Интерактивный метод обучения – ролевая игра

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


Содержание

I. Интерактивный метод обучения – ролевая игра.

  1. Психологическое обеспечение результативности использования ролевой игры в обучении.
  2. Сущность и структура ролевой игры.
  3. Функции сюжетно-ролевой игры.
  4. Условия формирования и принципы организации ролевой игры.
  5. Особенности и назначения сюжетно – ролевой игры.

II. В копилку учителя.

1. Сюжетно – ролевые игры.

I. Интерактивный метод обучения: ролевая игра

Ребёнок не устаёт от работы,
которая отвечает его функциональным
жизненным потребностям.
С. Френе. (Слайд 2 (См. презентацию))

1. Психологическое обеспечение результативности использования ролевой игры в обучении.

Общеизвестно, что наши знания, теоретическая компетентность по ряду жизненных или профессиональных вопросов еще не гарантируют успешность нашей практической деятельности (решений, поступков) в тех же сферах – это первая психологическая закономерность, важная в данном контексте. Далее столь же очевиден и тот факт, что нами лучше запоминаются и оставляют на многие годы яркий след в нашей памяти, эмоционально окрашенные события. Кроме того, мы знаем, что избежать прежних неудач и огорчений, повторить вновь успех и пережить радость победы можно лишь поняв их причины, но, к сожалению, именно наши эмоции и мешают осознанию. Наконец, не только научные исследования, но и жизненный опыт убедительно свидетельствуют о том, что, даже осознавая непродуктивность своего поведения в каких-то ситуациях, человеку чрезвычайно сложно отказаться от неэффективного стереотипа поведения, не столько в силу инерции, сколько из трезвой осторожности – без достаточной уверенности не рисковать в реальных жизненных ситуациях. Перечисленные психологические закономерности являются основой такого интерактивного метода обучения как ролевая игра.

Итак, ролевая игра – это интерактивный метод, который позволяет обучаться на собственном опыте путем специально организованного и регулируемого “проживания” жизненной и профессиональной ситуации. (Слайд 3)

Сценарий ролевой игры, словно сжимая время, сближает события в реальности значительно отдаленные, позволяя участникам увидеть и понять, “как слово наше отзовется”, и при желании апробировать иную стратегию поведения. Проигрывание определенной сценической роли, отождествление (идентификация) с ней, помогает учащемуся:

1. обрести эмоциональный опыт взаимодействия с другими людьми личностно и профессионально значимых ситуациях;

2. установить связь между своим поведением и его последствиями на основе анализа своих переживаний, а также переживаний партнера по общению;

3. пойти на риск экспериментирования с новыми моделями поведения в аналогичных обстоятельствах. (Слайд 4)

Таким образом, ролевая игра превращает обучение в творческую лабораторию самообразования. При этом стоит отметить, что несоблюдение психологических принципов, на которых базируется данный метод обучения, в лучшем случае, превратит ролевую игру возможную яркую драматизацию, представление, но без дидактических достижений, а можно получить и отрицательный результат, когда учащиеся пополнят свой негативный опыт и надолго откажутся от подобных экспериментов. Потому так велика значимость психологической компетентности преподавателя, организующего ролевую игру, к которой необходимо отнести, в первую очередь:

  • психологическую наблюдательность;
  • способность к анализу ситуации и эмоциональных переживаний участников;
  • умение прогнозировать последствия разворачивающихся событий;
  • способность гибко и оперативно реагировать на происходящее;
  • навык руководства процессами без оценочных суждений. (Слайд 5)

2. Сущность и структура ролевой игры

Определить сущность ролевой игры не просто. Эта деятельность содержит в себе несовместимые противоречивые начала. Она является одновременно свободной и жестко регламентированной, непосредственной и опосредованной, фантастической и реальной, эмоциональной и рациональной.

Согласно концепции детской игры Д.Б.Эльконина, ролевая игра является выражением возрастающей связи ребёнка с обществом – особой связи, характерной для детского возраста. Ее возникновение связано не с действием каких-то внутренних, врожденных, инстинктивных сил, а с вполне определенными условиями жизни ребенка в обществе.

Ролевая игра служит важным источником формирования социального сознания ребенка, ибо в ней отождествляет себя со взрослым, воспроизводит функции, копирует отношения в специально создаваемых им самим же условиях.

Ролевая игра – форма моделирования ребенком социальных отношений: свободная импровизация, не подчиненная жестким правилам и неизменным условиям. Тем не менее, произвольно разыгрывая различные ситуации, дети чувствуют и поступают так, как должны поступать люди, чьи роли они берут на себя. В ролевых играх дети вступают в разнообразные контакты между собой и по собственной инициативе имеют возможность строить свои взаимоотношения в значительной мере самостоятельно, сталкиваясь с интересами своих партнеров и приучаясь считаться с ними в совместной деятельности.

