Роль презентаций в развитии монологической речи учащихся на уроке русского языка

Разделы: Русский язык


Развитие монологической речи учащихся – актуальная проблема в современном обществе, т.к. связная речь является необходимым условием успешного обучения ребенка в школе. Обладая развитой монологической речью, учащиеся могут давать развернутые ответы на вопросы школьной программы; аргументировано и логично излагать свои собственные суждения; воспроизводить содержание текстов из учебников, художественных произведений.

Критерии монологической речи: основные (связность, цельность), дополнительные (грамматическая правильность построения предложения, разнообразие лексических средств).

Задача говорящего сводится к тому, чтобы представить материал в логически стройном виде, выделив наиболее существенные части и сохраняя четкий логический переход от одной части излагаемого материала к другой.

Проблема обучения монологической речи при изучении русского языка является одной из самых актуальных проблем в методике обучения языку. Обучение монологической речи – чрезвычайно сложное дело. Монологическое высказывание рассматривается как компонент процесса общения любого уровня – парного, группового, массового. Это означает, что любое монологическое высказывание монологично по своей природе, всегда кому-то адресовано, даже если этот адресат – сам говорящий.

Монологическая речь – это, как известно, речь одного лица, выражающего в более или менее развёрнутой форме свои мысли, намерения, оценку событий и т. д.

Как известно, монологическая речь имеет следующие коммуникативные функции:

  • информативная (сообщение новой информации в виде знаний о предметах и явлениях окружающей действительности, описание событий, действий, состояний);
  • воздейственная (убеждение кого-либо в правильности тех или иных мыслей, взглядов, убеждений, действий; побуждение к действию или предотвращение действия);
  • эмоционально-оценочная.

Для средней школы наиболее актуальной является информативная функция монологической речи. По коммуникативной цели различают следующие монологические высказывания:

  • монолог – сообщение;
  • монолог – описание;
  • монолог – рассуждение;
  • монолог – повествование;
  • монолог – убеждение.

Все эти высказывания предполагают владение сложным монологическим умением связного изложения мыслей, фактов, событий

Так как монологической речью учащиеся владеют слабее, чем диалогической, эта работа требует специального речевого воспитания. Формирование умений монологической речи будет успешно осуществляться:

Только в реализации возможностей содержания учебного материала на уроке;

В использовании учителем специального комплекса упражнений, способствующих формированию умений монологической речи.

Подобные упражнения и методические приемы для обучения монологической речи на базе текста очень часто я использую при подготовке к написанию сочинений или изложений на уроках развития устной и письменной речи учащихся.

