Активное обучение на уроках МХК

Разделы: МХК и ИЗО


Изучение предмета МХК предполагает знакомство школьников и студентов с основными вехами, периодами, путями, направлениями, течениями, школами, стилями развития зарубежного и русского искусства. Основными целями курса являются формирование художественной культуры школьников и студентов как части их духовной культуры и создание у них целостной системы представлений об искусстве, а также развитие гармоничного мировосприятия и способности к самостоятельному постижению художественных ценностей. Культурный уровень учащихся с каждым годом становится все ниже. Зачастую сталкиваешься с непониманием и нежеланием детей изучать предмет МХК, поэтому вопрос: как повысить интерес к предмету, активизировать познавательную деятельность обучающихся – становится актуальным на каждом уроке. А кроме этого главными характеристиками выпускника любого образовательного учреждения являются его компетентность и мобильность. В этой связи акценты при изучении МХК переносятся на сам процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого обучающегося. Успешность достижения этой цели зависит не только от того, что усваивается (содержание обучения), но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных методов обучения.

Использование активного обучения в педагогической практике становится решением проблемы мотивации учащихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности.

При традиционном обучении педагог (равно как и весь используемый им комплекс дидактических средств) исполняет роль «фильтра», пропускающего через себя учебную информацию. При активизации обучения – педагог отходит на уровень обучающихся и в роли помощника участвует в процессе их взаимодействии с учебным материалом, в идеале преподаватель становится руководителем их самостоятельной работы, реализуя принципы педагогики сотрудничества.

Экспериментальные данные в области педагогики и психологии свидетельствуют, что при лекционной подаче материала усваивается не более 20-30% информации, при самостоятельной работе с литературой – до 50%, при проговаривании – до 70%, а при личном участии в изучаемой деятельности – до 90%. В связи с этим напрашивается вывод, что усвоение учебного материала не должно быть пассивным, необходимо обеспечивать постоянное активное участие в образовательном процессе самих обучающихся.

Сегодня существуют различные подходы к классификации методов и форм активного обучения. Чаще всего используют классификацию по характеру учебно-познавательной деятельности, согласно которой методы и формы активного обучения подразделяют на: неимитационные и имитационные. К неимитационным относят нетрадиционные формы проведения лекций, семинары, дискуссии, коллективно-мыслительную деятельность. Имитационные, в свою очередь, подразделяют на игровые и неигровые. При этом к неигровым относят анализ конкретных ситуаций, разбор деловой почты руководителя, действия по инструкции и т. д. Игровые методы подразделяют на: деловые игры, дидактические или учебные игры, игровые ситуации и игровые приемы и процедуры, тренинги в активном режиме.

Таким образом, для повышения познавательной активности учащихся к предмету МХК, преподавателю предлагается множество различных методов и форм, которые он может использовать в своей профессиональной деятельности. Останавливаться на каждом не будем, а хотелось бы поделиться опытом в использовании одной неимтационной формы – лекция-визуализация и одной имитационной – игра.

Во многих образовательных учреждениях, в частности учреждениях СПО (среднего профессионального образования), на изучение МХК отводится ограниченное количество часов – 38 (2 часа в неделю), а стандарты никто не менял. Приходится мобилизовать все силы, возможности, способности как свои, так и учащихся, чтобы за это короткое время выполнить программу. Огромным подспорьем в этом нелегком деле становится использование лекций-визуализаций.

Лекция - визуализация способствует созданию проблемной ситуации, разрешение которой в отличие от проблемной лекции, где используются вопросы, происходит на основе анализа, синтеза, обобщения, свертывания или развертывания информации, т.е. с включением активной мыслительной деятельности. Задача преподавателя использовать такие формы наглядности, которые не только дополняли бы словесную информацию, но и сами являлись носителями информации. Чем больше проблемности в наглядной информации, тем выше степень мыслительной активности студента. Этот вид лекции лучше всего использовать на этапе введения студентов в новый раздел, тему.

Подготовка данной лекции преподавателем состоит в том, чтобы переконструировать учебную информацию по теме лекционного занятия в визуальную форму для представления учащимся через технические средства обучения (мультимедийный проектор, мультимедийная доска, ПК). Пример лекции-визуализации по теме «Художе6ственная культура Древнего Египта» смотри в Приложении 1. Чтение лекции превращается в развернутое комментирование преподавателем подготовленных наглядных материалов.

К этой работе могут привлекаться и студенты, у которых в связи с этим будут формироваться соответствующие умения, развиваться высокий уровень активности, воспитываться личностное отношение к содержанию обучения. Студенты эту работу могут выполнять как в классе, дополняя лекцию учителя, так и дома, создавая свою небольшую лекцию-визуализацию. Приложение 2.

Одним из наиболее эффективных активных методов обучения является игра. Педагогическая суть игры – активизировать мышление студентов, повысить самостоятельность, внести дух творчества в обучение. Главным вопросом в игре становится «что было бы, если бы...». Данный метод раскрывает личностный потенциал студента: каждый участник может продиагностировать свои возможности в одиночку, а также и в совместной деятельности с другими участниками.

