Урок географии — обобщение знаний по теме "Природа Архангельской области"

Разделы: География


Цель урока:

Обобщить и расширить знания учащихся о природе Архангельской области.

Задачи:

1.Образовательные:

  1. Систематизировать знания учащихся о природе Архангельской области.
  2. Познакомить учащихся с разнообразием минеральных вод Архангельской области.
  3. Продолжить знакомство учащихся с творчеством северных поэтов.
  4. Проверить знания географической номенклатуры.

2.Развивающие:

  1. Развивать географическую зоркость путём нахождения ошибок.
  2. Развивать способности учащихся к рефлексии.

3.Воспитательные:

  1. Воспитывать чувство патриотизма и любви к малой родине.

Оборудование:

  1. Физическая карта Архангельской области.
  2. Компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация к уроку. (приложение 1)
  3. Минеральная вода в бутылках “Вельская”, “Сияние Севера”, “Жемчужина Севера”, “Куртяевская”.
  4. Поднос, скатерть, одноразовые стаканчики.
  5. Оценочные листы для учащихся.
  6. Тексты задания “Найди ошибки”.
  7. Тест “Рельеф, геологическое строение Архангельской области” в 2-х вариантах.
  8. Творческий проект группы учащихся в виде природного герба.

Содержание урока:

1.Организационный момент.

2.Объявление темы, цели и задач урока.

Слово учителя.

Сегодняшний урок мы начнём со стихотворения нашего северного поэта А.Яшина “Только на Родине” (читает ученица, слайды 1-10)

Да, только здесь, на Севере моем,
Такие дали и такие зори,
Дрейфующие льдины в Белом море,
Игра сполохов на небе ночном.
Нехожеными кажутся леса,
Бездонными – озерные затоны,
Неслыханными – птичьи голоса,
Невиданными – каменные склоны.
Здесь, словно в сказке, каждая тропа
Вас к роднику выводит непременно.
Здесь каждая деревня так люба,
Как будто в ней красоты всей вселенной.
И, уж конечно, нет нигде людей
Такой души и прямоты, и силы,
И девушек таких вот, строгих, милых,
Как здесь в лесах, На родине моей.
Но если б вырос я в другом краю,
То все неповторимое,
Как чудо,
Переместилось, верно бы, отсюда
В тот край, другой –
На родину мою.

– Как вы уже поняли, наш урок-обобщение знаний по теме “Природа Архангельской области” (слайд 11)

Каждый человек должен любить свою Родину, а это невозможно, если о ней мало знаешь.

– Какие разделы географии Архангельской области мы уже изучили?

Сегодня наша задача обобщить и повторить то, что нами изучено. На уроке работайте активно, соблюдайте дисциплину. Сегодня мы будем использовать оценочные листы, поэтому постарайтесь быть объективными.

3. Обобщение и закрепление изученного материала.

1) Задание “Найди ошибки в тексте”.

Это задание на повторение разделов “Географическое положение Архангельской области и Коношского района”, административное устройство. Каждому из вас выдан текст, в котором есть ошибки, которые вы найдёте и подчеркнёте. После 2-3 минут работы организуем проверку.

Нашей области в 2007 году исполнилось 80 лет.

Область находится на востоке Русской равнины. На севере она омывается водами Белого, Балтийского и Баренцева морей. На западе Архангельская область граничит с Вологодской областью, на востоке с Республикой Коми, на юге с Кировской областью, на северо-востоке с Мурманской областью.

Крайняя северная островная точка находится на островах Новая Земля, а южная находится в Вельском районе.

Коношский район занимает центральное положение на территории области. Он на северо-западе граничит с Каргопольским районом, на севере – с Вельским, а на северо-востоке – с Няндомским.

В состав области входит много островов. Самые северные из них– Соловецкие, а самые крупные – Новая Земля, которые находятся в Белом море.

Область занимает 3 место по площади среди субъектов РФ и разделена на 15 административных районов.

  • Сколько ошибок вы нашли(12). Где? Давайте исправим (устно).
  • Какой раздел мы вспомнили, выполняя это задание? Назовите положительные и отрицательные стороны географического положения нашей области.

2.Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые Архангельской области.

А) На вопросы о геологическом строении и рельефе нашей области вы ответите, решив небольшой тест(3 мин.)

На экран выводятся ответы на вопросы теста. (слайд 12)

– Кто не сделал ни одной ошибки? 1?2?

Дети выполняют взаимопроверку, выставляют полученную оценку в оценочный лист соседа по парте.

