Интегрированный урок-аукцион: "Продаем воду"

Разделы: Физика, Химия, Биология, География


Качество обучения напрямую связано с интегрированием тем естественнонаучного цикла. Кроме прямой экономии времени за счет устранения дублирования изучаемого материала, систематизации разрозненных знаний, уроки такого плана являются эффективным средством повышения интереса к учебе, стимулируют рост познавательной активности, способствуют формированию современного научного мировоззрения, повышают значимость изучаемых предметов в глазах учащихся. Соотнеся общие дидактические цели с содержанием своих уроков, члены методического объединения естествознания учителя биологии и химии – Флягина С.И, географии – Сидельникова Т.Т, физики – Степанова Г.Н, а также школьный библиотекарь Дягилева Т.И. разработали и провели урок-аукцион “Продаем воду”.

Цели урока:

  • продолжить формирование основ современного естественнонаучного мировоззрения, критического отношения к наблюдаемым явлениям;
  • развить навыки работы в группе;
  • сформировать бережное отношения к воде;
  • расширить круг чтения учащихся.

Задачи:

  • формирование качеств интегрированного мышления:
  • умение работать с большим объемом информации – сопоставлять – сравнивать – анализировать – обобщать – делать выводы – переносить знания на изучение новых фактов и явлений – осознанно и обосновано применять усвоенное на практике;
  • расширение представления о воде, как среде обитания, ее значении с точки зрения экологии;
  • закрепление основ теоретических знаний о воде, полученных на уроках географии, физики, биологии, химии;
  • воспитание чувства долга и экологической ответственности,
  • развитие навыков ведения дискуссии, ответственности за общее дело, уважения ко мнению товарищей,
  • развитие навыков независимого библиотечного пользователя; формирование умений поиска конкретной информации
  • развитие навыков просмотрового и поискового чтения.

Тип урока: Аукцион.

Участники: 9-е классы см. Приложение фото 5 8.

Оборудование:

Компьютер, проекторы (2 шт.), экраны (2 шт. ), газеты учащихся, проектные работы, презентации по теме “Роль воды для жизни на Земле”, подготовленные к тематической неделе естествознания, выставка ученических докладов и литературы, использованной при подготовке, “пьедестал” с канистрой воды, принадлежности для ведения аукциона.

Интеграция предметов: биология, география, физика, химия.

Предварительная подготовка:

За месяц до проводимого урока – аукциона объявляется конкурс на лучшую презентацию посвященную воде. Жюри состоящее из учителей предметников и , учащихся которые будут помогать готовить и вести аукцион отбирают лучшие презентации и выявляют призеров. В конкурсе презентаций могут принять участие учащиеся с 7-го по 11 класс.

Группа учащихся проводит опрос учащихся и учителей школы о наличии у них счетчика воды. Со своими результатами эти учащиеся выступят на подведении итогов урока-аукциона.

На протяжении этого месяца учащиеся 9-х классов посетили “Музей воды” и “Музей ледяных скульптур”.

Пояснительная записка.

  1. Игра-аукцион представляет собой синтез вопросов, посвященных изучению воды на уроках биологии, географии, физики, химии
  2. Учащиеся заранее узнают, что будет продаваться с аукциона и поэтому готовятся заранее, изучая справочную и научно-популярную литературу по предмету, дата назначается за неделю
  3. Каждый учащийся имеет право ‘’внести взнос’’ свойствами воды
  4. Выигрывает тот, кто внес больше всего взносов и в качестве награды получает бутылку ''Аkva минерале”
  5. Правильность ответов проверяется компьютером.
  6. Активным ученикам в качестве поощрения выставляется оценка.
  7. Перед началом мероприятия демонстрируются конкурсные презентации учащихся набравшие больше всего баллов.

Продолжительность каждого этапа урока:

  1. Всупление – выступление учащихся 5-6 классов – 5 мин.
  2. Основная часть – аукцион – 25 мин.
  3. Награждение победителей аукциона – 7 мин.
  4. Заключение – выступление учащихся по итогам опроса -3 мин.
  5. Награждение лучших презентаций посвященных воде.

(Презентации просматриваются на большом экране до начала урока) -5 мин.

Сценарий.

На сцене стоит трибуна обтянутая синей тканью. Через весь зал пробегают два ученика и растягивают голубые ленты (“воды”), они поднимаются на сцену, к ним присоединяется третий ученик. На груди учащихся знаки химических элементов: Н, Н, О.

(в сценке участвуют учащиеся 5–6-х классов)

1-й ученик (на груди химический знак ‘’О”).

Я – коварный поджигатель
Вы огня хотите – нате!
Я всесильный окислитель,
Если атомов дадите
Два водорода наперед.
Воду дать могу я – вот!

2-й ученик (на груди химический знак “ H”).

Не говорю я, а горю
И себя я вам дарю.