Свойство ролевой игры – улавливать и отражать жизнь, изменения в развитии общества. В играх формируется и проявляется потребность ребёнка воздействовать на мир активно, переосмысливать его.

Ролевые игры – всегда игры “во что-то” или “в кого-то”. Известный детский психолог Д.Б.Эльконин подчеркивал социальную природу игры. Проанализировав структуру ролевой игры, он выделил единицу игры – роль, которую берёт на себя ребёнок. Содержание роли – основа ролевой игры. Роль есть тот образ, который ребенок принимает на себя добровольно, по жребию или по воле случая. Она становится для ребёнка его новой позицией в жизни. Желание выразить себя, занять те или иные роли свойственно активной натуре детей.

Установлены следующие разновидности ролей, которые принимают на себя дети в ролевых играх:

  • роль конкретного взрослого;
  • роль профессии обобщенного типа;
  • роль детей;
  • этнографические роли;
  • семейные роли;
  • роли сказочного, карнавального характера. (Слайд 6)

Наиболее характерным моментом роли является то, что она не может осуществляться вне практического игрового действия. (Слайд 7) Между ролью и игровыми действиями имеется тесная взаимосвязь и противоречивое единство. Чем обобщеннее и сокращеннее игровое действие, тем глубже отражена в игре система отношений деятельности взрослых. И, наоборот, чем конкретнее и развернутое игровое действие, тем больше на первый план выходит предметное содержание воссоздаваемой деятельности, а на второй план уходят отношения между людьми.

Другой компонент игры – правила. Благодаря им возникает новая форма удовольствия ребёнка – радость оттого, что он действует так, как требуют правила. Игра с правилами даёт ребёнку две необходимые (для школы и для жизни в целом) способности: во-первых, выполнение правил в игре всегда связано с их осмыслением и воспроизведением воображаемой ситуации; во-вторых, коллективная игра с правилами учит общаться. (Слайд 8)

Отличительным признаком ролевой игры является наличие сюжета. Сюжет – предмет игрового изображения, последовательность и связь изображаемых событий, их совокупность, способ развёртывания темы игры. Сюжет ролевой игры узнаваем, но вместе с тем в нём присутствуют условия преодоления стереотипов поведения в повседневной жизни, к которым можно отнести неопределённость, самостоятельный выбор, риск, неожиданность, эмоциональную увлечённость. Поскольку деятельность людей и их отношения, которые являются содержанием сюжетно-ролевой игры детей, чрезвычайно разнообразны, то и сюжеты детских игр разнообразны и изменчивы.

К наиболее распространённым сюжетам игр детей младшего школьного возраста можно отнести:

  • созидательные сюжеты;
  • сюжеты поиска и открытия;
  • сюжеты, связанные с романтикой профессий;
  • военные и военизированные сюжеты;
  • сюжеты, связанные с искусством;
  • этнические и сказочные сюжеты;
  • фантастические сюжеты по мотивам книг. (Слайд 9)

3. Функции сюжетно-ролевой игры

Ролевая игра – это, прежде всего, речевая деятельность, игровая и учебная одновременно.

Какие же функции она может выполнять?

Ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения. Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра вызывает потребность в общении, и в этом смысле она выполняет мотивационно-побудительную функцию. (Слайд 10)

Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, поскольку она в значительной степени способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях. Ролевая игра обеспечивает обучающую функцию.

Трудно переоценить воспитательное значение ролевой игры, её всестороннее влияние на ребёнка. В ролевых играх воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность ребёнка, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определённых условиях. Сюжетно-ролевая игра выполняет воспитательную функцию.

Ролевая игра формирует у школьника способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнёра по общению. Следовательно, ролевая игра выполняет ориентирующую функцию.

Дети стремятся к общению, к взрослости, а сюжетно-ролевая игра даёт им возможность выйти за рамки своего контекста деятельности и расширить его. Обеспечивая осуществление желаний ребёнка, ролевая игра тем самым реализует компенсаторную функцию.

4. Условия формирования и принципы организации ролевой игры

Рассматривая условия формирования сюжетно-ролевой игры, необходимо отметить, что использование подходящей стратегии позволяет своевременно сформировать у детей соответствующие игровые умения, делает педагога желанным партнёром в игре.

