Экологическая игра "Сокровище капитана Флинта"

Разделы: Экология


Цели игры:

  • развитие мышления и сообразительности;
  • воспитание любви к природе;
  • расширение кругозора;
  • проверка знаний, эрудиции.

Задачи:

развивающие:

– способствовать развитию аналитического мышления (умение устанавливать причинно-следственные связи, рассматривать новые знания в контексте уже имеющихся);
– стимулировать самостоятельную поисковую деятельность;

– повысить интерес к изучению предмета, познавательную активность;

образовательные:

– актуализировать знания детей о природе, её составляющих и значении;

воспитательные:

– способствовать формированию коммуникативных навыков;
– создавать условия для воспитания бережного отношения к природе.

Оборудование – мультимедиа проектор, экран, компьютер.

Форма использования – проецирование на экран при фронтальной работе с классом, на компьютерах в компьютерном классе для индивидуальной и групповой работы.

Ведущие – учитель и помощник-старшеклассник в костюме пирата. Они ведут программу, задают вопросы, следят за ответами.

Эпиграф:

Два мира есть у человека:
Один – который нас творил,
Другой – который мы от века
Творим по мере наших сил.

Ведущий.

– Здравствуйте, уважаемые любители природы!

Я вижу, вы готовы найти моё сокровище! Для этого вам придется преодолеть 6 препятствий:

  1. Шпаргалка.
  2. Конкурс капитанов.
  3. Эрудиты.
  4. Живая аптека.
  5. Пословицы.
  6. Кроссворд.

Шпаргалка

На борту научно-исследовательского судна “Калипсо” найдена ценная реликвия – разорванная шпаргалка по биологии, которой пользовался для сдачи экзамена Жак-Ив Кусто. Ваша задача – восстановить ее текст.

  1. Оболочка Земли, населенная живыми организмами, называется биосферой.
  2. Яркая, бросающаяся в глаза окраска божьих коровок называется предостерегающей.
  3. Взаимовыгодное сосуществование растений семейства бобовых и азотфиксирующих бактерий называется симбиозом.
  4. Общее явление в живой природе, вызванное изменениями факторов неживой природы в течение года, называют сезонностью.
  5. Повышение количества углекислого газа в атмосферном воздухе вызывает явление, которое называют парниковым эффектом.
  6. Взаимоотношения животных, при которых одни из них живут за счет других, называется паразитизмом.
  7. Пищевые связи, устанавливаемые в биологических сообществах, иначе называют цепями питания.
  8. Среда, в которой обитают мухи, бабочки, многие птицы, звери и растения, называется наземно-воздушной.
  9. Животные, которые питаются представителями животного мира и имеют для их добычи приспособления, называются хищниками.
  10. Человеческая деятельность, влияющая на жизнь организмов, называется антропогенным фактором.

Живая аптека

Для того, чтобы преодолеть следующее препятствие, надо ответить, где применяются следующие растения и грибы.

А. Можно использовать в качестве ваты.
Б. Используют при расстройстве желудка.
В. Используют при болезни зоба.
Г. Лучшее лекарство для лосей в лесу.
Д. Используют при воспалениях и ожогах кожи.
Е. Богатейший источник витамина С.
Ж. С древности используют в борьбе против рака.
З. Применяют при радикулите.

  1. Чага
  2. Мухомор
  3. Черноплодная рябина
  4. Мох сфагнум
  5. Подорожник
  6. Сосна обыкновенная
  7. Черемуха
  8. Шиповник

Ответ: А – 4, Б – 7, В – 3, Г – 2, Д – 5, Е – 8, Ж – 1, З – 6.

Конкурс капитанов

Третье препятствие на пути к сокровищу. Я предлагаю капитанам утверждения. Определите, какие из них правильные, а какие – нет.

  1. Пчелы и муравьи ведут общественный образ жизни.
  2. В Англии полностью отказались от автомобилей и полностью перешли на велосипедный транспорт.
  3. Клещ может находиться без пищи до 7 лет.
  4. Рыба может выдержать понижение температуры до -40?с, промерзая до костей, но с повышением температуры оттаивает и оживает.
  5. Президент России Дмитрий Медведев подписал Указ о снижении использования органического топлива и о постепенном переходе на использование энергии ветра и солнца.
  6. Комнатная муха быстрее, чем человек, приспосабливается к изменяющимся условиям внешней среды, потому что имеет многочисленное потомство.
  7. Создание крупных водохранилищ приводит к уменьшению парникового эффекта.

