Интегрированный урок (литература + МХК) по теме "Изображение исторических личностей в литературе и живописи"

Разделы: Литература, МХК и ИЗО


Слайд № 2

Тема: “Изображение исторических личностей в литературе и искусстве” (поэма “Полтава”, повесть “Капитанская дочка” А.С. Пушкина).

Слайд № 3

Цели:

1) расширить знания учащихся о исторически значимых личностях: Петре 1 и Емельяне Пугачёве;
2) углубить понимание идейно-художественного богатства произведений А.С. Пушкина;
3) развивать речь учащихся, учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте произведений;
4) воспитывать патриотизм и уважение к историческому прошлому России.

Оборудование: ИКТ, презентация урока, портрет А.С. Пушкина,  иллюстрации к произведениям.

ХОД УРОКА

1. Объявление темы и целей урока (слайд № 1).

2. Вступительное слово учителя:

Любое произведение можно понять глубже, если представлять время, которое в нем отражено, вопросы и проблемы, раскрывающие автором в данном произведении. А.С. Пушкин занимает особое место в культурной жизни России. Он написал выдающиеся художественные произведения, оставившие неизгладимый след в истории нашей Родины.

Слайд № 4

Вспомните и назовите эти произведения. (“Медный всадник”,

“В Сибирь”, “Полтава”, “Борис Годунов”, “Капитанская дочка”.)

3. Историческая основа поэмы А.С. Пушкина “Полтава”.

Выступление группы учащихся.

Слайд № 5

Задание: Каким вы представляете Петра 1 в поэме перед боем, во время боя и во время празднования победы?

Ведущий: Поэма А.С. Пушкина “Полтава” написана в 1828 году. В ней говорится об исторических деяниях Петра 1, о войне со шведами за выход к Балтийскому морю. Вот как поэт говорит об этом времени.

Ученик № 1: со слов “Была та смутная пора…”

до слов: “Окрепла Русь. Так тяжкий млат,
Дробя стекло, куёт булат…”

Ведущий: Центральный эпизод поэмы – изображение Полтавского боя, решающего события всей русско-шведской войны.

Слайд № 6

Ученик № 2: со слов “Горит восток зарёю новой…”

до слов “… Служить уж начинает нам.”

Ведущий: В центре картины боя образ Петра 1 – любимца русского войска, личным примером вдохновляющий бойцов на достижение победы.

Слайд № 7

Ученик № 3: со слов: “Тогда-то свыше вдохновенный…”

до слов: “… Гордясь могущим седоком.”

Ученик № 4: со слов: “Уж близок полдень.”

до слов: “Полки увидели Петра.”

Слайд № 8

Ученик № 5: со слов: “И он помчался пред полками…”

до слов “…Полудержавный властелин.”

Ведущий: А.С. Пушкин находит выразительные эпитеты, метафоры и сравнения для изображения царя-воина: “могущ и радостен, как бог”, он “прекрасен”, “он весь как Божия гроза”. И вот Полтавская битва. По словам В.Г. Белинского “Полтавская битва была не просто сражение, замечательное по огромности военных сил, по упорству сражающихся и по количеству пролитой крови, нет, это была битва за существование целого народа, за будущее целого государства”.

Слайд № 9

Ученик № 1: со слов: “И грянул бой…”

до слов: “… Как роем чёрной саранчи.”

Ученик № 2: Победа!

со слов: “Пирует Петр…”

до слов: “Заздравный кубок подымает…”

Ведущий: Великий критик писал: “Картина Полтавской битвы начертана кистью широкою и смелою, она исполнена жизни и движения: живописец мог бы писать с неё как с натуры”.

Итог: ответ на вопрос.

4. Анализ повести “Капитанская дочка”.

Слайд № 10

Учитель: Неизгладимый след в истории оставило восстание Емельяна Пугачёва. Об истории создания повести “Капитанская дочка”, об исторической личности предводителя восстания мы и поговорим сегодня.

