Урок "Буквица. Элемент оформления книги"

Разделы: МХК и ИЗО


Вид занятия. Декоративное рисование.

Цель урока. Нарисовать буквицу к сказу П.П. Бажова.

Задачи.

  • Познакомить с буквицей, элементом книжной страницы.
  • Показать значимость буквицы.
  • Развитие графических умений и навыков.
  • Развитие общей эрудиции и кругозора.
  • Воспитать эстетический вкус через рисования структурного элемента – буквицы.
  • Воспитание творческого восприятия мира .

Материалы к уроку.

Учитель: книги с оформлением, презентация “Буквица”, методические таблицы с изображением буквиц, оформление книг художницей Татьяной Мавриной, фрагмент фильма– “Книжная миниатюра”, музыкальный фрагмент инструментальной музыки, песня “Цветные сны”.

Учащиеся: макет книг (выполненные на предыдущих уроках), фломастеры, цветные мелки.

План.

1.Организационный момент 1-2 мин.
2.Беседа “Буквица – элемент оформления книги” 10-15 мин. (в беседе участвуют ученики-помощники учителя– готовятся к уроку заранее и подбирают материал, иллюстрации, выполняют презентацию)
3.Физкультминутка – 2-3 мин.
4.Самостоятельная работа учащихся – 20 мин.
5.“Рассказ о работе” 4 мин.
6. Итог урока – 1-2 мин.

Ход урока

1. Проверка готовности учащихся к уроку.

Учащимся выдаются книги художественного оформления – с буквицей на странице.

2.

Учитель:Книга имеет свои секреты. На уроках вы познакомились со структурой книги – строением книги. Выполнили обложку – лицо книги.

Тема нашего урока “Буквица. Элемент оформления книги”.

Задача, которая стоит перед нами – Определить значимость буквицы, и нарисовать в макетах книг – буквицу.

3.

Книга имеет и внутренние органы – титульный лист, основной текст, иллюстрация.

Что такое иллюстрация?

Ученик: Иллюстрация – рисунок, который в книге украшает содержание, делает ее яркой, привлекательной, помогает понять содержание прочитанного текста.

Тема урока “Буквица”. А что такое буквица?

Учитель: Рассмотрим страницы книг лежащие у вас на партах.

Что кроме иллюстраций мы видим на страницах?

Ученик: Текст, заставка, большую букву в начале текста.

Учитель: Эта большая буква действительно выделяется на странице. Эту букву называют буквицей.

Посмотрим фрагмент из фильма “Книжная миниатюра”

1.Что такое буквица?
2. Зачем ее выполняли на страницах книг?
3. Как оформляли буквицу?

Учитель: Что такое буквица? Какое определение дают словари?

Ученик: 1 – Значений у этого слова – 3.

1) Буквицаили инициал– крупная, часто выделенная цветом, орнаментированная или иным образом украшенная начальная буква раздела рукописной или печатной книги.

2) Буквица (устар.) — книга для первоначального обучения грамоте, то же, что азбука или букварь.

3) Буквица (также известна под названиями сорокозуб, полевой шалфей, первоцвет лекарственный) — Betonica L., род многолетних тенелюбивых шершавых травянистых растений из семейства губоцветных.

Учитель: – Буквица может быть – иллюстрация.

– Декоративно оформленная или выделенная цветом и размером

1. Буквица иллюстрация

2. Наборная буквица

– увеличенного размера

– рисованная декоративная

Ученик 2: Расположена буквица по отношению к тексту – по разному:

Возможны следующие варианты взаимодействия буквицы с наборной полосой.

1) небольшая по размеру буквица своим основанием держит нижнюю линию первой строки или же углубляется в текст книги, слегка выдаваясь над первой строкой
2) крупная по размеру буквица полностью опустилась за линию первой строки
3) может располагаться не только в начале раздела или главы, но и внутри текста

4. Физкультминутка – зарядка для глаз. (Приложение)

Учащиеся закрыли глаза – звучит песня “Цветные сны” – представляют свою букву

Учитель:Сегодня на уроке мы продолжаем работу над оформление макета книги – сказы П.П.Бажова. Сегодня мы оформляем четвертый лист нашего макета книги – рисуем буквицу к сказу. На чистом листе – буквица, декоративно оформленная и красиво выполненная. А Цвет. Каким он должен быть?

Ученик 3: Цвет сказа: синий, зеленый – малахит, разноцветный– самоцветные камни,….

Учитель: Ребята а какую букву вы будете рисовать и почему?

Ученик: Я буду рисовать первую букву имени своей героини – Дарёнки, а можно и имя Настеньки из другого сказа.

Ученик: А я буду рисовать первую букву Упо тексту сказа “Малахитовая шкатулка”– “У Настеньки, Степановой – то вдовы, шкатулка малахитова осталась”.

Учитель: Ребята, в выборе буквы вы определяетесь сами. Приступаем к работе.

Звучит инструментальная музыка, а можно – из балета или оперы “Каменный цветок”.

img1.jpg (6952 bytes)

4) Самостоятельная работа учащихся.

5) Анализ работ – учащиеся рассказывают о своей буквице.

6) Итог урока – выставка работ учащихся.

7) В конце урока или в середине можно провести игру: Угадай!

img2.jpg (6241 bytes)

1 буква – А
2 буква – Е
3 буква – Г

Вывод:

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами ребята выполнили БУКВИЦУ.

А что такое буквица?

Ученик дает ответ.

Правильно.

Урок закончен. Спасибо.

Приложение