Б) Посмотрите на карту “Полезные ископаемые Архангельской области”. (слайд 13)

  • Какие полезные ископаемые имеют промышленное значение для области? Показать и назвать.(1 человек у доски). По мере ответа, на экране изображение алмазов, Североонежский бокситовый рудник, буровые нефтяные установки в Ненецком автономном округе, агаты Тиманского кряжа.

(слайд 14,15)

В) Знание о рельефе области проверим по карте. 1 человек отвечает у доски, а остальные по цепочке называют географические объекты.

3)Особенности климата Архангельской области.

(Фронтальный опрос, дети отвечают устно, после себя оценивают).

– В каких климатических поясах находится наша область?

– Условия какого климатического пояса считаются более благоприятными для проживания человека?

– Откуда чаще приходят воздушные массы на территорию области? Какие из них приносят больше осадков?

– Какие климатообразующие факторы оказывают влияние на температурный режим летом и зимой?

– Влияют ли на климат течения?

– Почему осадки выпадают неравномерно?

– Почему при малом ГКО на островах Северного Ледовитого океана образуются ледники?

– Какое значение имеет коэффициент увлажнения на территории всей нашей области?

– К чему это привело?

Можем ли мы в нашей области в условиях открытого грунта получить хороший урожай пшеницы, кукурузы, огурцов?

4)Особенности внутренних вод Архангельской области.

– Назовите и покажите на карте самые крупные реки Архангельской области, самое большое и глубокое озеро, реку, где наблюдаются высокие приливы?(1 человек у карты)

– Какой тип питания преобладает у рек нашей области?

– Почему на Северной Двине весной можно слышать взрывы?

– Какого происхождения озёра нашей области?

– Какие виды вод ещё относят к внутренним? (болота, подземные воды, ледники, искусственные водоёмы).

– Вспомните, какая площадь нашей области занята болотами?

Посмотрите на карту. В нашей области есть месторождения минеральных вод.

Чем отличается минеральная вода от обычной? Как вы можете описать вкус минеральной воды? Откуда в воду попадают эти вещества?

Сегодня я принесла на урок минеральную воду, которую добывают у нас в области. Эта минеральная вода продаётся в наших магазинах. Давайте послушаем сообщения, которые подготовили ребята о минеральных водах, что добывают у нас в области. Желающие могут попробовать воду и оценить её вкус, тем более он неодинаковый у разных вод.

Дети выступают с сообщениями о минеральных водах (Приложения 2)

  • “Вельская”
  • “Сияние Севера”
  • “Жемчужина Севера”
  • “Куртяевская”.

5) Особенности почв.

Что такое почва? Назовите наиболее распространённые типы почв в нашей области. Что можно сказать об их природном плодородии? Что такое мелиорация? Какие виды мелиоративных работ применятся в нашей области?

Давайте попробуем решить практическую задачу. Представьте, что вашей семье достался дачный участок с подзолистыми почвами, а семье ваших соседей с болотно-подзолистыми почвами. Что вы должны предпринять, чтобы на участках получили хороший урожай культур, выращиваемых в наших условиях? (дети предлагают свои варианты и поясняют, почему.)

6) Природные зоны.

Сейчас на экране появятся изображения характерных представителей флоры и фауны нашей области. Ваша задача определить для какой природной зоны они характерны, найти лишнее и показать на карте где расположена природная зона.( Тайга-слайд 17, арктическая пустыня-слайд 18, тундра-слайд 19.)

4. Итог урока.

Наша область один из субъектов Российской Федерации. Её символом является герб.

(слайд 20)

Посмотрите на экран, где он изображён. Каждая его деталь символична. Послушайте о том, что означают детали и цвета нашего герба.(сообщение)

Неделю назад 3 девочкам из вашего класса я задала творческое задание -придумать герб Архангельской области, который бы символизировал природу, а так же я и сама выполнила это задание. Давайте посмотрим на эти гербы и попытаемся пояснить все символы на них, ведь мы весь урок занимались повторением (на доске вывешены 2 герба).

Сдайте оценочные листы, я заполню свою графу, и средний балл полученный вами – ваша оценка за урок. Надеюсь, вы были объективны.

5. Домашнее задание:

Повторить карту к зачёту, подготовить сообщения по темам:

  • “Пинежский государственный заповедник”.
  • “Кенозерский национальный парк”.
  • “Соловецкий музей-заповедник”.
  • “Малые Корелы”.