Элементы, элементы…

Разделы: Химия, Биология


Цель урока:

  • показать единство живой и неживой природы.
  • обобщить, углубить и расширить знания по химии и биологии;
  • проверить усвоение учащимися изученного материала;
  • поддержать интерес к изучению химии и биологии.

Если путь твой к познанию
Мира ведёт.-
Как бы ни был он долог
И труден-
Вперед!
(Фирдоуси)

Учитель биологии (У.Б.)- Что это там такое ?

Учитель химии (У.Х.)- А это похоже образовалась наша галактика и планеты.

(У.Б.)- И Земля тоже?!

(У.Х.)- Да, и жизни на земле не было, были только различные элементы и химические соединения.

(У.Б.)- Ну а потом появилась жизнь, по данным современной науки жизнь существует около 3 миллиардов лет. И если рассматривать уровни жизни, то первым является именно молекулярный.

(У.Х.)- И именно различные элементы образуют эти молекулы.

А сколько элементов нам известно на сегодняшний день? Взглянем на таблицу Д.И.Менделеева.

Что такое электронное облако и как это понятие соотнести с понятием орбиталь?

(У.Б.)- Вот, вот до 90 химических элементов обнаружено в живой природе. В зависимости от содержания всех химических элементов входящих в состав живой природы, разделяют несколько групп.

1 макроэлементы- главные компоненты всех органических соединений- О, С, N, Н.

2 группа макроэлементов P, S, Na ,Mg, К, Са, Fe, CL- эти химические элементы являются обязательными компонентами всех живых организмов.

Микроэлементы- AL, Co, Cи, I, Мn, Ni ит.д. на их долю приходится не более тысячных долей процентов

(У.Х.)- Вот видите, сколько химических элементов нужны для жизнедеятельности нашего организма, но образованному человеку нужно знать и их строение

Пишут в тетрадях и на доске строение атомов ( предлагается- С, О, Na, Н, К)

(У.Б.)- Вот вы тут описываете с химической точки зрения строение атомов металлов кали я и натрия , а откуда образуются их ионы?

(У.Х.)- Давайте рассмотрим:..

(У.Б.)- Важную роль в жизнедеятельности организма играют мин. Соли представленные катионами. Так благодаря тому, что существует процент концентрации ионов Na+ и К+ на мембране клеток осуществляется такие важные процессы в организме, как возбуждение нервных клеток, сокращение мышечных волокон.

Давайте поработаем самостоятельно с учебником стр.16 . Прочитайте текст- ионы в клетке и организме

В тетради после прочтения запишите, что знали и что узнали.

А теперь посмотрите как же создается К - Na насос в клетке.

(У.Х.)- А теперь как результат нашего занятия напишем тесты по биологии и химии.

Биология.

1. Укажите группу химических элементов, содержание которых в клетке соответствует 98%:

1. H, C, O, K.

2. C, H, K, Fe.

3. C, H, O, N.

4. H, O, S, P.

2. Назовите химический элемент, который в виде иона в больших количествах входит в состав межклеточной жидкости, где его больше, чем в цитоплазме клетки, и принимает непосредственное участие в формировании распространяющегося по мембране клеток кратковременного импульса электрического тока:

1 - H 4 - N 7 - K

2 - O 5 - Ca 8 - Na

3 - C 6 - Fe 9 - Mg

3. Назовите химический элемент, который в виде иона в больших количествах входит в состав цитоплазмы клеток, где его значительно больше, чем в межклеточной жидкости, и он принимает непосредственное участие в формировании разности потенциалов по разные стороны наружней плазматической мембраны.

1 - H 4 - N 7 - K

2 - O 5 - Ca 8 - Na

3 - C 6 - Fe 9 - Mg

4. Назовите химический элемент, который входит в состав неорганического компонента костной ткани, принимает участие в свёртывании крови, принимает участие в мышечном сокращении:

1 - H 4 - N 7 - K

2 - O 5 - Ca 8 - Na

3 - N 6 - Fe 9 - Mg

5. Натрий-калиевый насос работает по принципу:

1. Механического насоса.

2. Сосущей силы.

3. Перистальтического насоса.

4. Корневого давления.

6. Свёртывание молекул "канального" белка с ионом натрия приводит к тому, что обычная ?-спираль:

1. Остается без изменений.

2. Разрывается.

3. Переходит в ?-спираль.

4. Переходит в спираль 310

7. Установите соответствие:

1. Макроэлементы. 2. Микроэлементы. 3. Ультрамикроэлементы.

а)Уран         д)Ртуть          и)Цезий          н)Золото

б)Водород   е)Йод             к)Кислород    о)Фосфор

в)Железо     ж)Сера          л)Калий          п)Углерод

г)Натрий     з)Кальций   м)Азот             р)Водород

8. Соотнесите неорганические соединения клетки с их местонахождением или функциями в организме:

1. Кислород. 1. Входит в состав гормона щитовидной железы.

2. Углерод. 2. Главный внеклеточный положительный ион.

3. Железо. 3. Важнейший компонент гемоглобина.

4. Натрий. 4. Входит в состав всех биологических соединений.

5. Йод. 5. Входит в состав воды и всех биол-их соединений.

6. Кальций. 6. Инициирует сокращение мышц.

Химия.

1. "Лишний" элемент в ряду:

1)Na 2)Mg 3)Al 4)Si

2. Металлами являются:

1. Все s-элементы.

2. Все p-элементы.

3. Все d-элементы.

4. Все элементы главных подгрупп.

3. Число электронов на внешнем энергетическом уровне атома палладия равно:

1. Нулю.

2. Одному.

3. Двум.

4. Восьми.

4. Какое физическое свойство не является общим для всех металлов?

1. Электропроводность.

2. Теплопроводность.

3. Твёрдое агрегатное вещество при стандартных условиях.

4. Металлический блеск.

5. Абсолютно верно утверждение:

1. Только металлы имеют металлический блеск.

2. Только металлы электропроводны.

3. Атомы металлов связаны между собой в простых веществах только металлической связью.

4. Атомы металлов и металлы - простые вещества. Проявляют только восстановительные свойства.

6. Какой из типов кристаллических решёток для металлов не характерен?

1. Объёмно-центрированная.

2. Гранецентрированная.

3. Гексагональная.

4. Кубическая.

7. Натрий и калий можно хранить под керосином, а литий - только в вазелиновом масле, так как:

1. Литий реагирует с керосином.

2. В ряду напряжения металлов литий находится левее калия и натрия.

3. Литий более активен, чем калий и натрий.

4. Плотность лития меньше плотности керосина.

8. К реакциям горения не относится:

1. Взаимодействие железа с кислородом.

2. Взаимодействие ртути с серой.

3. Взаимодействие железа с хлором.

4. Взаимодействие железа с серой.

Спасибо ребята за вашу работу на уроке. Вы молодцы, хорошо работали.

(У.Х.)- А кто хочет зачитать домашнее задание, написание синквейна (зачитывает кто писал о Na и К)

Спасибо ребята за вашу работу на уроке. Вы молодцы, хорошо работали.

(У.Б.)- И теперь Вы знаете что живое и не живое неразрывно связаны, и мы можем сказать о единстве органического и неорганического мира.

Приложение.