Экологическое воспитание как системообразующий фактор деятельности классного руководителя

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Родник, Родина, род, рождение:
Какой глубокий смысл кроется в этих словах.
Родить ребенка, вырастить как сад -
Нет счастья выше и трудней от века.
Но только тот, кто сам душой богат,
Даст миру не жильца, а ЧЕЛОВЕКА.

Я классный руководитель 2 класса, классный руководитель детей, каждый из которых - маленький бурлящий родник идей, поступков, желаний.

Сама душа ребенка - как живой родник. Такая же чистая, светлая, восторженная, звонкая, доверчивая, безмятежная. И чтоб воспитать и сохранить её такой, классный руководитель должен, прежде всего, думать об экологии человеческой души.

Для учителя важно сохранить данную от природы чистоту внутреннего мира ребенка.

Эта задача не решается от случая к случаю, какими-то отдельными, даже прекрасно разработанными мероприятиями, это целенаправленный, ежедневный, ежечасный, ежеминутный труд, в основе которого лежит система воспитательной работы.

Актуальность проблемы экологического воспитания обусловлена, с одной стороны, декларируемой потребностью государства и общества в личности, способной к созидающей, экологически целесообразной деятельности; с другой стороны, отсутствием в образовательных учреждениях систематической, комплексной работы по формированию экологической культуры школьников.

Анкетирование детей и родителей, организованное в сентябре 2008 года, показало, что только 23% младших школьников обладают активной жизненной позицией, уверены в себе, имеют экологические представления. Лишь 12% детей характеризуются успешностью в организуемых видах деятельности, стройной системой нормативного поведения, способностью осуществлять выбор в нестандартной ситуации. Большинство младших школьников не уверенно в себе, проявляет нерешительность в сложных ситуациях. Их взаимодействие со сверстниками и взрослыми затруднено. Они обладают фрагментарными представлениями о нормах нравственного и экологически грамотного поведения.

Воспитательная система "ТРИ "Я"", рассчитанная на учащихся 1-4 классов, включает несколько взаимосвязанных и взаимодополняющих блока: "наука", "здоровье", "душа", каждый из которых имеет свою содержательную специфику. Интегрирующей первоосновой системы выступает экологическое воспитание.

Программа отражена в презентации. (Приложение 1)

Это, на мой взгляд, системообразующий фактор, связующее звено всех других направлений воспитания: эстетического, трудового, физического, правового:

Целью воспитательной системы является содействие развитию личности, способной к духовному (экологическая культура - это социально необходимое, нравственное качество личности) и физическому саморазвитию и самореализации.

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

  • способствовать формированию активной жизненной позиции личности;
  • воспитывать потребность ребенка в нравственных поступках и делах;
  • формировать гражданско-патриотические чувства, в том числе сопричастности к судьбе Отечества;
  • обеспечить каждому ученику доступ к основам физической культуры и максимально раскрыть способности детей с разными уровнями физического развития; формировать навыки здорового образа жизни;
  • содействовать освоению детьми различных элементов социального опыта: отношения с миром людей, отношения с миром живой и материальной природы, отношение к самому себе;
  • обобщить знания ученика о природе, о взаимосвязях в природе, о взаимодействии общества и природы, о способах сохранения и оказание помощи природной среде.

Приоритеты воспитательной системы - "наука", "здоровье", "душа" - предопределили выбор принципов и форм воспитательной работы с учащимися.

Принципами экологического воспитания являются:

  • системность и комплексность;
  • связь с природой и жизнью;
  • соответствие содержания, форм и методов воспитания возрасту учащихся, их интересам и потребностям;
  • учет социокультурной ситуации развития ребенка;
  • принцип добровольности участия в различных видах деятельности;
  • краеведческий принцип;
  • взаимодействие с семьей.

Наиболее эффективны такие формы работы с учащимися, как исследовательская деятельность; практические работы; познавательно-развлекательные мероприятия.

При организации научно-исследовательской деятельности учащихся используются такие формы, как проведение экологических недель, микроисследований, участие в районной научно-практической конференции учащихся с природоохранными проектами, региональном конкурсе "Почемучка". Данные формы работы позволяют расширить представления учащихся об окружающем мире, сформировать исследовательские навыки. Они содействуют формированию критической позиции при оценке явлений окружающей действительности.

