Урок русского языка во 2-м классе по теме "Имена собственные"

Разделы: Начальная школа


Цели урока

  1. Обобщение знаний учащихся об именах собственных, закрепление умения классифицировать на нарицательные/собственные имена существительные. Формирование орфографической зоркости.

  2. Развитие логического мышления, речи, памяти, творческих способностей, фонематического слуха, обогащение лексического запаса слов учащихся.

  3. Формирование интереса учащихся к русскому языку и окружающему миру, истории России и родного края.

Оборудование

Учебник Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык, 2 класс». Карточки с текстовыми заданиями. Поощрительные медали с первыми буквами имен и фамилий учащихся. Фонетический тренажер. Лото «Наш город». Интерактивная доска с иллюстративным материалом (презентация в формате MS PowerPoint).

Ход урока

Организационный момент

-  Здравствуйте! Садитесь! Проверьте посадку. Все ли готово к уроку?

Постановка учебной задачи

Буква обычная выросла вдруг.
Выросла выше букв-подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги,
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.

- Когда и почему мы пишем слова с большой буквы?

Чистописание

- Сколько элементов? Какие? Какое соединение между элементами? Пропишите элементы до конца строки.

Словарная работа

- Итак, мы написали элементы букв. Чем отличаются буквы от звуков?

- Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом.

1-й звук — твёрдая пара [р’]

2-й звук — гласный ударный [о]

3-й звук — звонкая пара [т’]

4-й звук — гласный безударный [и]

5-й звук — твёрдая пара [н’]

6-й звук — гласный безударный [а]

— Произнесите это слово ( ). Значение слова?

К уроку учащимся было дано задание посмотреть в словаре значение слова «родина».

Индивидуальная работа

Один ученик выполняет фонетический разбор слова «город».

Работа с классом

- Сколько слогов в слове? Назовите 1-й, 2-й, 3-й слоги. На какой слог падает ударение? Где «опасное» место? Почему? Что можете написать?

- Почему это слово является словарным? Запишите слово «родина» с орфограммой в тетради.

- В знак особого уважения это слово пишут с большой буквы, запишем: «Родина».

Один ученик записывает на интерактивной доске слова «родина», «Родина» с орфограммами, остальные в тетради.

- Русский народ давно отметил любовь человека к Родине в пословицах.

«Нет в мире краше Родины нашей».

«Одна у человека мать, одна у него и Родина».

- Как вы их понимаете?

1-й ученик пишет на доске с комментированием пословицу, вставляя пропущенные буквы, а остальные — в тетради.

Ж...ть — ...од...не служ...т....

Индивидуальная работа

2-й ученик пишет на доске пословицу, вставляя пропущенные буквы.

Не ж...лей ж...зни — служ... ...тчизне.

- Проверим, как написали пословицы. Как вы их понимаете? Почему вторую пословицу можно записать рядом с первой? Каким близким по смыслу словом заменено слово «Родина». Запишем слово «Отчизна» с орфограммами.

- От какого слова оно произошло? Как называются слова «Родина», «Отчизна», «Отечество»?

- Как называется страна, которая является нашей Отчизной, Отечеством?

- Запишем с орфограммами слово «Россия». Один ученик записывает слово «Россия» на интерактивной доске, остальные — в тетрадях.

- Прочитаем, что сказал К.Д.Ушинский о родине:

«Наше Отечество, наша Родина — матушка-Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши».

- Существует образное выражение «сердце России». О каком городе можно так сказать?

- Запишем с орфограммами слово «Москва». Один ученик записывает слово «Москва» на интерактивной доске, остальные — в тетрадях.

- Проверим фонетический разбор слова «город».

- Москва — один из городов Золотого кольца России, о других городах мы узнаем из упражнения №154, с.96 учебника (выполняется самостоятельно в тетрадях). Во время проверки задания учащиеся называют города в алфавитном порядке <Приложение1>.

