Из опыта работы: "Воспитание в системе образования"

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии, Классное руководство


В сущности, как мало нужно для хорошего воспитания!
Надо лишь понять, что нет двух отношений к ребёнку:
человеческого и педагогического.
Есть одно и только одно: человеческое.

Симон Соловейчик.

Работаю в школе 17 лет. Учителем начальных классов. Полагаю, что ни одна другая профессия не имеет сегодня такого большого значения, как профессия учителя. Ведь именно нам доверено формирование личности детей. Учитель должен суметь пробудить и развить всё хорошее в ученике.

В своей педагогической деятельности я поддерживаю идеи гуманистической педагогики. Ключевым принципом этого направления является личностная направленность воспитания и обучения на основе демократизации педагогических отношений, создания условий для интенсивного развития индивидуальных способностей школьников. Мне близки идеи и позиции педагогов-новаторов Ш. А. Амонашвили, С.Н. Лысенковой, Е. Н. Ильина, И. П. Иванова, В.А. Караковского, В.Ф. Шаталова, ведь учитель начальных классов выступает в двух профессиональных ролях. Первая роль преподавателя, вторая – воспитателя, и эта, вторая роль занимает гораздо больше времени, чем первая. И если учитель не только организует жизнь своих учеников, но и сам живёт этой детской жизнью, то он каждую минуту проживает с детьми и сам с ними учится. “Воспитывай и учи, ибо ты – учитель”, а значит знай своих учеников, уважай в каждом из них человека, умей анализировать, прогнозировать. Нельзя не разделить мнение академика В. В. Давыдова, который в предисловии к книге В. Ф. Шаталова “Куда исчезли тройки” писал: “…Гражданское и профессиональное мужество учителя состоит в попытке найти ключ к решению самых острых и больных вопросов образования. К этим вопросам относится ликвидация перегрузок школьников, воспитание у них интереса к учению, активности и самостоятельности”.

Каждый ученический коллектив не был для меня простым этапом. Это для меня – жизнь! Удачи и промахи, победы и ошибки,…но главное – поиски путей, которые мы находили с ними вместе, путей формирования в каждом из них “человека”.

Нам это удавалось и удаётся. Я могу считать себя счастливым человеком потому, что у меня в моей любимой и важной работе есть две крепкие опоры, без которых ничего не получилось бы. Во-первых, это мои ученики – активные, энергичные и талантливые. Второй опорой для меня всегда были родители, помощники и участники во всех наших делах и начинаниях.

Поэтому, главной своей задачей считаю, создание в классе единого коллектива детей и родителей.

Главным принципом, которого я придерживаюсь в своей повседневной работе, это создание условий для реализации способностей, склонностей, интересов учащихся. Основная цель развития творчества детей заключается в том, чтобы не давать учащимся готовых знаний, а подтолкнуть их к поиску ответа, помочь избавиться от чувства страха, эмоционально раскрыться, побудить к общению и творчеству.

– А главная цель моей работы – разбудить, вызвать к жизни внутренние силы воспитанников и использовать их для более полного и свободного развития личности.

Развитию субъектности личности младших школьников должно способствовать формирование самодеятельных и самоуправленческих начал в жизни класса. Самоуправление учащихся выражается в возможности самостоятельно проявлять инициативу, принимать решения и реализовывать их в интересах ученического коллектива. Самоуправление проявляется в планировании деятельности класса и школы, организации этой деятельности, в анализе своей работы, подведении итогов сделанного и принятии соответствующих решений.

Ученическое самоуправление открывает для школьников возможности проявить свои личностные способности, найти интересное дело, организовать его выполнение, принимая на себя персональную ответственность за его выполнение.

Мой девиз:

  • Не запрещай, а направляй.
  • Не принуждай, а убеждай.
  • Не командуй, а помогай организовать собственную деятельность,

соуправляй ею.

Моя мечта, чтобы в школе всегда присутствовала атмосфера взаимоуважения, сотворчества учителя и учащихся, демократическая педагогическая культура, основанная на гуманистическом мышлении.

Твёрдо убеждена и верю в то, что все дети талантливы, и каждый по своему одарён теми или иными способностями.

Чтобы исполнить задачи и цели, которые я поставила перед собой, всегда стараюсь придерживаться принципа “Семи У”:

  • Уверенность;
  • Успешность;
  • Удивительность;
  • Убедительность;
  • Уважительность
  • Уравновешенность
  • Улыбчивость

Да, стать мастером нелегко… Знаю одно: нельзя останавливаться на достигнутом, следует заглядывать в себя, самокритично вести разговор с собой: не выдохлась ли, способна ли перед юными вспыхнуть ярче прежнего и согреть всех нуждающихся?... Внутренний голос отвечает: “Да! Есть любовь, силы и желание “сердце отдавать детям”.