Использование в воспитательной деятельности активных форм практической работы позволяет формировать ответственность и самодисциплину; умение доводить любое дело до конца; ценностные ориентации; осознание значимости каждого объекта окружающего мира в общей экосистеме; нормы взаимодействия с людьми; основы здоровьесбережения. Экологические походы, трудовой десант, работа на учебно-опытном участке и совхозных полях, озеленение поселка, участие в мероприятиях по очистке территорий водоемов и ручьев, изготовление кормушек для птиц, работа с природным материалом, участие в реализации экологических проектов, создание экологической тропы - наиболее эффективны в работе с младшими школьниками.

Познавательно-развлекательные мероприятия:

  • тематические праздники "День птиц", "День леса", "Осенний бал", "Лесной карнавал"; (Приложение 2)
  • игры "Счастливый случай", "Робинзон", "Лесная аптека";
  • конкурсы стихов о природе;
  • различные выступления на родительских собраниях;
  • изучение краеведческих материалов (знакомство с творчеством местных поэтов, художников, экскурсии в краеведческий музей) формируют духовно-нравственные основы личности.

Основными методами воспитания выступают:

  • беседа;
  • убеждение;
  • разъяснение;
  • игра;
  • метод проекта;
  • организация различных видов практической деятельности.

Такое сочетание методов воспитания позволяет, с одной стороны, учесть эмоционально-образное мышление и восприятие ребенка младшего школьного возраста, сохраняющуюся игровую деятельность; с другой стороны, удовлетворить самолюбие, реализовать двигательную и игровую потребность как доминирующие потребности возраста.

При организации экологического воспитания наиболее результативно сочетание различных средств: использование живого слова, в том числе устного народного творчества и памяток; применение наглядных и иллюстративных материалов и технических средств; составление карты достижений коллектива и написание индивидуальных и коллективных сочинений.

Активное вовлечение родителей в деятельность классного коллектива и школы, тесное сотрудничество с семьей, обеспечение субъект-субъектной позиции всем участникам взаимодействия в условиях классной и внешкольной работы, ориентация взаимодействия на создание условий для развития ребенка, учет социокультурной ситуации отражают содержание социально-педагогического компонента деятельности классного руководителя. Данный компонент обеспечивает непрерывность экологического воспитания, повышает уровень педагогической культуры родителей и семьи в целом, содействует успешной адаптации учащихся к социуму.

Критериями оценки эффективности реализации воспитательной системы (с позиции субъект-субъектного подхода) выступают изменения, затрагивающие всех участников системы. С позиции ребенка результатом является повышение уровня экологической культуры учащихся, обретение уверенности в себе, умение оценивать свое поведение и поведение окружающих с позиции нравственной и экологической целесообразности, расширение контактов с окружающим миром, изменение отношения к родному краю, формирование активной жизненной позиции (в том числе и гражданской), улучшение детско-родительских отношений. С позиции родителей результат характеризуется улучшением отношения к школе, расширением педагогических знаний, формированием и совершенствованием педагогической и экологической культуры. С позиции классного руководителя результатом выступает расширение представлений о возможностях младшего школьника, накопление опыта экологического воспитания, совершенствование методов и приемов взаимодействия с детьми и родителями.

По результатам повторной диагностики учащихся, проведенной в январе 2010 года, можно отметить положительную динамику: 50% младших школьников обладают активной жизненной позицией, уверены в себе, имеют представления об экологии. 42% детей характеризуются успешностью организуемых видов природоохранной деятельности.

Душа ребенка - это хрупкий сосуд. Она чистая, прозрачная. Если в этот сосуд положить доброту, отзывчивость, внимательность, чуткость, милосердие, верность, любовь к Родине, то с такой душой, несомненно, вырастет прекрасный человек.

В душе ребенка не может быть, не должно быть пустого места, её нужно заполнить чистыми мыслями, делами, как родниковой водой.

Главная моя задача как педагога научить сохранить детей этот родник души, поступать всегда экологически грамотно, то есть нравственно.