Урок географии по теме "Размещение и расселение населения России"

Разделы: География


Цель: формирование у обучающихся представлений о закономерностях, определяющих размещение населения по территории страны.

Задачи.

  • Образовательная: формировать знания о типах населенных пунктов, понятие «урбанизация», о причинах урбанизации.
  • Развивающая: развивать умение работать с тематической картой при определении особенностей расселения населения по территории РФ.
  • Воспитательная: воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Оборудование: карта «Плотность населения», атласы, учебник.

Ход урока

1. Активизация познавательной деятельности учащихся.

Сегодня на уроке мы продолжаем изучение населения РФ.

Вспомним:

  • Какова общая численность населения? За счет чего она изменяется?
  • Представители каких национальностей проживают на территории РФ?

Данные Переписи населения 2002 г. – см. приложение 1.

2. Изучение нового материала. 

Из курса географии 7 класса вы уже знаете, что все население можно разделить на городское и сельское.

Работа с таблицей.

Таблица 1

Типы населенных пунктов

Типы городских поселений

Типы сельских поселений

Города - населенные пункты, с численностью более 12 тыс. чел., 85% трудоспособных заняты не в с/х

Поселки городского типа - населенные пункты, с численностью от 3тыс. до 12 тыс. чел., 85% трудоспособных заняты не в с/х

Село- численность населения 1-2 тыс.чел.

Ау́л — населённый пункт сельского типа у тюркских народов.

Стани́ца — администра тивная казачья сельская единица, состоит из одного или нескольких казачьих поселений (хутора, посёлки).

Ху́тор — населённый пункт крайне маленького размера; отдельная крестьянская усадьба с обособленным хозяйством.

Дополнительную информацию смотреть в приложении 2.

Но количество городского и сельского населения различно. Рассмотрим табл. 2.

Таблица 2

Изменение соотношения городского и сельского населения России за сто лет, в процентах

 

1897

1926

1939

1959

1970

1979

1989

2001

Все население

100

100

100

100

100

100

100

100

в том числе:

Городское

14,7

17,7

33,5

52,4

62,3

69,3

73,6

72,9

Сельское

85,3

82,3

66,5

47,6

37,7

30,7

26,4

27,1

Проанализировав данные таблицы 2, обучающиеся делают вывод: была Россия сельской - стала городской.

Комментарий учителя. По данным первой Всеобщей переписи населения Российской империи, проведенной в 1897 году, менее 15% населения, проживавшего в современных границах России, было городским. Урбанизация, резко ускорившаяся с начала 1930-х годов, во многом искусственно форсированная, резко изменила это соотношение. К концу 1930-х годов в городских поселениях проживала уже треть россиян, в 1950-х - половина, а по данным последней советской переписи населения 1989 года - почти три четверти. Данные переписи 2002 года показали соотношение: 73% городское население, 27% - сельское.

Города повсеместно возникали при переходе от первобытнообщинного строя к рабовладельческому (у некоторых народов в ходе возникновения феодальных отношений.) Город всегда играл ведущую роль по отношению к деревне как экономический, политический и культурный центр.

Задание классу. Построим диаграмму «Изменение доли городского и сельского населения в процентах, с 1897 по 2001 г.»

Отвечаем на вопрос: Как изменялась численность и доля городского населения с 1897 г.? Почему?

До 1913 года Россия считалась крупнейшей аграрной страной. В настоящее время преобладает доля городского населения.

Быстрый рост городского населения называется урбанизацией.

Первые города на территории России появились в конце IX века. Это Новгород, Псков, Смоленск. Эти города располагались на крупных реках, что позволяло быстрыми темпами осваивать территорию в русле рек Волга, Днепр. В городах появляются первые мануфактурные предприятия, они являлись центрами производства и обмена товарами. Но так как до революции в России почти не было крупных промышленных предприятий, то и доля городского населения была крайне низкой.

Быстрые темпы роста городского населения, начиная с 1930 года, объясняются начавшейся в стране индустриализацией. Гигантские заводы, часто возводившиеся на почти безлюдных местах, требовали огромного количества рабочих рук, которые призывались из деревень и сел. Постепенно жизнь в деревне становилась очень тяжелой. Все средства направлялись на развитие тяжелой промышленности, деревни в то же время облагались непомерными налогами, население мигрировало из деревень в города. В результате почти опустели районы центральной и северной европейской части России.

Есть города промышленные, транспортные, научные центры, города-курорты. Многие города выполняют политико-административную функцию.

Города различают по людности:

  • малые – до 20 тыс. жителей,
  • средние – до 100 тыс. жителей,
  • большие – более 100 тыс. жителей,
  • крупные – более 250 тыс. жителей,
  • крупнейшие – более 500 тыс. жителей
  • и города-«миллионеры», это города многофункциональные. В довоенные годы их было только 2 – Москва и Ленинград. В 1987 году их стало 12.

Такие города растут очень быстро, рядом с ними растут города-спутники, образуя городские агломерации. Многофункциональные города очень выгодны, так как в них сосредоточены промышленные предприятия, административные центры, культурные, научные и учебные учреждения. Но возникают проблемы. Какие?

Проанализируем форзац учебника и таблицу 5 стр. 223.

Делают вывод и записывают в тетрадях.

Проблемы крупных городов:

  • Экологическое загрязнение.
  • Жилищная проблема.
  • Обеспечение водой, продуктами питания.
  • Сохранение зеленых массивов.

3. Следующий этап урока: определяем характер расселения сельского населения, факторы, влияющие на него.

Работа с картой атласа. Задание на доске.

  • По карте «Плотность населения» установите территории с наиболее высокой и низкой плотностью населения, с большим скоплением городов.
  • По картам «Плотность населения», «Климатическая карта» и «Природные зоны» определить закономерность размещения населения по территории РФ.
  • Выявить районы трудодефицитные и трудоизбыточные.

Обучающиеся выбирают себе задание и выполняют его. Затем выступают с ответами. Делают выводы.

4. Итог урока.

Учитель выставляет оценки и комментирует домашнее задание. Задание на дом: На контурную карту нанести города-миллионеры.