Верные ответы: 1, 3, 4, 6. Неверные ответы: 2, 5, 7.

Пословицы

Отдельные части фраз необходимо так подобрать, чтобы можно было прочесть десять народных примет о птицах.

  1. Кукушки стали куковать – …
  2. Низко ласточки летают – …
  3. Синица к избе – …
  4. Кулик не велик, а …
  5. Соловей запел – …
  6. Прилетел кулик из заморья – …
  7. Ласточка прилетела – …
  8. Гусь летит – …
  9. Грач на горе – …
  10. Всяк кулик …
  1. … весна на дворе.
  2. … зима на дворе.
  3. … дождь предвещают.
  4. … своё болото хвалит.
  5. … скоро гром загремит.
  6. … морозам больше не бывать.
  7. … всё-таки птица.
  8. … вывел весну из затворья.
  9. … зимушку на хвосте тянет.
  10. … вода пошла на убыль.

Ответ: 1 – 6, 2 – 3, 3 – 2, 4 – 7, 5 – 5, 6 – 8, 7 – 10, 8 – 9, 9 – 1, 10 – 4.

Эрудиты

Для преодоления этого препятствия найдите правильные ответы на поставленные вопросы.

Однажды во время беседы о достижениях техники Бернард Шоу сказал: “Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться…” Чему?

Вести себя как люди!

Лозунг в Японии: “Долой марибаши. Приносить в ресторан собственные нурибаши!”. Чей это лозунг?

Это лозунг защитников леса. Марибаши – одноразовые деревянные палочки для еды. Нурибаши – многоразовые.

Известно, что в атмосфере на высоте 15 км имеется озоновый слой, защищающий все живое от губительных ультрафиолетовых лучей. По мнению ученых, разрушают его фреоны и некоторые другие газы, а какой фактор является основной причиной его воспроизводства?

Ультрафиолет

В Нью-Йоркском зоопарке находится каменный павильон с бронированными стеклами, на котором красуется надпись: “Здесь находится самое опасное животное на Земле”. Угадайте содержимое павильона

Там установлено зеркало

Девять жителей французского города Шамони изготовили в центре ледника Мерде-Гляс на Монблане статую высотой 6 м и весом в 1 т. Из какого материала?

Из мусора, оставляемого “горевосходителями”.

Ранее в Красной Книге было четыре категории животных: исчезающие виды, редкие виды, сокращающиеся виды и виды, степень опасности, исчезновения которых еще не установлена. Потом появилась пятая категория, сведения о которой печатаются на зеленых страницах. Что это за категория?

Виды, опасность исчезновения которых миновала.

Один лесник решил вырубить в лесу все старые дуплистые деревья. Почему эта затея не пошла на пользу лесу?

Потому что в дуплах жили насекомоядные птицы и летучие мыши, которые вынуждены были покинуть лес.

Пустынные еж и лисица, в отличие от своих лесных собратьев, имеют большие уши. В пустыне врагов видно издалека и слух не так важен. Уж не зонтиком ли они им служат? Тогда для чего это им необходимо?

Для большей теплоотдачи. Уши снабжены густой сетью кровеносных сосудов.

Китайским ученым удалось впервые в мире пересадить ген от одной арктической рыбы к сахарной свекле. Разумеется, свекла в результате этой операции плавать не научилась, но одно ценное качество все же приобрела. Какое?

Морозостойкость

Привыкшие к молочным продуктам английские колонизаторы стали завозить на пастбища Австралии коров, что едва не привело к очередной экологической катастрофе. Коровий помет стал отравлять местную растительность, в результате чего погибло почти 1 млн. га плодородной почвы. Какое животное вынуждена была закупить Англия в странах Европы и Африки, чтобы исправить положение?

Жуков – навозников или скарабеев.

За последние 30 лет площадь Японии выросла на 300 квадратных километров за счет возникшего близ Токио острова Грез. Причем тектонические перемещения и вулканическая деятельность здесь ни при чем. Его создание помогло решить минимальными затратами и экологическую проблему. Какую?

Утилизации мусора. Этот остров целиком состоит из отходов Токио.

Вот и подходит к концу наше плавание, на горизонте появился остров Флинта. Да, сокровище в наших руках, но сначала надо разгадать, что же это за сокровище. Последнее препятствие – кроссворд.

Кроссворд (см. Приложение).

Заключение.

Да, действительно, самое ценное и главное сокровище на Земле – любовь: любовь к людям, любовь к растениям и животным, любовь к природе и жизни. Давайте поделимся этим сокровищем друг с другом!