Урок по биологии в 8-м классе по теме "Память. Виды памяти"

Разделы: Биология


Цель урока: Дать представление о таком проявлении высшей нервной деятельности человека, как память, показать классификацию памяти, познакомить с простейшими приемами запоминания.

Оборудование: экран, мультимедийная установка, иголка, катушка ниток, клубни картофеля, нож, гвозди, молоток, секундомер, транспаранты со словами, листы бумаги с цифрами, чистые листы бумаги.

Ход урока

Урок начинается с небольшого вводного рассказа учителя о памяти. Что же такое память? Память – это сохранение полученной информации. Но как происходит запоминание? Почему человек забывает важнейшие вещи и годами может помнить о незначительных пустяках? Некоторые люди с трудом вспоминают номер собственного телефона, но четко помнят какую-нибудь незначительную деталь или событие, произошедшее с ними много лет назад. Неизвестно и то, где хранится эта полученная информация. И как она извлекается в нужный момент. Известно, что повреждение определенных областей головного мозга приводит к потере памяти. Означает ли это, что такие области – кладовые информации, зоны памяти? Бывают случаи, когда люди теряют память. Такое состояние называют амнезией. Иногда люди, желающие забыть о том, что принесло им страдания, как бы вычеркивают это из своей памяти. Но мозг – загадочный орган. Вычеркнув нежелательное, люди, как правило, утрачивают и многие другие знания. Ученые до сих пор не могут дать точного ответа на вопросы о том, что такое память, как происходят процессы запоминания и забывания, поэтому существует несколько типов классификации памяти. В зависимости оттого, что мы запоминаем и воспроизводим, различают двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую память.

 Двигательная память

Это запоминание и воспроизведение движений. Она является основой выработки двигательных навыков. Овладение ходьбой, бегом, ездой на велосипеде, игрой на музыкальных инструментах, навыками письма возможны благодаря двигательной памяти, позволяющей автоматически, без контроля сознания выполнять комплекс движений. Для демонстрации этого учитель по очереди вызывают юношу и девушку, которым дается задание: как можно скорее почистить картофель или пришить пуговицу. Как правило, девушки справляются с этим заданием быстрее. Затем предлагается учащимся забить гвоздь или вкрутить шуруп. Безусловно, второе задание юноши будут выполнять лучше и быстрее. Вопрос классу: почему быстрее и качественнее забить гвоздь молотком могут юноши, а владеть иголкой девушки? Ответ учащиеся дают быстро и правильно.

Эмоциональная память

Это память чувств. Представим себе, что в прошлом человек испытал какое-то событие, столкнулся с ситуацией, которая оставила в его душе сильный эмоциональный след. При новой встрече с ними человек вновь переживает «запомнившееся» чувство. Так, встретив человека, с которым связано воспоминание об очень радостном событии в вашей жизни, вы долгое время будете пребывать в радостном настроении. Это связано с тем, что яркие эмоциональные переживания прочно закрепляются в нашей памяти и легко воспроизводятся. Для демонстрации этого вида памяти учащимся вначале предлагается прослушать текст, который учитель читает с выражением, затем этот же текст читается с демонстрацией художественных картин и в третий раз текст сопровождается небольшим фрагментом из фильма. Учитель спрашивает у детей, какой из текстов произвел на них большее впечатление? Почему? На учащихся большее впечатление производит текст, сопровождающийся показом фильма. Вероятнее всего последняя демонстрация оставит свой эмоциональный след в памяти учащихся, и они смогут воспроизвести её через какое-то время без особых усилий.