  1. Определите тематическую принадлежность текста
  2. Скажите, кому адресован текст
  3. Определите характер текста (описание, повествование, сообщение, репортаж, рассуждение, воспоминание, изложение или монтаж разных структурных типов текста: диалог с читателем и др.)
  4. Определите стиль текста (общественно-политический, научный, научно-популярный, художественный, документальный, разговорный, инструктивный и их варианты).
  5. Просмотрите текст (используйте приемы просмотрового чтения) и определите, чем интересен текст для составления монологического высказывания по изучаемой теме, по определенному плану, с определенной направленностью, ориентацией на определенного собеседника или определенную аудиторию.
  6. Прочтите текст и найдите предложение, в котором сформулирована тема.
  7. Ответьте на вопросы к тексту.
  8. Разбейте текст на смысловые части и озаглавьте их.
  9. Расположите пункты плана, данного на доске, в соответствии с логикой изложения материала в тексте.
  10. Сформулируйте главную мысль текста.
  11. Сформулируйте и запишите тему, основные мысли (мысль каждой смысловой части) и главную мысль (основной смысл) данного текста.
  12. Просмотрите текст и назовите слова, которые употребляются для обобщения сказанного или указывают на заключение, выводы.
  13. Выпишите из текста слова, которые указывают на переход от одной законченной мысли к другой.
  14. Найдите в тексте слова и выражения, которые указывают на авторское отношение к сообщаемым фактам и событиям.
  15. Просмотрите текст и выберите ключевые слова для передачи его основного содержания.
  16. Выпишите из текста предложения, которые передают основное содержание текста.
  17. Составьте тезисы, передающие основные мысли (основной смысл) текста.
  18. Расположите данные на доске предложения из текста в нужной последовательности и употребите необходимые связующие средства.
  19. Просмотрите план и подберите материал из текста, раскрывающий пункты плана.
  20. Просмотрите приведенные утверждения и подберите иллюстрирующие их предложения из текста.
  21. Выберите из текста ключевые слова к каждому пункту плана.
  22. Соотнесите группу слов с пунктами плана.
  23. Подберите к каждому пункту плана предложения с ключевыми словами.
  24. Сформулируйте пункты плана, которые можно было бы еще включить в план.
  25. Скажите, какие важные мысли не отражены в тезисах к тексту.
  26. Скажите, какая информация, необходимая для вашего высказывания, есть в тексте, а какую необходимо найти.
  27. Соотнесите план целевого монологического высказывания с возможностями данного текста.
  28. Отметьте известную вам и новую информацию в тексте.
  29. Просмотрите список предложений и фраз, оформляющих монологическую речь (вводные фразы, средства обращения к адресату, средства связности и т.д.) и подберите подходящие к каждому пункту плана или тезису высказывания.
  30. Расширьте данное на доске высказывание, используя текст.
  31. Разверните данный на доске тезис (пункт плана), найдите для этого соответствующий содержательный и речевой материал в тексте.
  32. Просмотрите два первых абзаца текста и кратко расскажите о … .
  33. Скажите, что вы знаете о … , используя план, данный на доске.
  34. Расскажите только о том, что подтверждает следующую мысль.
  35. Составьте план к рассказу о … , используя материал двух прочитанных текстов. Подумайте, где уместно ввести сведения о … , чтобы не нарушить логику изложения.
  36. Расскажите о …, используя при этом рабочие материалы (наброски будущего высказывания, план, а также слова, словосочетания и целые предложения, отражающие ход развития мысли, служащие для связи, как отдельных предложений, так и целых смысловых частей).
  37. Расскажите о поведении персонажа и выразите свое отношение к приводимым в тексте фактам и событиям.
  38. Составьте рассказ по картинке . (Картинка связана с темой текста).
  39. Составьте письменный пересказ текста. Выберите для этого 7-8 предложений, передающих основное содержание текста. Добавьте к ним фразы речевого оформления монологического высказывания.
  40. Составьте сжатый пересказ основного содержания текста своими словами.
  41. Истолкуйте выводы, изложенные в тексте, своими словами, приводя доказательства из текста и добавляя свои.
  42. Перескажите изложенную в тексте информацию, добавляя известную вам ранее.
  43. Составьте избирательный пересказ текста, отражая одну или ряд взаимосвязанных мыслей.
  44. Составьте план монологического высказывания по определенной теме (проблеме), подберите к нему информацию из текста. Недостающую информацию подберите из дополнительных текстов.
  45. Дополните дополнение материала одного и того же текста необходимыми речевыми средствами монологического характера для сообщения его содержания разным лицам с учетом их интересов к подробной информации, осведомленности в данной проблеме, возраста, опыта, характера, профессии.
  46. Подготовьте развернутое монологическое высказывание с использованием текстовых материалов для определенной ситуации общения.

В настоящее время в средней школе обучению монологическому высказыванию не всегда уделяется достаточно внимания. Такая позиция представляется ошибочной, поскольку именно этот аспект обучения дисциплинирует мышление, учит логически мыслить и соответственно строить своё высказывание таким образом, чтобы довести свои мысли до слушателя. Монолог является такой формой речи, когда ее выстраивает один человек, самостоятельно определяя структуру, композицию и языковые средства. Монологическая речь, как и диалогическая, должна быть ситуативно обусловленной и, как утверждают психологи, мотивированной, т.е. у учащегося должно быть желание, намерение сообщить что–то слушающим.

Современный урок в идеале не должен быть ограничен предметом и учителем. Хорошо, когда он является для ребёнка Событием в цепочке познания, или точнее, исследования окружающего мира. Ударения в функциях современного урока можно расставить следующим образом: вооружение учащихся глубокими и осознанными знаниями; обучение учащихся самостоятельной деятельности по овладению знаниями; формирование прочных мотивов учения, самосовершенствования, самообучения, самовоспитания; формирование нравственных основ личности, ориентированных на общечеловеческие ценности и т. д.

Оснащение школы компьютерной техникой и подключение ее к Интернету открывает перед педагогами и школьниками окно в информационный мир, где одной из задач школы становится формирование и развитие способностей учащихся к самостоятельному поиску, сбору, анализу и осмыслению нужной информации.

