Практикум "Исследование городского рынка труда"

Разделы: География


Работа рассчитана на учащихся 9;10 и 11 классов.

Форма проведения: данная работа может быть проведена как

  • практическая работа по актуализации знаний  во время урока географии в теме «Трудовые ресурсы»  в курсе экономической и социальной географии России 9 класс;
  • работа по профориентации во внеурочное время;
  • тематический классный час.

В зависимости от количества времени, которым располагает педагог,  работу можно провести индивидуально, в группах, можно использовать ее как основу для домашнего задания с последующим изложением материала и обсуждением, в ходе урока, или классного часа. Кроме того, данная схема работы может быть положена в основу научного исследования.

Цели:

  • способствовать закреплению знаний о рынке труда, особенностях его регулирования и трудовых ресурсах на примере рынка труда города. Сформировать знания об особенностях рынка труда города, определить наиболее востребованные профессии.
  • способствовать формированию умения работы со средствами массовой информации, формирование умения сбора и обработки статистического материала
  • способствовать развитию памяти, внимания, умений работы в группе, исследовательских навыков.
  • способствовать профессиональному самоопределению подростков, создать предпосылки для самоисследования, создать общие представления о требованиях работодателей к соискателям работы, представления о грамотности создаваемого  объявления о поиске работы.

Оборудование:

  • 1 вариант: газеты частных объявлений о вакансиях и поиску работы,
  • 2 вариант: интернет-ресурсы по поиску работы и  вакансиях рынка труда города,

 лист с описанием работы, предварительно оформленная доска

Ход работы

Задание 1 группы (работодатели)

Пользуясь объявлениями о вакансиях на рынке труда, определите:

  1. Общее количество вакансий  _____________
  2. Какие вакансии наиболее часто предлагаются на рынке труда: а) _________, б)___________________,  в) ____________________,  ,  ,
  3. Какие вакансии предлагаются достаточно редко: а)______________, б)_____________,  в) _____________________,   ,   ,   ,
  4. Определите предлагаемую цену рабочей силы с учетом прожиточного минимума: (на ноябрь 2009 года  4000 рублей для трудоспособного населения)

 

1 min и менее

2-3 min

4-5 min

6 min и более

Кол-во вакансий с указанным уровнем заработной платы

 

 

 

 

Предлагаемые вакансии

 

 

 

 

  1. Определите требования работодателей  к соискателям по следующим показателям:

а) возраст

20 и менее

21-35

36-45

45-60

Не имеет значения

 

 

 

 

 

Предлагаемые вакансии

 

 

 

 

б) пол

Жен.

Муж.

Не имеет значения

 

 

 

Предлагаемые вакансии

 

 

в) уровень образования

 

Среднее  специальное

высшее

Высшее (специалист)

Не имеет значения

Кол-во вакансий

 

 

 

 

На вакансии:

 

 

 

 

г) опыт работы

Есть

Не имеет значения

Менее 1 года

1-3 года

Не менее 5 лет

Больше 5 тел

 

 

 

 

 

 

Предлагаемые вакансии

 

 

 

 

Вопросы для обсуждения (выводов):

  • Как в структуре свободных рабочих место отражается функция города Новокузнецка?
  • Какие профессии города наиболее востребованы? Наименее востребованы? Как вы думаете почему?
  • Какими среднестатистическими качествами, по мнению работодателей должны обладать соискатели вакансий?
  • Насколько обоснованными кажутся вам требования работодателей?

Задание 2 группы (соискатели)

Пользуясь объявлениями соискателей о поиске работы, определите:

  1. Общее количество соискателей  _____________
  2. Работники каких профессий наиболее часто ищут работу: а) _________, б)___________________,  в) ____________________,  ,  ,
  3. Работники каких профессий ищут работу гораздо реже: а)______________, б)_____________,  в) _____________________,   ,   ,   ,
  4. Определите желаемую величину заработной платы ( с учетом прожиточного минимума на ноябрь 2009 года  4000 рублей для трудоспособного населения)

 

1 min и менее

2-3 min

4-5 min

6 min и более

Кол-во объявлений с указанным уровнем заработной платы

 

 

 

 

Это представители профессий:

 

 

 

 

  1. Определите особенности соискателей (социальное лицо)по следующим показателям:

а) возраст

20 и менее

21-35

36-45

45-60 и старше

 

 

 

 

Это представители профессий:

 

 

 

б) пол

Жен.

Муж.

 

 

Это представители профессий:

 

в) уровень образования

 

Среднее специальное

высшее

Высшее (специалист)

Кол- во соискателей

 

 

 

Представители профессий:

 

 

 

г) опыт работы

есть

нет

 

 

Это представители профессий:

Это представители профессий:

Вопросы для обсуждения (выводов):

  • Опишите «социальное лицо» безработного жителя города Новокузнецка.
  • Представители каких профессий, образования, возраста, пола испытывают наибольшие трудности в трудоустройстве? Как вы думаете почему?
  • Какие «среднестатистические» требования предъявляют  работодателю наемные  работники? Насколько они обоснованы?

Задания для общей аналитической работы и обсуждения:

  1. Определите, сколько соискателей приходится на  наиболее востребованные специальности (вакансии)? 1) _____________ 2)____________ 3) _____________, , .
  2. Сколько соискателей приходится на  вакансии, редкие на рынке труда? 1)_________________ 2) _______________ 3) ________________, , .
  3. Какие отрасли производства в настоящее время наиболее активно развиваются? Какие отрасли и предприятия в настоящее время испытывают трудности в развитии?
  4. Предложите меры по урегулированию рынка труда.

Задания для личной практики:

  1. Найдите примеры объявлений, которые, по вашему мнению, наиболее могут заинтересовать работодателя. Обратите внимание, как они составлены?
  2. Приведите примеры «неудачных объявлений». Как вы думаете, почему такие объявления не заинтересуют работодателя?
  3. Попробуйте самостоятельно составить объявление о поиске работы от себя  как
    а) учащегося 9-11 класса общеобразовательной школы
    б) выпускника 11 класса общеобразовательной школы
    Какие виды деятельности для вас доступны?  На какой уровень оплаты вы можете рассчитывать?

Приложение