Игра, как и любая другая деятельность, возникает не спонтанно, а передается людьми, которые уже владеют ею – “умеют играть”. Каким же образом передается ребёнку игра? Оказывается, он овладевает ею, как бы втягиваясь в мир игры, в мир играющих людей. Естественным образом такое “втягивание” происходит, когда ребёнок входит в разновозрастную группу, включающую несколько поколений детей. В такой группе ролевая игра “живёт” во всей её целостности и полноте: каждый раз, развертывая какой-то конкретный сюжет, старшие дети используют все возможные способы построения игры, а младшие подключаются на доступном им уровне. Постепенно дети накапливают игровой опыт и в плане игровых умений, и в плане конкретной тематики, взрослея, они уже сами становятся “носителями” игры, передающими её другому поколению детей.

Но у современного школьника мало шансов приобрести игровые умения таким образом. Сейчас дети разного возраста очень разобщены. Сильным фактором разобщения детей является компьютер, у которого дети проводят много времени.

В данной ситуации учитель должен заменить школьнику недостающих старших братьев и сестёр, старших товарищей, помочь овладеть игровыми умениями.

Из этого следует первый принцип организации сюжетно-ролевой игры: для того чтобы дети овладели игровыми действиями, учитель должен играть вместе с ними. (Слайд 11)

Однако учитель не может воспроизвести в своей деятельности естественный механизм передачи игровых умений, как это осуществляется в разновозрастной группе. Для формирования игровых умений предлагается использовать другой путь, более экономичный и прямо противоположный естественному механизму передачи – не ждать, когда у детей произойдёт обобщение конкретного, постепенно накапливающего игрового опыта, а строить игру с ними таким образом, чтобы на соответствующем возрастном этапе они сразу оказались перед необходимостью использовать новый, более сложный способ построения игры. Сначала дети как бы “открывают” новый способ в “чистом” виде в совместной игре со взрослыми, а затем переносят его в самостоятельную игру с различным конкретным содержанием.

Если строить совместную игру таким образом, то можно очень быстро и экономно в плане затрат усилий и времени учителя сформировать игровые умения.

Из этого выделяется второй принцип организации сюжетно-ролевой игры: учитель должен играть с детьми на протяжении всего детства, но на каждом возрастном этапе развёртывать игру так, чтобы детьми сразу “открывался” и усваивался новый, более сложный способ её построения. (Слайд 12)

Чтобы успешно играть с кем-то, ребёнку необходимо хорошо понимать смысл действий партнёра и самому быть понятым. Взрослому, играя с ребёнком, необходимо пояснить игровые действия и стимулировать к этому ребёнка.

У детей очень рано обнаруживается стремление к совместным действиям, поэтому уже с раннего возраста их можно научить вступать в игровое взаимодействие. Вместе с тем пояснить свои игровые замыслы, согласовать их в процессе игры – непростая задача для детей. Поэтому сюжетно-ролевая игра самостоятельно может развертываться лишь в небольших группах детей.

Отсюда вытекает третий принцип организации сюжетно-ролевой игры: учителю необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребёнка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнёрам – взрослому или сверстнику. (Слайд 13)

Сформулированные принципы организации ролевой игры направлены на формирование у детей игровых способов и умений, которые позволяют им развёртывать самостоятельную игру в соответствии с их собственными желаниями и интересами.

5. Особенности и назначения сюжетно-ролевой игры

Выделяя место сюжетно-ролевой игре в огромном многообразии детских игр, следует обозначить несколько функциональных особенностей и назначений сюжетно-ролевой игры.

1. Функции данной игры заключаются в том, что позволяют детям занимать новые эмоционально-привлекательные позиции и этим облегчать себе выполнение реальной деятельности, в которую они вводятся. (Слайд 14)

2. Общение детей в ролевой игре непосредственно ограничено, естественно. Командование и подчинение друг другу протекает без принуждения. Система разнообразных сюжетно-ролевых игр обеспечивает ребятам разнообразие ролей, позиций в игровой деятельности. Игровые типы отношений дети переносят в жизнь. В игре они свободно и ярко переживают себя в объективной позиции, которую они заняли и в которую их поставили условия ролевой игры.

3. Постоянно изменяющая обстановка ролевой игры требует от её участников проявления способностей и использования ранее сложившихся навыков в изменяющихся и неожиданно складывающихся обстоятельствах. Это дает возможность совершенствовать личные качества и навыки и приближать их к возможным действиям в жизни.

4. В ролевой игре необходимо проявлять упорство в доведении своего задания или роли до конца согласно правилам, иначе можно проиграть. Все это способствует созданию сознательной дисциплины, поскольку увлечённый игрой ребёнок проявляет себя в ней часто несравненно полнее, чем в иной деятельности.

II. В копилку учителя

1.Сюжетно-ролевые игры

1. Игра “Удачливые рыболовы”.

Оборудование: на голубом фоне таблицы с прорезями размещены яркие, привлекательные рыбки. На обратной стороне каждой рыбки примеры на сложение и вычитание. Значки трех размеров с изображением рыбок.