Информационные технологии предоставляют широкие возможности для развития личности учащихся и реализации их способностей, внедрения новых методов и организационных форм учебной деятельности в современной школе.

ИКТ - способ самоорганизации труда и самообразования, возможность личностно-ориентированного подхода для учителя, способ расширения зоны индивидуальной активности каждого ученика. При этом увеличивается скорость подачи материала в рамках одного урока. Использование информационных технологий кардинально расширяет возможности в выборе материалов и форм учебной деятельности, делает уроки яркими и увлекательными, информационно и эмоционально насыщенными.

В настоящее время на уроках в основном используются следующие формы подачи материала и оценивания знаний с помощью информационных технологий: презентация, информационно-обучающие программы, тесты, проекты.

Наиболее доступным средством обучения монологической речи учащихся на уроке русского языка является программа Power Point для подготовки презентаций.

В презентации могут быть показаны самые выигрышные моменты темы, эффективные схемы, таблицы, иллюстрации и цитаты. На экране также могут появляться определения, которые ребята записывают в тетрадь, тогда как учитель, не тратя времени на повторение, успевает рассказать больше. Главное в презентации — это тезисность (для выступающего) и наглядность (для слушателя).

Умелый учитель может превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность. Причём презентация может стать своеобразным планом урока, его логической структурой, основой выступления ученика на уроке. Она даёт возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков.

Презентация обеспечивает учителю возможность для:

  • информационной поддержки;
  • иллюстрирования;
  • использования разнообразных упражнений;
  • экономии времени и материальных средств;
  • построения канвы урока;
  • расширения образовательного пространства урока.

Благодаря использованию презентаций у школьников наблюдается:

  • концентрация внимания;
  • включение всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной, ассоциативной;
  • повышение интереса к изучению предмета;
  • возрастание мотивации к учёбе.

Необходимо, чтобы ребята были не только слушателями, но и сами принимали активное участие в работе по развитию монологической речи, на основе презентаций и других средств ИКТ. В обучении особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель в этом случае выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку.

Приведу основные виды учебных работ с использованием презентаций на уроках развития речи

1. Работа со зрительной опорой.

Как правило, в качестве зрительной опоры используются на слайдах картины, фотографии и т.п. Простейшим примером зрительной опоры являются рисунки. Они задают тему разговора и сюжет. Рисунки должны быть живыми и интересными, не содержать сложных деталей, число персонажей должно быть ограничено, события понятны. Дети начинают сами сочинять и зарисовывать их устно, иногда очень удачно

Иллюстрации на презентациях должны быть тематически разнообразны, включать самые разные – наиболее распространенные в жизни – темы и сюжеты.

Предлагаемые виды работ с ними

А. Устный монолог, в котором участвующий играет роль одного из персонажей картины. Эта работа может оцениваться в соответствии со следующими критериями: сумел ли ученик индивидуализировать речь героя, показать речевыми средствами его характер; является ли его монолог психологически достоверными: может ли человек так мыслить и говорить в подобной ситуации, является ли его речь действительно ответом на то, что он слышит, или монолог содержательно не связан с услышанным; насколько интересно, ярко, остроумно, лаконично он говорит; насколько разнообразную лексику использует; литературна ли, грамотна ли его речь.

Методика устного рассказа по картинкам следующая.

  1. Рассматривание их с устным комментированием: основная цель этого этапа – понять тему и сюжет, замысел художника, заметить как можно больше деталей, которые служат для воплощения замысла и характеризуют персонажей, высказать на основании этих деталей какие-то психологические догадки (какие люди изображены, что они чувствуют).
  2. Второй этап работы, как правило, переносится на следующий урок: дети импровизируют устные диалоги.
  3. Оценивание устных диалогов – дети оценивают услышанное, отмечая достоинства и недостатки.
Б. Устный рассказ по иллюстрациям

Это монологическая работа, поэтому она должна следовать за устным диалогом.

Суть работы: кто-то из детей рассказывает (но не читает), остальные слушают его рассказ. В этом случае иллюстрации следует воспроизвести на слайдах заранее. Первый этап, выделенный в работе с устным диалогом (совместное рассматривание), исключается: каждый сам придумывает свой рассказ, рассматривая рисунки самостоятельно. Третий этап здесь тот же, что и в работе с устным диалогом.