Слайд № 11

Ведущий 2: 18 век – век царствования Екатерины 2. Она была умна и образована. В годы её правления расширилась территория Российского государства. Расходы на войны, содержание двора, развитие науки, просвещения, искусства требовало денег. В годы её правления выросли налоги, вся тяжесть легла на плечи крепостных крестьян. Их можно было продавать как скот, как вещи. Помещики по указам императрицы получили право без суда наказывать провинившихся крестьян, творить всякий произвол. Бесправие, нищета толкали крестьян на бунты, восстания.

Слайд № 12

И в 1773 году в бескрайних оренбургских степях под предводительством Емельяна Пугачёва вспыхнуло крестьянское восстание.

Ученик: А.С. Пушкин в повести “Капитанская дочка” изображает историческую личность – Емельяна Пугачёва. Это произведение необычно тем, что до сих пор в художественной литературе не описывались народные бунты. Емельян Пугачёв показан талантливым руководителем военных действий повстанцев против правительственных войск. А с другой стороны, автор обращает внимание на человеческие качества Пугачёва.

5. Работа с текстом.

Слайд № 13

1) Когда, как появляется Пугачёв на страницах повести?

(гл. 2, стр. 139, зачитать)

Слайд № 14

Учитель: Образ “мужика” мелькнул и скрылся, но А.С. Пушкин уже набросал первый портрет и отметил несколько черт героя. Какой он?

2) А каким показан Е. Пугачёв в главе “Пугачёвщина”?

(стр. 152, зачитать)

Вывод: Для правительственных кругов Пугачёв – беглый казак и злодей,

“самозванец”.

3) Как изображает А.С. Пушкин Пугачёва в главе “Приступ”? Давайте найдём эти описания.

Стр. 164 – жестокость

Стр. 166 – смелость

Стр. 165 – великодушие

4) Учитель: В начале 1870-х годов русский художник В.Г. Перов искал новую художественную тему и обратился к народному восстанию под предводительством Пугачёва. Мысль написать картины о пугачёвщине созрела под влиянием рассказов В. Даля, который служил в оренбургских степях и сопровождал А.С. Пушкина во время поездки в Оренбург, чтобы собрать материал для “Истории Пугачёва”. Даль не однажды вспоминал рассказы старожилов о пугачёвском восстании и жестоких расправах.

Перовым была задумана серия из трёх картин, в которых должны были быть показаны помещичий гнет, восстание и суд Пугачёва над помещиками. Но фактически художник работал лишь над последней частью трилогии.

Слайд № 15

Ученик 1: В картине “Суд Пугачёва” вся сцена приближена к зрителю из-за срезанного верха и краев большого полотна. Народ оттеснён на задний план. В центре на первом плане человек, кланяющийся в ноги и труп убитой мятежниками жертвы.

Композиционно выделен немолодой помещик со связанными руками, которого калмык хватает за ворот. Помещик отказывается признать самозванца государем Петром III, и ему уготована виселица. Равно как и всех тех, которые последуют его примеру. Пугачев, в атаманской шапке и в красном кафтане, сидит на крыльце, окружённый своими сообщниками, но изображён он каким-то безликим, равнодушным.

Вся картина пронизана ужасом происходящего. Преобладает чувство протеста против насилия, против стихийного бунта, а его жертвы вызывают сочувствие. “Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!”.

Художник не был удовлетворён своим произведением, и оно осталось незаконченным. Убедительный образ Пугачёва им не был найден.

Слайд 16

Ученик 2: В картине “Казнь Пугачёва. Прости, народ православный” автор, Виктор Маторин, намеренно убрал жестокие атрибуты казни топор палача, кол, колесо они здесь не к месту. Емельян Пугачёв изображен в смирении. Перед страшной казнью, он не думает о смерти, он думает о русском народе, о России, он просит прощение за свои грехи перед ними.

Слайд 17

Вывод: Человеческий облик Пугачёва сложен и противоречив. В нём уживаются жестокость и великодушие, лукавство и прямота, желание подчинить человека и готовность помочь ему.

6. Итог урока.

Игра. Слайды 18 – 32

7. Выставление оценок.

8. Домашнее задание.

Презентация