- Почему написали с заглавной буквы?

- Город — малая родина. Дополните предложение, записанное на доске: «Мы живем в ...». (Саратове)

- Сколько слов в предложении? Какое 1-е, 2-е, 3-е, 4-е слово? Орфограммы?

Учитель выделяет орфограммы в предложении по ходу ответов учеников.

- Напишите в тетради предложение с орфограммами по памяти, выделите грамматическую основу.

- Проверим, что получилось <Приложение2>.

- Подведем итог: как пишутся названия стран, городов?

Физминутка

Утром рано поднимаясь, потянитесь, распрямитесь,
Руки шире разведите — Вы весь мир объять хотите!
В школу быстро собирайтесь, побежали, побежали,
До дороги добежали — медленно остановитесь:
Вы налево поглядите, вы направо посмотрите,
Головою повертите, повертите, покрутите
И тогда переходите!

- Что же мы переходили? Мы переходили улицу.

Учитель называет улицы: Валовая, Соколовая, Волжская, Набережная. Ученики записывают их названия с орфограммами на интерактивной доске и в тетрадях.

- Какое слово «лишнее»? Почему одну из улиц назвали «Набережная»?

-  Напишите в тетради название вашей улицы.

Работа с классом

- На берегу какой реки расположен Саратов?

- Составьте предложение из слов: Волги, на, город, берегу, стоит, Наш.

Ученики называют слова в правильном порядке: «Наш город стоит на берегу Волги». Один ученик на интерактивной доске записывает получившееся предложение с орфограммами, а остальные пишут в тетрадях.

Индивидуальная работа

3 ученика выполняют у доски задание по карточке: составить предложение из слов, вставить пропущенные буквы.

  1. Это, длин..ая, в, р...ка, (Е,е)вропе, самая

  2. б...рёт, ...на, н...ч...ло, св...ё, гор...да, (Т,т)в...ри, у

  3. вп..дает, в, (В,в)олга, море, (К,к)аспийское

- Проверим, как справились со своим заданием те, кто работал у доски. Что получится, если соединить все предложения? (Текст)

- Как пишутся названия улиц, рек, морей?

Страны, города и реки — посмотри и не спеши, с большой буквы их пиши!

Самостоятельная работа в парах (лото "Наш город")

- Мы с вами, наш класс тоже является частичкой малой родины. А родина сильна дружбой. Запишите фамилию, имя своего соседа по парте и свою, когда соберете картинку.

Учащиеся в паре собирают из фрагментов фотографий виды Саратова. Если картинка собрана правильно, на обратной стороне они прочитают свои имена и фамилии.

- С какой буквы пишутся имена и фамилии?

Никогда не забывайте, имя буквой выделяйте!

- Кого можно назвать нашими друзьями, братьями меньшими?

- Прочитайте предложения на карточках. В них есть слова, которые звучат одинаково, а пишутся по-разному. Определите, какие слова пишутся с заглавной буквы.

Во дворе гулял пёс умник.

Сложную задачу мне помог решить умник класса

За иголкой всегда тянется ниточка.

Кошка ниточка спала на окне.

Конь по кличке цыган проскакал по полю.

Веселый цыган пел и плясал.

Учащиеся работают с заданием на карточках. Один ученик проверяет задание на интерактивной доске.

- Соедините 1-е слоги исправленных слов — имен собственных. Какое получилось слово <Приложение3>?

- Как пишутся клички животных?

Все клички до одной пишут с буквы прописной!

Итог урока

- Запомнили ли вы какие «важные» дела поручают большой букве?

Страны, города и реки — посмотри и не спеши, с большой буквы их пиши!

Никогда не забывайте, имя буквой выделяйте!

Все клички до одной пишут с буквы прописной!

Выставление отметок и поощрение учеников

В течение всего урока работа и ответы учеников оцениваются отметками и поощрительными медальками со своими инициалами.