В. Письменный рассказ по картине.

В этом случае дети не рассказывают, а читают свои истории. Третий и первый этапы те же.

Если учитель просит детей подготовить устный рассказ по картине дома, то совместного рассматривания не происходит. Если же работа ведется только в классе, можно сначала рассмотреть картину, учитель может что-то очень кратко о ней рассказать, но не следует вместе называть детали, так как задача состоит именно в том, чтобы их самостоятельно увидеть и понять.

Оценивается, прежде всего, наблюдательность: самую высокую оценку получает тот, кто сумел увидеть то, чего не заметил никто; также оценивается грамотность речи, логика высказывания (действительно ли данные детали позволяют сделать такой вывод).

2. Творческие работы (сочинения) на основе личных впечатлений.

Ребенок не должен писать и говорить о том, чего он не пережил лично, что не стало фактом его жизни, что он не пропустил через свою душу. Когда у ребенка есть личные впечатления, личные переживания, ему всегда есть что сказать.

Какого рода могут быть эти личные впечатления?

1. Музыкальные впечатления. Дети прослушивают в классе небольшой музыкальный фрагмент, например, из произведения «Зима» А.Вивальди, «Баркаролы» П.И. Чайковского, а затем пишут сочинение или устно высказываются на тему: «Какое состояние природы я представил себе, слушая музыку?». В старших классах возможно высказывание на тему: «Что я чувствовал, слушая эту музыку?».

2. Читательские впечатления. Это можно делать только по произведению, которое прочитано в классе и большинству детей понравилось. Разумеется, читаются произведения на уроках литературы, но работа по развитию речи может происходить и на уроке русского языка.

3. Жизненные впечатления. Например, темой устного или письменного сочинения может быть: «Моя дорога в школу», «В школе» и т.п.

4. Фантазийные впечатления. Дети любят мечтать, и их мечты также могут стать темой устных и письменных рассказов.

Очень важным принципом этого вида работы является внимание и интерес к внутреннему миру каждого ребенка.

3. Устная и (или) письменная газета.

Дети делают сообщения о том, что происходит в школе, в классе, в городе, где они живут.

Сообщение должно быть в определенном стиле, точным, информативным, интересным.

Основная задача – выбрать интересный материал и грамотно его оформить.

4. Лингвистическая работа с опорой

Опорный конспект представлен на слайдах в презентации перед классом, затем учитель читает его, на следующем уроке читают желающие дети, затем все остальные. Класс задает вопросы, делает замечания, предлагает примеры и просит их объяснить, затем оценивает ответы (непосредственно после каждого ответа).

В данном случае от ребенка требуется не импровизация, а точность, ясность речи, в том числе умение правильно употреблять термины, объяснять их, формулировать абстрактные положения, подкрепляя их конкретными примерами.

5. Доклады и сообщения.

Это обычная форма работы в школе, однако ее, как правило, не рассматривают как работу по развитию речи. Если ученик может готовить какие-то доклады и сообщения на любом уроке, то учитель-филолог обязан научить ребенка готовить и оформлять сообщение, то есть отделять главное от второстепенного, абстрактное от конкретного, структурировать, строить сообщение так, чтобы заинтересовать слушателей.

Доклады могут сопровождаться презентацией.

6. Пересказ художественного текста от имени героя.

Скажем, мальчики 6-го класса могут пересказать отрывок-описание метели из повести А.С. Пушкина «Метель» от имени Владимира, а девочки – от имени Марьи Гавриловны. Ребенку трудно понять точку зрения другого человека, – этому учит такая работа. Каждый из героев произведения видит и знает только часть того, о чем рассказывает автор; кроме того, одно и то же событие разные персонажи воспринимают по-другому, – это должен передать рассказчик.

7. Письма.

Можно переписываться со сверстниками из другого города, другой страны, а можно с одноклассниками

Для развития речи детей очень важно также, чтобы они постоянно слышали образцы правильной красивой речи, как письменной, так и устной Необходимо обращать внимание на удачные образцы речи детей.

Использование презентаций на уроке помогает решить следующие дидактические задачи:

  • усвоить базовые знания по предмету;
  • систематизировать усвоенные знания;
  • сформировать навыки самоконтроля;
  • сформировать мотивацию к учению в целом и к информатике в частности;
  • оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти.

Мультимедийная презентация, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:

Образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.

Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся.