3-й ученик (на груди химический знак “ H”).

Пусть будет дождь, и снег, и град,
Я напоить природу рад!
Берутся все за руки и вместе говорят:
А коль вместе мы всегда,
Получается – вода.

(Поднимают большую бутыль с водой и водружают на трибуну, кланяются воде и расходятся в стороны.)

На сцене появляется Незнайка, обходит вокруг трибуну с водой, с удивлением ее рассматривая.

Вода? Подумаешь вода. Она и в Африке вода. Ее везде полно, ее целые океаны. Открыл кран, и лей сколько хочешь. А они ее тут восхваляют.

(На сцене появляется Знайка) см. Приложение 1 – фото13, Приложение 2  – фото14

Ты не прав. Вода это самое ценное, что есть на Земле. Скажи, какое еще вещество может существовать на Земле одновременно в трех состояниях? Вон из спортивного зала пар валит от дыхания наших спортсменов, а на улице снег, а здесь жидкая вода (показывает воду на трибуне). Это же чудо природы! А ты знаешь, что вода может слышать, запоминать и даже отомстить плохому человеку? (Незнайка с сомнением качает головою). А ты знаешь, что вода бывает жесткая и мягкая, живая и мертвая? Вот и подумаешь.

(На сцену выходит ведущий.)

1-й ведущий. Еще совсем недавно химики и физики были уверены, что состав воды им хорошо известен. Но однажды один из химиков измерил плотность остатка воды после электролиза. Оказалось, что плотность несколько выше нормальной. В результате исследований было обнаружено, что вода очень сложна. Так что же такое обыкновенная вода, что мы о ней знаем? Если подсчитать все возможные соединения с общей формулой H2O, то результат окажется неожиданным: в мире может существовать 235 видов воды.

2-й ведущий.  А может существовать антивода? Физики, химики, астрономы серьезно обсуждают этот вопрос. Ведь в нашей земной природе нет вещества более известного, чем вода.

Итак, ребята, многие свойства воды дают право называть ее самым необыкновенным веществом в природе. Сегодня вам предоставляется возможность приобрести эти свойства. Они достанутся тем, кто внесет за них наибольший взнос.

На сцену выходит ведущий аукциона и ударом молотка объявляет о начале аукциона. Он объясняет правила аукциона: см. Приложение 2 –фото 15

Лотом аукциона (“продажи”) является предложенное любым участником свойство воды. Правильно названное свойство будет засчитываться справедливым жюри(в состав жюри входят учителя предметники: физики, химии, биологии, географии).Набранные баллы могут в конце аукциона “стать” оценкой по какому-либо из этих предметов, тот кто наберет большее количество баллов получит еще и главный приз… см. Приложение 1 – фото 4

Итак, мы начинаем аукцион!

(Перечень свойств воды, которые могут стать возможными “взносами” аукциона.)

Взносы: см. Приложение 2 (можно получить у автора статьи).