В процессе подготовки и проведения игры преподаватель должен помочь студенту стать в игре тем, кем он хочет быть, показать ему самому его лучшие качества, которые могли бы раскрыться в ходе общения.

В преподавании МХК целесообразнее использовать ролевую игру. Цель данной игры – сформировать определенные навыки и умения студентов в их активном творческом процессе. Социальная значимость ролевой игры в том, что в процессе решения определенных задач активизируются не только знания, но и развиваются коллективные формы общения.

В подготовке ролевой игры можно выделить следующие этапы:

  1. Выбор темы. Темой игры может быть практически любой раздел учебного курса.
  2. Постановка целей и задач с учетом не только темы, но и анализа исходной ситуации.
  3. Определение структуры с учетом темы, целей, задач, состава участников.
  4. Диагностика игровых качеств участников ролевой игры. Проведение занятий в игровой форме будет эффективнее, если действия преподавателя обращены не к абстрактному студенту, а к конкретному студенту или группе.
  5. Диагностика объективного обстоятельства. Рассматривается вопрос о том, где, как, когда, при каких условиях, и с какими предметами будет проходить игра.

Игра должна быть практическим дополнением изучения конкретной теоретической темы, продолжением и завершением (раздела), дисциплины в целом. Так после изучения темы «Художественная культура Западноевропейского Средневековья» предлагается игра «Модный журнал». Перед учащимися ставится цель: «Вы редакторы журнала мод, вам необходимо подготовить выпуск номера, посвященный моде эпохи Средневековья». Говорить о моде Средневековья в целом можно много и подготовить не один выпуск журнала, поэтому необходимо ориентировать студентов на конкретную тему, например, романские и готические причёски, готическое платье, мужской костюм, головные уборы, цветная мода и т.д. Предлагаю посмотреть один из получившихся журналов в Приложении 3. Завершая разговор об особенностях архитектуры и живописи любого периода, учащимся можно предложить перевоплотиться в экскурсоводов: «Вы экскурсовод маршрута N, подготовьте материал и проведите экскурсию к памятнику архитектуры», или «Вы экскурсовод в музее одного художника, подготовьте экспозицию работ этого художника, придумайте название экспозиции, составьте сопроводительный текст и проведите экскурсию» (смотри Приложение 4). Вариантов проведения таких игр может быть множество: редактор литературного альманаха, режиссёр театра, ведущий музыкальной передачи и т.д.

Изучение дисциплины в целом завершается коллективным творческим делом – театрализованным представлением «Эпоха», где учащиеся демонстрируют полученные теоретические знания, практические умения исследования вопроса (проблемы), организации работы в коллективе, творческий потенциал. Группа учащихся выбирает эпоху, культуру которой должны представить в мини-спектакле. Обязательным условием является использование достижений эпохи из разных областей жизни (научной, нравственной, художественной и т.д.). Форма театрализованное представление, конечно, требует костюмы и декорации, которые также должны соответствовать эпохе. Подготовка таких представлений – процесс трудоёмкий и для преподавателя, и для учащихся, но «искусство требует жертв». Хочется поделиться рабочими материалами по подготовке такого представления по теме «Эпоха Возрождения».

Ведущая Коломбина: Здравствуйте, вы узнали меня? Я Коломбина, раньше меня называли Серветтой и Франческой. Я девушка простая, вечно влюбленная, веселая, интриганка. И друзей у меня много: и простодушный арлекин, и находчивый пульчинелла, скупой купец Панталоне, И Жиль-Пьеро, признаюсь по секрету, - мой воздыхатель. Они с Арлекином постоянно соперничают. И все мы из комедии масок дель арте, возникшей в Италии в эпоху Возрождения.

Да, действительно, человеку эпохи Возрождения в ослепительном блеске и многообразии открывался новый мир… Этот мир запечатлен в архитектурных сооружениях Флоренции, Рима и Венеции, портретах, созданных кистью и резцом Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Тициана, Дюрера. Он своеобразно преломляется в любовной лирике Петрарки, сатирических персонажах Боккаччо, Рабле и Сервантеса. Он отражается в страстях шекспировских героев и философских утопиях Томаса Мора и Эразма Роттердамского.

Предлагаю вам отправиться познавать этот удивительный мир. Давайте сначала заглянем во дворец Елизаветы и узнаем, что там происходит…

Инсценирование отрывка из пьесы Бернарда Шоу «Смуглая леди Сонетов» (1910)

Елизавета. Мистер Шекспир, я поговорю об этом с лордом-казначеем.

Шекспир. Тогда я пропал, ваше величество, ибо не было еще лорда-казначея, у которого нашелся бы сверх необходимых правительственных расходов хоть один пенни на что-либо, кроме войны или жалованья собственному племяннику.

Елизавета. Мистер Шекспир! Вы сказали истинную правду, но не в моих силах как-либо помочь делу… поверьте, мистер Вилль, пройдет 300 лет, а может быть, и того больше, пока мои подданные поймут, что не одним хлебом жив человек, но и словом, исходящим из уст тех, кого вдохновляет всевышний… Впрочем, к тому времени и ваши произведения, быть может, обратятся в прах.