Образная память

Этот вид памяти заключается в сохранении и воспроизведении всех видов образов (зрительных, слуховых, двигательных, осязательных, обонятельных, вкусовых). Образная память тесно связана с воображением. Например, мы вспоминаем лицо человека, его голос, картину природы, музыкальный мотив, вкус какого-либо блюда. Образная память имеет большое значение в самых разных областях человеческой деятельности. Так для художника особенно важна зрительная память, для музыканта – слуховая, инженер «мыслит» пространственными образами. Учитель предлагает провести демонстрационный опыт. Для этого нужно выбрать трех учеников, один из которых садится на стул лицом к классу, другой встает за его спиной, держа в руках написанные на бумаге какие-либо слова, третий должен с помощью жестов и мимики объяснить своему сидящему на стуле товарищу, что написано на бумаге. Количество предлагаемых слов определяется произвольно. Успех в отгадывании и запоминании возможен только в том случае, если слово передано образно, находчиво, возможно с юмором. Испытуемый в конце игры должен будет воспроизвести последовательность и правильность предложенных ему слов.

Слуховая память

Учитель предлагает учащимся сыграть в игру «Сыр-бор». Игроки садятся в круг. Первый игрок называет слово, например «сыр». Второй игрок называет слово предыдущего и добавляет свое, например «Сыр – бор». И так далее. Каждый последующий игрок должен перечислить все слова в том же порядке, в каком они были названы, добавляя свое. Кто совсем запутается, вылетает из игры. Выигрывает тот, кто остается последним. Учащиеся должны не только запоминать услышанные слова, но и быть предельно внимательными, чтобы воспроизвести всю цепочку слов.

Зрительная память

Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Она чрезвычайно важна для людей любых профессий, особенно для инженеров и художников. Хорошей зрительной памятью обладают люди с эйдетическим восприятием, способные в течение достаточно продолжительного времени “видеть” воспринятую картину в своём воображении после того, как она перестала воздействовать на органы чувств. Сферой профессионального применения такой памяти может стать музыка, живопись, архитектура, т.е. виды деятельности, в которых предъявляются особые требования к зрительно-точному запоминанию и воспроизведению увиденного. Учитель предлагает учащимся внимательно посмотреть на слова, представленные на карточке: школа, класс, учитель, указка, книга, тетрадь, дневник, двойка. Ученики в течение 10 сек. запоминают набор и последовательность слов. Затем на листе бумаге, подождав еще 10 сек., воспроизводят их. Далее учитель и ученики проверяют правильность выполнения, отмечая количество слов, которое запомнили и воспроизвели. В данном случае были представлены слова темы «школа». Дети легко справляются с этим заданием. Следующий подбор слов может не нести какого-то смыслового тематического содержания. Например: часы, рука, тумба, пылесос, дрова, туфли, курица. С этим заданием справляются не все. Задания можно повторять неоднократно, меняя слова, используя различные принципы подбора. Учитель поясняет, в каком случае и почему количество запомненных и воспроизведенных слов оказалось большим в первом эксперименте и недостаточно во втором.

Взаимосвязь видов памяти

Разные виды памяти тесно связаны между собой и никогда не «работают» изолированно. Человек может одновременно использовать двигательную, эмоциональную, образную и смысловую память. Например. Вы отвечаете на уроке. Пересказывая текст, вы пользуетесь двигательной памятью, смысловой (излагаете правила и выводы, понятые и осмысленные вами); образной памятью (вспоминаете примеры, приведенные в тексте учебника или услышанные от учителя); эмоциональной памятью (когда вы запоминали материал, то что-то вас удивило или восхитило, а теперь во время ответа, вы испытываете сходные переживания).

Запоминание

Существует два способа запоминания: механический и осмысленный. Механическое запоминание, т.е. зазубривание, основано на повторении материала без его осмысления. При таком способе знания удерживаются в памяти непрочно, и в нужный момент человек может оказаться не в состоянии их вспомнить. При осмысленном запоминании человек, прежде всего, стремится вникнуть в суть заучиваемого, понять и запомнить смысл материала, активно использовать его для решения разнообразных жизненных задач. Запоминание может быть произвольным и непроизвольным. Непроизвольное запоминание происходит в тех случаях, когда человек не ставит перед собой специальной цели запомнить тот или иной материал. Учитель демонстрирует опыт по выявлению непроизвольной памяти: на экране телевизора без звука показывает небольшое количество знакомых рекламных роликов. Учащимся предлагается озвучить их, что они делают без особого труда и с большим удовольствием. При произвольной памяти запоминание информации происходит тогда, когда человек прилагает волевые усилия (например, запоминание таблицы умножения, стихотворений).

