, подберите к ним названия, составьте схему классификации предложенных вам солей.
I вариант

  1. ZnOHCl          а) фосфат кальция
  2. N2O5         б) гидроксохлорид цинка
  3. Ca3(PO4)2        в) карбонат кальция
  4. Mg              г) гидросульфат калия
  5. BaSO4              д) силикат натрия
  6. Na2SiO3           е) сульфат бария
  7. KHSO4
  8. Fe (OH)2 

Правильная запись ответа: записывается цифра и соответствующая этой цифре буква_______________________

Фамилия _______________________Класс____________
Карточка I (задание на повторение). Выберите формулы солей, подберите к ним названия, составьте схему классификации предложенных вам солей.
II вариант
1.  MgOHJ           а) фосфат кальция;                         
2.  H2SO4              б) бромид меди (II);                       
3.  AgNO3            в) гидрокарбонат натрия;                
4.  NaOH              г) сульфид кальция
5.  CaS         д) гидроксоиодид магния
6. Fe2O3                         е) нитрат серебра
7. NaHCO3
8. CuBr2
Правильная запись ответа: записывается цифра и соответствующая этой цифре буква_______________________


Приложения к уроку

Карточка – инструкция №1.

Химические свойства солей

Взаимодействие металлов с солями.
В пробирку с железными опилками прилейте 1 мл (6-8 капель) раствора CuSO4.
Как изменяется окраска раствора?
В пробирку с медной проволокой прилейте 1 мл (6-8 капель) FeSO4.
Что наблюдается?
В какой из 2-х пробирок реакция протекает? Какие признаки реакции это доказывают?
Напишите уравнение протекающей реакции между металлом и раствором соли, назовите полученные вещества.
В каких случаях идет реакция между металлом и растворами солей?
Для ответа на этот вопрос воспользуйтесь рядом напряжений металлов.

Карточка – инструкция №2.

Химические свойства солей

Взаимодействие солей с основаниями
В две чистые пробирки налейте по 1 мл (6-8 капель) CuSO4 и K2SO4, в обе пробирки добавьте такой же объем раствора NaOH.
Что наблюдается?
В какой из 2-х пробирок реакция протекает? Какие признаки реакции это доказывают?
Напишите уравнение протекающей реакции между растворами соли и щелочи, назовите полученные вещества.
В каких случаях идет реакция между растворами солей и щелочами? В каких случаях возможна реакция между растворами солей и щелочей?