Элективный курс "Академия учения"

Разделы: Общепедагогические технологии


Проблема качества образования и результативности обучения в последние годы становится все более актуальной, так как перед современным человеком стоит множество проблем, решить которые он не в состоянии простым накоплением знаний, умений, навыков. Поэтому современное образовательное учреждение должно стремиться создать условия для культурного и личного становления каждого ученика, формирования потребности в самообучении, саморазвитии.

Каждый из нас ежедневно сталкивается с противоречиями, которые обусловлены задачами, стоящими перед школой и трудностями, связанными с ростом и развитием детей. Например, с одной стороны, школа должна обеспечить творческое, нравственное и интеллектуальное развитие, умение работать с любой информацией, самостоятельность, коммуникабельность, получение определенного объема ЗУН. Но, с другой стороны, существуют и трудности: большое количество учеников в классе, отсутствие учебной мотивации, особенности развития нервной системы, состояние здоровья, отсутствие времени у родителей на занятия с детьми. В результате, если ничего не менять, то “на выходе” мы получаем: минимальный успех в реализации задач, а со стороны учеников – отсутствие коммуникативных навыков, полная потеря интереса к учебе, ухудшение здоровья и др. Известно, что человек хорошо работает в том случае, если чувствует себя эмоционально комфортно. Этот же фактор необходим для развития и совершенствования личности ребенка. Что сделать для того, чтобы в классе царила атмосфера эмоционального комфорта? Ученик сможет чувствовать себя комфортно в том случае, если у него сформированы общие умения, навыки и способы деятельности, то есть он может работать с любым источником информации, организовать свою деятельность и помочь другим, а так же ясно представлять себе то, что он должен сделать, когда ему дают какую-либо работу. В связи с тем, что школа второй ступени перешла на эксперимент реализации идеи разновозрастного обучения с использованием метода погружения были выявлены следующие проблемы: ученики, приходящие в разновозрастные группы не обладают необходимым уровнем общих и специальных умений и навыков работы, не могут организовать деятельность и др. Прежде всего, в условиях парной и коллективной работы, школьников необходимо научить – распределять работу между собой; освоить умения устного общения – доказательно излагать свою точку зрения, уважительно выслушивать чужую точку зрения, принимать общее решение. А так же необходимо обратить особое внимание на навыки самостоятельной работы учащихся, так как деятельность самих детей является ведущей при данной форме обучения.

Целью курса “Академия учения” являются повышение мотивации учения, развитие познавательных, коммуникативных, информационных и других компетенций через самореализацию учащихся в условиях разновозрастного обучения.

Определены следующие задачи курса:

  • Развивать общеучебные и познавательные умения и навыки для повышения мотивации и успешности учения (способность к исследованию, принимать собственное решение, осваивать новые виды деятельности, умение прогнозировать и оценивать результаты работы
  • Развивать коммуникативные навыки через работу в разновозрастных группах (способность к эффективной коммуникации и организации взаимодействия
  • Развивать информационные навыки,
  • Формировать мотивацию, привычки, социальный опыт
  • Развивать память, интеллект, способности, самостоятельное мышление, умение формировать свою точку зрения и отстаивать ее, умение слушать других.
  • Использование в процессе обучения и воспитания интерактивных средств обучения, игр и др.

Данный курс рассчитан на 17 часов и включает в себя четыре раздела.

  1. Полезные советы для успешного учения.
    Цель: научить учащихся планировать выполнение работы, ставить цели, делать выводы, работать с литературой, составлять опорный конспект, схему, таблицу, использовать опорные сигналы, составлять список, используемой литературы. Развить навыки написания различных работ (сообщения, рефераты, исследовательские работы и др.)
  2. Наш помощник – память.
    Цель: раскрыть широкие возможности памяти, способы наилучшего запоминания информации, познакомить с упражнениями для тренировки памяти.
  3. Работаем сообща.
    Цель: познакомить с правилами и особенностями работы в группе постоянного и сменного состава.
  4. Наш помощник – компьютер.
    Цель: научить учащихся работать в программах Power Point, Fotostory, тестовых оболочках, ознакомить с требованиями к оформлению презентаций.

Тематическое плпнирование.

Название занятия Количество часов

1. РАЗДЕЛ . Полезные советы для успешной учебы

1. Хочу, а значит могу. 1 час
2. Не ошибается тот, кто ничего не делает. 1 час
3. Преподавание или процесс познания. 1 час
2. РАЗДЕЛ . Наш помощник – память.
4. Широкие возможности памяти. 1 час
5. Особенности нашей памяти. 1 час
6. Как лучше запомнить… 1 час
7. Тренируем свою память. 1 час

3. РАЗДЕЛ . Работаем сообща.

8. Делай с нами. 1 час
9. Я слушаю, меня слушают. 1 час
10. Наша сила в единстве. 1 час
11. Тренинг. Так работать в группе не стоит. 1 час
12. Тренинг. Организуй работу группы. 1 час
4. РАЗДЕЛ . Наш помощник – компьютер.
13. Работа в программе Power Point. Создаем презентацию. 1 час
14. Презентация должна быть…
Даем оценку презентации.
1 час
15. Работа в программе Fotostory. 1 час
16. Работа в тестовой оболочке. 1 час
17. Моя работа с компьютером. Защита отчетных работ. 1 час

Список литературы.

  1. Бадмаев Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения. М., 1998.
  2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.
  3. Волович М.Б. Не мучить, а учить: О пользе педагогической психологии. М., 1992.
  4. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976.
  5. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985.
  6. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука / Под ред. А.И. Подольского; Вступ. ст. А.И. Подольского. М.; Воронеж, 1998.
  7. Границкая Л.С. Научить думать и действовать. – М., 1991.
  8. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. СПб., 1992.
  9. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972.
  10. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
  11. Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 1986.
  12. Краевский В.В., Усова А.В. Формирование умений и навыков учебного труда в процессе обучения школьников. – М. ., 1981.
  13. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2001.
  14. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.
  15. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. М., 1989.
  16. Нурминский И.И., Гладышева Н.К. Статистические закономерности формирования знаний и умений учащихся. М., 1991.
  17. Репкин В.В., Репкина Н.В. Развивающее обучение: теория и практика. Томск, 1997.
  18. Сухов П.Ю. и др. Учимся учиться. Л., 1990.
  19. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. М., 1998.
  20. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975.
  21. Тищенко П.Д. Что значит знать? Онтология познавательного акта. М., 1991.
  22. Татьянченко Д.В., Воровщиков С.Г., Общеучебные умения как объект управления образовательным процессом // Завуч. № 7, 2000.
  23. Фридман Л.М. Психопедагогика общего образования: Пособие для студентов и учителей. М., 1997.