Сохранение памяти

Памятные следы могут храниться в мозгу разное время. В зависимости от этого различают непосредственную, или сенсорную память. Она осуществляется на уровне рецепторов. Информация сохраняется доли секунды, пока идет ее обработка и принятие решения о целесообразности запоминания. И долговременную память, длительность хранения информации которой от нескольких часов и дней, до нескольких месяцев и лет. Для демонстрации кратковременной памяти проводится следующий демонстрационный опыт. Учитель вызывает 4 учеников, предлагая им представить следующую ситуацию. Нам необходимо позвонить по номеру телефона, который мы нашли в телефонном справочнике (каждому из учащихся предлагается семизначный номер телефона), набрали его, но линия оказалась занятой. Учащимся предлагается подождать несколько секунд и вновь повторить звонок, т.е. воспроизвести номер телефона по памяти. С заданием справляются не все. Учитель объясняет, что при кратковременной памяти информация хранится короткий промежуток времени, в проделах 15-20 секунд, в течение которого поступившие данные не запоминаются сознательно, но готовы для воспроизведения. Если мы мысленно не повторяем этот номер (не «прокручиваем» его в памяти), то по прошествии какого-то времени мы его забываем. Емкость долговременной памяти и длительность хранения информации практически безграничны. Мозг никогда не расстается ни с одним впечатлением, зафиксированным в долговременной памяти, все они сохраняются до конца наших дней, уходя на бессознательный уровень нашей психики. Особенно прочно закрепляются события, имеющие большое значение для человека и связанные с проявлением сильных эмоций. Достаточно небольшого напоминания, и в памяти всплывают сложные картины пережитых событий.

Воспроизведение (воспоминание)

Это процесс использования следов, хранящихся в памяти. Бытует мнение, что дети запоминают лучше потому, что мозги у них “чистые”. По мере взросления информационный багаж человека возрастает, мозги – “заполняются”, новое запоминается труднее. Такое мнение ошибочно. При правильном подходе в работе с информацией возможности человека неисчерпаемы. Дети запоминают крепче потому, что в отличие от взрослых способны провести новую информацию “через сердце”, то есть через эмоции и темперамент. Учитель предлагаем вниманию учащихся методику С. Гарибяна, который разработал оригинальную систему тренировки памяти, которая каждому позволяет добиться удивительных успехов. Диктуется последовательность слов: полиция, собака, пингвин, паркет, рация, айсберг, часы, небо, антенна, чай. Создается примерный сценарий: Полиция из-за отпуска служебно-розыскной Собаки использовала при розыске Пингвина и нашла спрятанную под Паркетом Рацию фирмы “Айсберг”, которая вмонтировала туда взрывное устройство, замаскированное под Часы. Взрывное устройство сработало, рация взлетела в Небо! Лишь кусочек Антенны остался от нее, который и упал на кафе, где пили Чай.

Запоминать числа автор советует так: каждой цифре придают запас однородных образов. Например: 0 - лебедь, пеликан, петух, 1 - теплоход, подлодка, парусник, 2 - лев, тигр, медведь; 3 - слон, верблюд, олень; 4 - мотоцикл, трактор, автомобиль; 5 - бомбардировщик, вертолет, космолет; 6 - крокодил, морж, осьминог; 7 - кот, мышь, белка; 8 - паук, стрекоза, кузнечик; 9 - акула, щука, касатка. Труднее всего запомнить, пожалуй, саму исходную схему. Почему, например, 0 — это лебедь? Придумайте или, на худой конец, зазубрите схему, как таблицу умножения. А дальше уж - дело техники. Допустим, нужно запомнить число: 9310425917580635074622З124896. Составляется сюжет:

