00
дней
/
00
часов
/
00
минут
/
00
секунд

"Тяжесть души" (урок по повести Ю.Нагибина «Встань и иди» в 10-м классе)

Разделы: Литература


Цели урока:

  • Познакомить учащихся с именем автора; определить проблематику повести.
  • Уяснить смысл названия произведения и попытаться понять, какие нравственные уроки дает нам автор.

Валеологический компонент:

  • Поддержание работоспособности учащихся,
  • Воспитание чувств.

Оборудование урока:

  • Портрет Ю.Нагибина;
  • Газетные и журнальные вырезки с изображением храмов, соборов, церквей;
  • Проигрыватель, пластинка С.Рахманинова Литургии;
  • Гитара, живой голос "Наутилус Помпилиуса" "Скованные одной цепью".

Используемые методы работы:

  • Опережающие задания;
  • Проблемные вопросы;
  • Индивидуальные сообщения;
  • Выразительное чтение наизусть с элементами драматургии;
  • Выступления валеологов.

Оформление доски

История души человеческой,
Хотя бы самой мелкой души,
Едва ли не любопытнее и не
Полезнее истории целого народа.
М.Ю.Лермонтов

Я не пропускал отныне ни одного купола, ни одного креста, ни одной двери, отверстой в дышащее старым сундуком и медом нутро церкви, чтобы не выполнить или большого или малого счастья: "Миленький боженька, сделай:"

Проблемный вопрос: Есть ли оправдание сыну в его поступке?

Золотовский: "Отца сын вычеркнул из жизни, вырвал, как согнутую траву"

Щеглов: "Все же это не преступление, а несчастье".

Валеоелогический компонент:

Учитель предлагает детям открытку, на которой написано "Папочка, ты самый красивый, добрый, умный, а главное:ты мой"

Что чувствуете?

Что должен чувствовать человек, получивший эту открытку (это откровение)? Выразите состояние души. Ваши ассоциации.

Как вы понимаете "отдохнуть душой"?

Небо, солнце, ветер, уют в родном доме - все ваше. Вы отдыхаете до самого дна души.

Что значит "душа радуется"?

Чувство очарования. Вы любите жизнь, природу, родителей. Школу, класс, урок литературы, меня:

Труд души - ?

Вы умеете сопереживать, печалиться, ценить жизнь и быть счастливым, несмотря ни на что:

Закрыта последняя страница повести Ю.Нагибина "Встань и иди". Каково вашей душе?

Тяжело. Этим символом - предложением предлагаю назвать тему урока, потому что разговор об этой повести - это разговор о состоянии души человеческой. Да ведь ещё Лермонтов говорил, что:

История души человеческой,
Хотя бы самой мелкой души,
Едва ли не любопытнее и
Не полезнее истории целого народа.

Будет Вечность
::::::...
Она будет, если
Не будет топора.

Юрий Нагибин жил во времена, когда топор висел над каждым как Дамоклов меч.

Звучит 1-й куплет песни "Скованные" группы "Наутилус Помпилиус".

(В.Бутусов - И.Кормильцев).

Рукопись повести несколько десятилетий пролежала в нагибинском письменном столе. Отчим в свое время зарыл первый экземпляр повести то греха подальше. Близились 70-е годы. Образ Сталина вновь замаячил на телеэкранах. Слово "репрессия" произносилось в полголоса и только в дружеском кругу, а слово "реабилитация" почти исчезло. Хорошим тоном стало не вспоминать, где побывал человек в 30-40-50-е годы, если он вернулся, а если не вернулся, шепотом называлась дата его смерти.

Звучит 2-ой куплет песни"Скованные" группы "Наутилус Помпилиус".

(В.Бутусов - И.Кормильцев).

70-е годы - годы безвременья, круговой поруки, годы двойной морали: в семье говорили одно, а делали другое.

Всякий человек живет в определенную эпоху. Эпоха создает обстоятельства.

Дайте черты эпохи, в которой живет нагибинский герой.

Аресты по ночам.

Очень много арестованных. Свидания.

Указчицы, арестованные за опоздания.

Суд - редкость.

"Весь простор, как шахматная доска:"

"Кто-то и зачем-то, словно ножом, рассек народное тело, объявив одну его часть виноватой перед другой".

Эпоха создает обстоятельства, но как поступить в них, определяет сам человек.

- Согласны ли вы, что Сергей, взрослея, заботился об отце?

Ездит к отцу, помогает встать на ноги. Вроде все в порядке.

Но!

Совершено духовное предательство: сын не поехал к отцу, когда был особенно ему нужен.

