Открытый урок "Действия с натуральными числами"

Разделы: Математика


Цели урока:

  • Обобщение и закрепление темы: “Действия с натуральными числами”.
  • Развитие сообразительности и логического мышления путем решения занимательных задач, привитие интереса к математике.
  • Знакомство с понятиями логики и иллюзии, а также с профессиями цирковых артистов.

Ход урока

Ребята, у нас сегодня необычный урок, урок-игра. Мы с вами побываем в цирке, познакомимся с профессиями цирковых артистов, а также с понятиями иллюзии и логики. Вместе с тем, повторим изученную тему: “ Действия с натуральными числами”.

Чтобы попасть в цирк каждый желающий должен приобрести билет, но поскольку это игра, то сейчас мы займемся устными упражнениями. И если их успешно выполним, то попадем на представление. Сначала давайте прочитаем название нашего урока.

Ребус (Все любят цирк).

Восстановите цепочку вычислений:

Дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас сегодня в цирке, где вы будете и зрителями и артистами. В нашей программе:

1. Эквилибристы – воздушные гимнасты.

2. Дрессированные животные.

3. Жонглеры.

4. Тяжелоатлеты.

5. Маг – иллюзионист, ну и, конечно же,

6. Клоун.

Прежде чем выйти на арену цирка, артисты должны подготовиться, провести разминку. Проверим вашу готовность к выходу на арену. До начала остается 3 минуты.

1. Сколько пальцев на одной руке? На двух? На десяти?

2. Одно яйцо варится 5 минут. Сколько минут надо варить 6 яиц?

3. Как называется запись из одной или нескольких цифр?

4. Как называют упражнения, выполняемые с помощью рассуждений и вычислений?

Итак, цирковое представление начинается.

1. На арену выбегают эквилибристы – ловкие, умелые, сильные и смелые. Они быстро поднимаются по лестнице под купол цирка.

Два человека, владеющие приемами быстрого счета, – к доске. Необходимо найти значение выражения и объяснить правила, которые вы применяете при вычислении данных упражнений.

1.

а) 85*137 - 75*137 = 

б) 17 + 28 + 43 = 

в) 199*3 = 

2.

а) 483*2*5 =

б) (250 + 25)*4 =

в) 324*11 =

2. На арене цирка дрессированные животные.

Решить задачи:

а) В соревновании на лучшего прыгуна участвуют кенгуру, антилопа и блоха. Крокодил ударил хвостом, и все прыгнули вверх так высоко, как могли: кенгуру - на 2м, антилопа – на 3м, а блоха только на 50 см.

-“Превосходно!” - протрубил слон. “Лучше всех прыгает …”. Догадайтесь, что сказал слон.

(Ответ: блоха прыгнула в сотни раз выше своего роста. Если бы так прыгнула антилопа, то она перепрыгнула бы через самый высокий дом).

б) Сердце одного из самых крупных животных – слона делает в минуту 25 ударов. Сердце самого маленького млекопитающего – этрусской мыши – в минуту делает 1300 ударов. Во сколько раз сердце слона делает меньше ударов, чем сердце этрусской мыши?

в) Выступают 11 дрессированных хищников: львы, тигры и ягуары. Причем, львов в два раза меньше, чем тигров, а ягуаров на 3 больше, чем львов. Сколько тигров, львов и ягуаров мы видим на арене? (Один ученик работает на обратной стороне доски (по карточке), остальные видят краткую запись).

3. К выступлению готовятся жонглеры:

Двое учащихся исправляют ошибки:

а) 5 + 8 * 13 = 169      а) 3(х + 12) = 3х + 12

б) 4х = 60 + 20,          б) 3х : 5 = 15

4х = 80,                       3х = 15 : 5

х = 80 – 4,                   3х = 3

х = 76.                         х = 1

Остальные решают задачу:

Однажды улитка отправилась путешествовать по высокой стене, там жила ее тетенька. Стена высотой 10 метров. Улитка днем проползала вверх 3 метра, а за ночь съезжала обратно на 2 метра. Сколько времени добиралась улитка до своей тетеньки? (7 суток и 1 день).

4. На арену цирка выходят тяжелоатлеты. Приглашаю двух учеников для решения уравнений:

а) 7m + m = 28                   а) 16t – t + 5 = 50

б) 60у – 3у = 15390          б) 43х + 19х = 12710

5. Выступает маг-иллюзионист. Что такое иллюзия? Это обман зрения. Посмотрите на рисунок. Что вы видите? А на самом деле эти линии прямые.

Математики и вообще люди, умеющие мыслить, никогда не полагаются на свое зрение. Они стараются измерениями, рассуждениями приходить к правильному выводу.

А теперь фокус. Задумайте число, удвойте его. Прибавьте к результату 4, разделите то, что получится на 2, к частному прибавьте 7, результат умножьте на 8, вычтите из произведения 12, разделите разность на 4 и, наконец, вычтите 11. А теперь я узнаю, какое число вы задумали.

(Из полученного числа вычесть 4 и разделить на 2). Как и любой другой фокус, этот имеет объяснение.

(((2х + 4): 2 + 7) * 8 – 12): 4 – 11 = 2х + 4

6. Цирк не будет цирком, если в нем нет клоуна. Вы не думайте, что клоуны глупые, раз они все время смешат публику, наоборот, они самые умные и умеют выполнить любые трюки. Я вам предлагаю логические задачи. Логика – это наука о том, как думать, это полет мысли, игра воображения. Решают логические задачи путем рассуждений. Их решение напоминает работу ученого в экспериментальных науках, работу следователя, когда он должен сопоставить и проанализировать факты, найти “зацепку”, которой может быть одно слово. Решаем задачи:

1. Карлик живет на 12 этаже. Каждый день он спускается на лифте на 1 этаж и спешит на работу. Возвращаясь домой, он поднимается на лифте на 7 этаж, а дальше идет пешком. Почему? (Не достает до кнопки 12).

2. Пара лошадей пробежала 40 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (40).

Итак, программа цирка завершена. Остается повести итог. Ребята, помогите мне, пожалуйста, вспомнить, что же мы сегодня на уроке узнали нового. Что повторили. С какими понятиями познакомились. Ну а теперь: оценки за урок.