Щука (9) укусила за хвост слона (3), который стоял на палубе теплохода (1) и учил лебедя (0) ездить на мотоцикле (4), принадлежащем льву (2), который умел пилотировать бомбардировщик (5), уничтожающий глубинными бомбами акул (9), плывущих рядом с подлодками (1), в одной из которых был кот (7), взятый затем на борт вертолетом (5), издалека напоминающим паука (8), съеденного пеликаном (0), который сидел на шее крокодила (6), укусившего верблюда (3) и т.д.

Учитель вычерчивает на доске или демонстрирует на экране схему причин, влияющих на продуктивность памяти.

Субъективные

  1. Тип запоминания (произвольное, непроизвольное, механическое, логическое)
  2.  Предшествующий опыт
  3. Установка
  4. Интерес
  5. Состояние организма

 Объективные

Характер материала

  1. Осмысленность
  2. Связность
  3. Понятность
  4. Наглядность
  5. Ритмичность
 

Количество материала

Обстановка

Правила для лучшего запоминания

- Старайтесь относиться к запоминаемому предмету не безразлично, а с большим эмоциональным интересом.

- Научитесь сосредоточивать свое внимание на изучаемом предмете. Старайтесь понять материал.

- Формируйте у себя сознательное волевое намерение запомнить данный материал. Хорошо осознавайте цель заучивания, те перспективы, которые откроются перед вами после овладения соответствующими знаниями.

Анкета для учащихся «Хорошая ли у вас память?»

Чтобы правильно оценить возможности своей памяти, ответьте на следующие вопросы. Предлагается четыре варианта ответов: никогда -0; редко – 1; иногда – 2; часто – 3.

1. Трудно ли вам вспомнить последнее событие дня?

2. Трудно ли вам следить за действием фильма, телепередачи, книги, потому что вы забыли, что произошло в начале?

3. Случается ли вам, входя в комнату, мучительно вспоминать, зачем, собственно, вы пришли?

4. Бывает ли так, что вы забываете о важных для вас запланированных делах: оплатить счет в Сбербанке, прийти на встречу?

5. Затрудняетесь ли вы вспомнить номера телефонов, которыми постоянно пользуетесь?

6. Случается ли так, что вы забыли фамилию или имя человека, с которым часто общаетесь?

7. Способны ли вы заблудиться в знакомом месте?

8. Вспоминаете ли вы иногда с трудом, куда положили ту или иную не нужную вам вещь?

9. Бывает ли так, что вы забыли выключить газ, свет, закрыть входную дверь, покидая квартиру?

10. Случается ли вам несколько раз повторять одно и то же, вызывая недоумение окружающих?

11. Трудно ли вам вспоминать имена популярных людей или названия известных мест?

12. Вы вынуждены все записывать, так как не надеетесь на свою память.

13. Трудно ли вам запоминать новые игры, рецепты?

14. Теряете ли вы вещи?

15. Случается ли, что вы моментально забываете то, что вам только что сказали?

А теперь подведем итоги.

Вы набрали 7 очков или меньше. У вас превосходная память – можно только позавидовать. Но все же не забывайте о диете, которая поддержит вашу память в таком же великолепном состоянии, – это полезно даже абсолютно здоровым людям. Количество очков колеблется между 8 и 15. Внимание: вам не следует расслабляться и пускать дело на самотек. Лучше как следует “подкормите” свою память и постоянно ее тренируйте, так как в вашем случае она нуждается в основательной подпитке. Вы набрали 15 очков и больше. Ваша память находится, увы, в плачевном состоянии. Вам следует заняться лечением. Проконсультируйтесь со специалистом и определите причину. Но не паникуйте: память при определенных усилиях восстанавливается.

Домашнее задание

Написать и обосновать пункты по «Гигиене памяти» или небольшой рассказ «Моя память».