И здесь особенно вспоминается героиня книги Б.Васильева "Завтра была война".

Исполнение в ролях.

Выступление валеолога.

Широкая, щедрая, добрая душа принимает в себя весь мир. Страны и народы, зверей и птиц, деревья и травы, облака и океаны - все готова вместить в себя душа человеческая. Только душу надо тренировать, воспитывать. Чтобы душа была отзывчивой, не позволяй себе проходить мимо чужой заботы. Умение прощать - свойство по-настоящему великой души. Не жалей добрых поступков и слов - и на душе у тебя станет светлее.

Вика, с её доброй душой, выбирает духовную верность, а Сергей - физическое выживание.

А теперь внимательно всмотритесь в глаза предателю.

Видите ли вы его?

Не сказал жене правду об отце.

В анкетах - фамилия не отца.

Телефонный разговор.

Прячет отца во время его приезда в отпуск.

Не едет к отцу попрощаться перед смертью.

Вт она, картина общественных нравов. Страх и ложь живут не в лагере или в ссылке, а разъедают душу оставшихся на свободе. Они (страх и ложь) деформируют совесть, гордость, искренность, уродуют общественные и семейные традиции, делают узниками тех, кто якобы свободен.

Письмо Вики Люберецкой, героини книги Б.Васильева "Завтра была война"

Звучит Литургия С.Рахманинова в исполнении Московского камерного хора.

На фоне музыки выразительное чтение наизусть.

"Он честный человек, он сам мне сказал, а раз так, то как же я могу отказаться от него? Если мы перестанем верить обоим отцам, верить, что они честные люди, то мы очутимся в пустыне. Тогда ничего не будет, понимаешь, ничего. Пустота одна:Я знаю одно: нельзя предавать отцов. Нельзя, иначе мы убьем:сами себя, своих детей, свое будущее. Мы разорвем мир надвое, мы выроем пропасть между прошлым и настоящим, мы нарушим связь поколений, потому, что нет на свете страшнее предательства, чем предательство своего отца".

Этот разговор задуман не зря. 3 апреля 2000 года исполнилось 80 лет Юрию Нагибину. Тому, по чьей книге поставлен фильм "Предатель". Михаил Ульянов получил за главную роль в нем Ленинскую премию, а Нагибин - инфаркт в 43 года после судилища, устроенного в Доме писателей.

Тому, кто всю жизнь ездил в лагерь к отцу, отсидевшему 25 лет.

Тому, кто написал книгу "Тьма в конце тоннеля". "Написал и стал бессмертным". (А.Межиров).

Тому, кто надеялся: "Даст бог, доживу до 80". Не дала медицина, которая надеется только на бога.

Ю. Нагибин не поехал к отцу в его последний час. Правда, из-за рецидива болезни, вызванной контузией. И все-таки он хотел не оправдать, а обвинить себя, потому что не страх, а ощущение вины способствует нравственному очищению.

Валеологический компонент.

"Благодарность духовным родителям"

У каждого из нас в жизни есть люди, которые поддерживали и помогали нам. Люди, которые нас учат и любят, принимают близко к сердцу наш рост и наше благополучие, которые нас ценят и вкладывают в нас душу. Не важно, принадлежат они к вашим семьям или нет.

Запишите на карточке имена:

  • Матери
  • Отца

Рядом, одно-два слова, но таких, чтобы они могли согреть душу. Это слова великой признательности, благодарности.

Это "тихая" благодарность. Это для вас самих. А сегодня есть много способов выражать благодарность. Нужно только не забывать. Не умеете выражать вслух? Купите вот такую открытку и поставьте на столик возле кровати.

Сравните точки зрения критиков.

Золотовский: "Отца сын вычеркнул из жизни, вырвал, как согнутую траву"

Щеглов: "Все же это не преступление, а несчастье".

С каким мнением вы согласны?

Почему повесть названа "Встань и иди"?

В Евангелии призыв "Встань и иди" обращен к расслабленному и больному. "Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: "Хочешь ли быть здоров?". Больной отвечал: "Так, Господи, но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутиться вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня". Иисус говорит ему: "Встань, возьми постель твою и ходи". И он тотчас выздоровел.

В повести призыв этот обращен к сыну, которому нелегко будет исцелиться ото лжи. И к каждому из нас: помни о душе! Мы увидели картину общественных нравов. Страх и ложь живут не в лагере, а разъедают душу оставшихся на свободе. Они деформируют совесть, гордость, искренность, уродуют общественные и семейные традиции, делают узниками тех, кто якобы свободен.