  1. Вода не имеет цвета и запаха.
  2. Молекулы воды состоят из 2-х атомов водорода и одного атома кислорода.
  3. Плотность воды 1000 кг/м3
  4. Вода изменяет форму. Но сохраняет объем
  5. Вода кипит при 100 о с
  6. При ОоС обращается в лед.
  7. Вода в твердом состоянии является кристаллическим веществом.
  8. Плотность воды максимальна при 4оС.
  9. Удельная теплоемкость воды 4200Дж/кгоС.
  10. Вода в твердом состоянии имеет плотность воды 900 кг/м3.
  11. Вода занимает около 70,8% поверхности земного шара.
  12. В атмосфере содержится около15000 км3 в виде капель, кристаллов и водяного пара.
  13. Водяной пар влияет на климат Земли.
  14. Соединения дейтерия с кислородом образуют тяжелую воду.
  15. Тяжелая вода кипит при 101,2оС.
  16. Тяжелая вода замерзает при 3,8о С.
  17. Тяжелую воду используют в ядерном реакторе.
  18. Обычная вода, захватывая нейтроны, превращается в тяжелую воду.
  19. Молекулы воды расположены в беспорядке.
  20. Плотность морской воды 1030 кг/м3.
  21. Влажность воздуха зависит от количества водяных паров в атмосфере.
  22. Температура кипения воды повышается при увеличении давления и наоборот.
  23. Вода в твердом состоянии обладает анизотропией.
  24. Молекулы воды расположены близко друг к другу.
  25. Время оседлой жизни молекулы воды при комнатной температуре около 10–13 с.
  26. Вода является хорошим растворителем для многих красок.
  27. Вода обладает текучестью.
  28. Молекулы воды движутся хаотически.
  29. Воды при нагревании расширяется.
  30. Коэффициент поверхностного натяжения воды равен 7 3.10–3Н/м.
  31. Критическая температура воды 374оС.
  32. Критическое давление воды 2212.104 Н/м2.
  33. Удельная теплота парообразования воды 22,6.105 Дж/кг при температуре кипения.
  34. Удельная теплота парообразования воды при разных температурах будет разной.
  35. Удельное сопротивление воды 106 Ом. м.
  36. Диэлектрическая проницаемость воды 81.
  37. Вода – полярный диэлектрик.
  38. Коэффициент объемного расширения воды 0,00015 ГРАД-1.
  39. Показатель преломления воды 1,33.
  40. Вода не имеет вкуса.
  41. Скорость звука в воде– 1435М/С.
  42. Свет в воде распространяется медленнее, чем в воздухе.
  43. Наибольшая скорость звука в воде – при74 градусах С.
  44. Молярная масса воды 18.10-3 Кг/моль.
  45. Удельная теплота плавления твердой воды – льда-332 кДж/кг.
  46. Плотность насыщенного водяного пара при ОоС – 4,8 г/м3.
  47. Теплопроводность воды 0.6 Вт/м.К.
  48. Вода – диамагнетик.
  49. Вода отражает радиоволны, как металлический лист железа.
  50. В состоянии невесомости вода принимает форму шара.
  51. Вода – растворитель.
  52. При смешивании некоторых веществ с водой образуются взвеси.
  53. Взвеси, в которых мелкие частицы твердого вещества равномерно распределены между молекулами воды, называют суспензиями.
  54. Взвеси, в которых мелкие капельки какой-либо жидкости равномерно распределены между молекулами воды, называют эмульсией.
  55. Относительная молекулярная масса воды равна 18.
  56. Атомы водорода и кислорода в молекуле воды соединены ковалентной связью.
  57. Под действием постоянного электрического тока вода разлагается на водород и кислород.
  58. Вода реагирует с активными металлами с образованием щелочей и водорода.
  59. При растворении в воде основных оксидов образуется основание.
  60. При растворении в воде кислотных оксидов образуются кислоты.
  61. Поверхностная пленка воды является для многих организмов опорой для движения.
  62. Обезвоживание приводит к гибели представителей разных видов растений, животных , в том числе и человека.
  63. Вода необходима как донор при фотосинтезе.
  64. В клетках живых существ содержится от 70 до 80% воды.
  65. Около 2/3 массы человека составляет вода.
  66. В организме медузы до 95% воды.
  67. У человека в головном мозге 85% воды.
  68. Человек содержит в костной ткани до 20% воды.
  69. В сухих семенах содержится 10-12% воды.
  70. Благодаря прозрачности воды, на небольшой глубине возможны фотосинтез и связанные с ни пищевые цепи.
  71. Благодаря тургорному давлению, воды растения сохраняют упругость.
  72. Некоторые морские обитатели движутся вперед за счет реактивной силы струи воды, выбрасываемой из их полости.
  73. Благодаря испарению воды в жаркий день лист остается прохладным.
  74. Вода является смазывающим веществом в биологических системах.

см. Приложение 2 – фото 24,27, Приложение 3 – 31

Заключение

Пока идет подсчет очков и выявление победителей см. Приложение 3 – фото 36

1-й ведущий.  Ограниченность водных ресурсов приводит к недостатку в питьевой воде. Вы провели практические исследования по сбережению воды каждой семьей. (Демонстрируется лучшая презентация по сбережению воды.)

Мы убедились, что вода – удивительное вещество. По словам знаменитого соотечественника, океанолога Л.И. Москаленко, с которым нам недавно посчастливилось познакомиться, нашу планету справедливее было бы назвать не Земля, а Вода – Океан – Жизнь!

Жюри объявляет итоги аукциона см. Приложение 3 – фото 40

Выступление учащихся с отчетом по опросу учеников и учителей школы № 888 по экономии воды при установке счетчиков воды.

В школе 23% семей учеников и учителей имеют дома счетчики воды, 10% собираются поставить счетчики. Значительная часть родителей заинтересовались этими данными, дети стали бережнее относится к воде, в школе перестали “течь краны”.

2-й ведущий. Из 15-и конкурсных презентаций было выделены 4 призера, презентации этих учащихся вы посмотрели перед началом урока. Эти презентации предлагаются для просмотра на классных часах в начальной и средней школе.

Жюри награждает учащихся за лучшие презентации о воде.

Ведущие объявляют об окончании урока

Приложения:

Приложение 1 – фото 4, 5, 8, 13. Приложение 2 – фото 14, 15, 24, 27. Приложение 3 – фото 31, 36, 40.

Приложение 1, Приложение 2 – Аукцион

Презентации учащихся:

Приложение 3
Приложения 4–6 можно получить у автора статьи.
Приложение 7
Приложение 8 можно получить у автора статьи.
Музыка. Приложение 12 можно получить у автора статьи.