Описание игры. Учитель:

- Все вы, ребята, любители-рыболовы. Сегодня на реке Лене соревнования рыболовов. А рыбки в реке необычные – математические. Давайте раскроем их тайну. Коля, рассмотри одну из них и расскажи детям, что ты узнал. (Ребёнок вынимает из прорези рыбку, рассматривает, что на её обратной стороне написан пример, и зачитывает его.)

Тайна рыбки – результат математического действия. Сейчас мы узнаем тайну первой рыбки. Запишите пример и решите его. Какой получен результат? (Ответы детей) Рыбка поймана.

На соревнованиях рыболовов победителем будет тот, кто раскроет тайны всех пойманных рыбок. Он получит значок победителя соревнований (все рассматривают его) и почетное звание “Удачливый рыболов”.

Соревнования открыты! Возьмите в руки свои удочки (ручки). Желаю всем удачи!

Награждение производится в свободное время. В зависимости от количества решенных примеров, каждый получает рыбку большого, среднего или маленького размера.

2. Игра “Телеграф”

Оборудование: фуражка телеграфиста, молоточек.

Описание игры. Телеграфист (его роль сначала выполняет учитель) стучит молоточком по столу один, два или три раза и просит угадать, какое слово он передал по телефону. Дети называют одно-, двух-, трехсложные слова. Чтобы ограничить направление поиска слов, перед началом игры учитель указывает тему для телеграмм: “Овощи”, “Фрукты”, “Животные” и т.д.

Может быть и такой вариант игры: дети называют слова, а телеграфист отстукивает молоточком их слоговой состав – “отправляет” телеграммы.

3. Игра “Почтальон”

Оборудование: конверты с вложенными в них предметными картинками, фуражка и сумка почтальона.

Описание игры. Почтальон проходит по ролям “улицам” и разносят “письма” - конверты с предметными картинками. Ученик, получивший конверт, достает картинку, проговаривает по слогам название предмета, изображенного на ней, и указывает количество слогов.

Вариант 1. Предметные картинки наклеены на конвертах. Получить “письмо” сможет тот, кто правильно проговорит по слогам название предмета, изображенного на картинке.

Вариант 2. Для получения письма необходимо назвать ударный слог в названии рисунка.

4. Игра “Аукцион”.

Оборудование: толковый словарь, для уточнения значения слова “аукцион”.

Описание игры. Эта игра может производиться на уроке русского языка при закреплении знаний по теме “Части речи”.

Учитель: (начинает игру)

Здесь у нас аукцион –
Подведет итоги он.
Тот, кто больше, лучше знает,
Тот награду получает.

Сегодня на аукционе удивительный товар, который вы можете приобрести за свои звания. Продажа начинается!

Выходят учащиеся, исполняющие роли имени существительного, имени прилагательного, глагола, местоимения, предлога, числительного. В роли покупателей – остальные учащиеся класса.

“Товар 1” - имя существительное. “Покупатели” рассказывают об этой части речи. После ответов ребят учитель спрашивает: “Кто больше?” Последний отвечающий становится обладателем “товара”. Аукцион продолжается. В качестве “товара” выступают другие части речи.

5. Игра “Войско овощей и фруктов”

Оборудование: картинки или короны с изображением овощей и фруктов.

Описание игры: Эту игру можно провести на уроке ознакомления с окружающим миром при изучении темы “Витамины, их роль и содержание в продуктах питания”. Дети принимают участие в обыгрывании сюжета, который зачитывает учитель.

Учитель: Решил однажды Помидор собрать войско из овощей и фруктов. Пришли к нему горох, капуста, огурец, морковь, яблоко, апельсин, лимон, персик, чеснок, редис, картофель, репа и др. (в роли помидора, фруктов и овощей – учащиеся класса). Помидор принимает в свое войско только тех, кто сумеет рассказать о себе: какой витамин в нем содержится и каково его значение для человека. Выслушав всех желающих поступить в “войско”. Помидор решает распределить их в два отряда. Один отряд – овощи и фрукты, в которых содержится витамин А (морковь, лук, персик и т.д.), а другой – содержащий витамин С (яблоко, лимон, апельсин, чеснок, капуста и т.д.)

Список использованной литературы

1. Кудыкина Н.В. “Дидактические игры и занимательные задания для 1 класса. Пособие для учителя. Киев “Радянська школа” 1989 г.

2. Максимова А.А. “Учим общаться детей 6-10 лет” Методическое пособие. Москва. Издательство ООО “ТЦ Сфера”. 2005 г.

3. Максимук Н.Н. “Игры по обучению грамоте и чтению” Мастерская учителя. Москва “ВАКО” 2006 г.

21.07.2010