Экскурсии в преподавании предмета "Технология"

Разделы: Технология


Технология – один из немногих предметов школьной программы, который объединяет различные области знаний в школе, способствует соединению теории с практикой.

Но часто из-за различных причин ( чаще всего недостаточно современная, а порой и вовсе морально устаревшая материальная база) учащиеся лишены возможности увидеть то, что происходит на настоящих производствах, познакомиться с новинками оборудования, понять значимость изучаемого предмета.

На своих уроках я стараюсь не забывать об этом и провожу многочисленные беседы о сферах производства, профессиональном самоопределении, содержании различных видов труда, характеристиках профессий.

В настоящее время достаточно трудно организовать экскурсии учащихся на предприятия швейного производства, так как многие из них имеют частных владельцев и не расположены принимать школьников на своей территории.

Но тем не менее у меня есть положительный опыт в этом направлении: учащиеся школы посещают ателье, швейный цех.

Так как посетить эти предприятия не удается всем классам параллелей я предлагаю разработанный мной урок

«Виртуальная экскурсия в швейный цех» (Приложение 1) на основе имеющихся у меня материалов.

Эта экскурсия очень полезна и познавательна и может применяться в учебном процессе при изучении раздела «Технология изготовления швейных изделий», «Современное производство и профессиональное образование»

Урок-экскурсия №29

Класс: 8 класс

Раздел: «Современное производство и профессиональное образование»

Тема: Сферы производства и разделение труда

Цели экскурсии:

  • Образовательная – ознакомить учащихся с организацией и работой предприятия, с техникой и технологией изготовления выпускаемой продукции, разделением труда на предприятии;
  • Развивающая – расширить кругозор учащихся
  • Воспитательная – способствовать воспитанию у учащихся уважения к людям труда и любви к труду;
  • Профориентационная – ознакомить учащихся с содержанием труда работников цеха

Подготовка к экскурсии: В период подготовки учитель посещает несколько швейных цехов города, знакомится с оборудованием, технологическим процессом, потребностью в кадрах; отбирает один из них для проведения экскурсии; договаривается с руководством о выделении экскурсовода, разрабатывает с ним план проведения экскурсии и устанавливает с ним план проведения экскурсии и дату её проведения.

Подготовка учащихся к экскурсии проводится на предыдущем уроке, где учитель сообщает цель, план предстоящей экскурсии и вопросы, на которые учащиеся должны дать ответ после экскурсии в своём отчёте.

Ход экскурсии

I. Организационный момент – 3 мин.

II. Экскурсия -Демонстрация презентации– 30 мин.

а) Вводная беседа

Рассказ экскурсовода об истории предприятия, о выпускаемой продукции, об используемых материалах; проведение инструктажа по технике безопасности во время экскурсии;

б) Экскурсовод показывает учащимся швейный цех, его оборудование, материалы, технологический процесс.

в) Учащиеся в группах по 3-4 человека знакомятся с содержанием труда разных профессий, разделением труда работников, наблюдают за их работой.

г) Заключительная беседа экскурсовода со школьниками.

1. Какое предприятие вы сегодня посетили?

(Предполагаемые ответы: цех по изготовлению одежды, постельного и столового белья.)

2. Какую продукцию оно выпускает?

(Предполагаемые ответы: пеленки, ползунки, наборы для выписки, чепчики, халаты, фартуки, портьеры, покрывала, пододеяльники, наволочки, простыни и др.)

3. С какими рабочими местами вы ознакомились?

(Предполагаемые ответы: швея, утюжильщица, закройщик.)

4. Понравилась ли вам экскурсия?

(Предполагаемые ответы: да, очень.)

III. Подведение итогов экскурсии учителем – 5 мин.

Сегодня мы посетили действующее производственное швейное предприятие, которое относится к легкой промышленности; ознакомились с разделением труда на этом предприятии, оборудованием, технологическим процессом.

Это поможет вам при работе над проектами при составлении технологической последовательности изделия; выполнении технологических карт, в выборе оборудования и его описания.

А некоторым из вас сегодняшняя экскурсия, возможно, позволит определиться с будущей профессией.

IV. Домашнее задание – 2 мин.

Учащиеся получают распечатки с вопросами.

Подготовить письменный отчёт об экскурсии, ответив на следующие вопросы:

  • Название швейного предприятия, его характеристика.
  • Структура и организация работы (участки цеха).
  • Выпускаемая продукция, материалы, оборудование.
  • Содержание работы основных профессий: швея-мотористка, закройщик, утюжильщица.
  • Впечатление об экскурсии.

(Примечание: подведение итогов происходит на следующем уроке технологии после сдачи учащимися письменных отчётов.)