Воспитательный аспект: воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.

Рассмотрим возможности использования мультимедийных технологий на различных этапах урока с целью развития монологической речи учащихся:

Этапы урока

Содержание

Цели

1. Организационный

демонстрация темы и целей урока

Подготовить учащихся к работе на уроке

2. Проверка домашнего задания

демонстрация монологической речи, подготовленной и спонтанной, при:

  • лингвистическом рассказе на заданную тему по схеме, плану или таблице,
  • пересказе теоретического материала, правил,
  • составлении правильных ответов на вопросы для проверки знаний,
  • тестовом опросе по теории

(опора к ответам может быть представлена в презентации) ПРИЛОЖЕНИЕ №1

выявить уровень знаний учащихся по заданному на дом упражнению, умение строить связный рассказ, аргументировано излагать точку зрения при подаче изученного материала

3. Актуализация опорных знаний и способов действий

на слайде представлены вопросы и задания, подводящие к необходимости изучения темы; план или схема для систематизации материала по пройденной теме, практические упражнения на отработку алгоритма выбора правильного написания орфограммы. ПРИЛОЖЕНИЕ №2

восполнить недостающие знания учащихся, вспомнить необходимые опорные сведения и способы действия, наблюдать за правильностью речи учащихся, устранять речевых недочеты, учить анализировать, обобщать материал

4. Формирование новых понятий и способов действий

основные понятия, схемы, таблицы, алгоритмы, рисунки, анимация, видеофрагменты, иллюстрирующие особенности нового материала представлены в презентации ПРИЛОЖЕНИЕ №3

демонстрировать новый учебный материал, строить рассуждение или повествование

5. Применение знаний, формирование умений

вопросы и задания, практические упражнения, требующие мыслительной активности и творческого осмысления материала,

демонстрация правильного ответа при возникновении затруднений в выполнении задания,

для отработки навыков связности монологической речи в сообщениях, публичных выступлениях ПРИЛОЖЕНИЕ №4

выполнять тренировочные задания, развивать коммуникативные умения, конструировать высказывания

6. Контроль и учет знаний

задания разного уровня сложности, нестандартные ситуации в применении проверяемых знаний, создании ответов на основе ученических презентаций.ПРИЛОЖЕНИЕ №5

организовать контроль и самоконтроль через публичные монологические выступления, создания текстов по заданной композиции в соответствие с планом

Сделаем вывод:

  1. Формирование умений монологической речи – приоритетное направление школы в обучении, имеющее конечной целью заложить основы умений связно и логично излагать свои мысли.
  2. Презентация-.
  3. Для систематизации работы по формированию монологического высказывания необходим методически правильно подобранный комплекс упражнений, использование и сочетание нетрадиционных и традиционных форм организации учебной деятельности, непрерывность и последовательность в изложении материала. Важно, чтобы учащиеся осознали реальную возможность пользоваться языком как средством общения.

Целенаправленная и систематическая работа по формированию монологической речи способствует значительному росту умения правильно выражать свои мысли в условиях решения достаточно сложных мыслительных задач.

Для того чтобы заинтересовать учащихся, пробудить их мотивацию к монологическому высказыванию, упражнения по формированию монологического высказывания должны быть разнообразными, интересными, увлекательными. В педагогической работе мною используются различные упражнения по формированию монологической речи. Учеников привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли “своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу, у учеников пропадает страх перед компьютером. Учащиеся учатся самостоятельно работать с учебной, справочной и другой литературой по предмету. У учеников появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания.

Литература:

  1. «Использование мультимедийных презентаций на уроках русского языка и литературы» Луцева Е. А., Мажарова М. М.
  2. Методика развития речи на уроках русского языка / Под ред. Т.А.Ла­дыженской./, М., 1980.
  3. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Т.Баранов, Н.А. Ипполитова. Т.А. Ладыженская. М. Р. Львов; /, Издательский центр «Академия», М., 2000.
  4. Система обучения сочинениям в VI-VIII классах. /Под ред. Т.А.Ла­дыженской/, М., 1978.
  5. Педагогические технологии на основе информа­ционно-коммуникационных средств/ Селевко Г.К./, М.: НИИ школь­ных технологий, 2005. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий».)
  6. Обучение сочинениям,5-8 классы, / А. М. Гринина-Земскова/, Издательство «Учитель», Волгоград, 2002

9.05.2010