Шекспир. Они пребудут в веках, ваше величество, за них не опасайтесь.

Елизавета. Возможно. Но в одном я уверена, ибо я знаю моих соотечественников, - пока все другие страны христианского мира вплоть до варварской Московии и селений невежественных германцев не станут содержать театры за счет казны, Англия ни за что не решится на такой шаг…

Шекспир. И все-таки я открою театр, потому что я Вильям Шекспир!

Исполняется танец «Павана» под музыку Каччини «Аве Мария»

Инсценирование отрывка из пьесы Вильяма Шекспира (из любой пьесы)

Ведущая Коломбина: Говоря об эпохе Возрождения, нельзя ни упомянуть знаменитую «Джоконду» Леонардо да Винчи.

С мечтательной, загадочной улыбкой
Позирует она… Задумчив и велик,
Воспроизводит он своею кистью гибкой
Ее роскошный стан и несравненный лик…
Но вдруг кладет он кисть. Торжественно и важно
Он говорит: ««Пускай пройдут века!
Я кончил этот труд: я к цели шел отважно;
Я сердцем трепетал, но не дрожит рука!
Ты, вечно русая, с небесными очами,
С улыбкой счастия на розовых устах,
Как ныне, будешь властвовать сердцами,
Когда мы оба превратимся в прах!
Века веков тебя не переменят
Всегда бела, румяна и нежна…
Пусть зимы лютые ряд зим суровых сменят;
В твоей улыбке – вечная весна!
О смерть, приди! Я жду тебя спокойно.
Весь мир свой внутренний я в этот образ влил:
Я подвиг совершил вполне ее достойный.
Я обессмертил ту, кого, как жизнь, любил».

Чтец (во время чтения демонстрируется презентация «Архитектурные шедевры эпохи Возрождения»)

В объеме чудной панорамы
Плавучие дворцы и храмы,
Как бы на якоре суда,
Как будто ждут, чтоб ветр попутный
Расшевелил их паруса!
Глядит задумчиво и смутно
Дворцов мастистая краса!
На их стенах столетий почерк,
Но нет их прелестям цены,
Когда рисуется их очерк
Под белым заревом луны.
Резец твердыням этим мрачным
Дал мягкость выпуклость и грань,
И, словно кружевом прозрачным,
Сквозит их каменная ткань.
Как все таинственно, как странно
В сем царстве дивной красоты:
На все ложится постоянно
Тень поэтической мечты…

Ведущая Коломбина: Перенесемся на Север Европы: Нидерланды, Францию, Германию – и посмотрим картины художников той эпохи. Итальянский купец Джованни Арнольфини женился на Джованне … и заказал свадебный портрет художнику ван Эйку. Новобрачные, соединив руки, клянутся хранить верность друг другу, причем жених подтверждает святость договора жестом руки, обращенной к небесам. А быть может, это сам ван Эйк, придворный живописец, и его юная супруга?

Постановка живой картины Яна ван Эйка «Портрет супругов Арнольфини»

Ведущая Коломбина: Вглядитесь! Без руля и без ветрил плывет утлый челн по морям житейской суеты. Его пассажиры, забыв о земле отправления, не ведая о берегах, к которым им рано или поздно придется пристать, предаются грубым утехам плоти. Они плывут давно, мачта проросла и стала деревом, в ней уже угнездилась смерть, а монах и монашка горланят песни, забыв о святости. Безумие и пороки переплелись между собой в жизни, непонятно становится, что движет человечеством. Иероним Босх ставит перед собой и людьми вопрос: «Куда мы плывем? К какому берегу хотим пристать?

Постановка живой картины Иеронима Босха «Корабль дураков»

Чтец (во время чтения демонстрируется презентация «Великие открытия эпохи Возрождения»)

Настали сроки: струны вновь запели,
И краски вновь зардели с полотна.
И дряхлой Византии в жизнь – весна
Вошла, напомнив о любви, о теле;
В своих созданьях Винчи, Рафаэль
Блеск бытия исчерпали до дна.
Стремились все – открыть, изобрести,
Найти, создать… Царила в эти годы
Надежда – вскрыть все таинства природы.

Каким видим, для повышения познавательной активности студентов, преподавателю предлагается множество различных разработанных методов, которые он может использовать в своей преподавательской деятельности. Мы рассмотрели только малую часть из них.

Литература

  1. Данилова, Г.И. Мировая художественная культура. 10 класс / Г.И. Данилова. – М., 2008.
  2. Мирецкая, Н.В. Культура эпохи Возрождения / Н.В. Мирецкая, Е.В. Мирецкая. – М., 1996.
  3. Платов, В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение / В.Я. Платов. – М., 1991.
  4. Погребная, Е.Н. Психолого-педагогические основы активных методов обучения // tnaia.narod.ru/sk/
  5. Смолкин, А.М. Методы активного обучения / А.М. Смолкин. – М., 1991.