Модели развития карьеры

Разделы: Школьная психологическая служба


Каждому человеку приходится решать, кем быть и чем заниматься. Это не так уж просто. Крайне убедительны слова Е.А. Климова о том, что выбор профессии это «мгновение, плюс вся предшествующая жизнь».

Карьера личности и процесс профессионального становления, которые и составляют профессиональную деятельность, не могут быть быстрыми. Сначала у человека появляется желание, он выбирает для себя профессиональную область, осваивает и реализует себя в ней. Это своеобразное перетекание одной фазы в другую, из одного состояния в другое. Кроме того, должен изменяться и сам человек, что-то приобретать, чему-то учиться…

Карьерой можно назвать «индивидуально осознанные позиция и поведение, связанные с трудовым опытом и деятельностью на протяжении рабочей жизни человека». Карьера представляет собой достижение успеха и положения в обществе, продвижение личности в выбранной деятельности. В широком смысле слова карьера нами понимается как достижение профессионализма. Карьера в узком смысле, как должностное продвижение, на наш взгляд, по своей сути является социальным настроем человека, то есть стремлением к признанию, славе, уважению, высокому статусу в обществе, финансовому благополучию и т.д.

Выбор карьерной области зависит от ценностей, мотивов и потребностей личности. Именно поэтому, иерархия потребностей, предложенная А. Маслоу справедлива и для рассмотрения профессионального становления. Так, уровень физиологических потребностей соответствует наличию оплаты труда, то есть средства, которые необходимы для удовлетворения некоторых базовых потребностей. Потребность в безопасности и защите отражается в том, что всем необходим социальный пакет, страхование, трудовой договор, закрепляющий права и обязанности, пенсионный фонд, который должен обеспечить достойную старость. Потребность в принадлежности и любви, как социальные, выражаются в потребности быть в коллективе, системе человеческого взаимодействия и коммуникации. Потребность в самоуважении и признании со стороны других в процессе профессионального становления соответствует продвижению по карьерной лестнице, уважение коллег, наличие поощрений. Потребность в самоактуализации представляет собой желание быть индивидуальностью, личностью в профессиональном труде.

Итак, профессиональное становление, безусловно, представляет собой сложный и продолжительный динамичный процесс. Можно выделить некоторые стадии, этапы, периоды.

В работе Т. А. Казанцевой представлены четыре этапа профессионального становления, предложенные Т.В. Кудрявцевым:

  • 1 стадия – Возникновение и формирование профессиональных намерений. Социальный и психологический выбор происходит под влиянием семьи, школы.
  • 2 стадия – Профессиональное обучение. Ее результатом является подготовка личности и формирование мотива профессиональной деятельности.
  • 3 стадия – Активное овладение профессией. Оно сопровождается «обретением личностью своего места в системе производственного коллектива, определенным уровнем развития профессионально важных качеств».
  • 4 стадия – Самореализация личности в самостоятельном профессиональном труде.

С нашей точки зрения, наибольшей поддержки требует именно первая стадия. Помимо определения профессиональной области, необходимо стимулировать и побуждать учащихся старших классов к построению Проекта карьеры, профессиональной жизни. Т.е. наряду с профориентационными тестами необходима более глубокая личностная работа, направленная на построение образа профессионального будущего. «Проект» вообще представляет собой образование, субъективно детерминирующее путь в профессии. Это и интуитивная «проекция» себя в будущее, и его интеллектуальный «план», и представление о возможной жизни, и картина жизненной перспективы, и предчувствие пути, и ощущение предназначения.

На этапе планирования развития карьеры необходимо понимать, что результаты становления могут быть разными. Успешная карьера, понимаемая в узком смысле слова, не всегда предполагает реализацию человека как профессионала: можно занимать руководящую должность, получать большую заработную плату, обладать известностью и признанием, но не найти применения всем своим возможностям и личностному потенциалу, к тому же, существует опасность возникновения феномена карьеризма (Карьеризм – эгоистическое стремление к успеху в деятельности и должностному продвижению, что является одним из проявлений мотивации достижения [8, с.218]). Профессиональное становление предполагает обретение личностного смысла в труде, достижение пика своих профессиональных возможностей. Кроме того, успех в карьере может и не означать компетентность человека.

Итак, выпускники школ должны не только выбрать учебное заведение и специальность, они должны иметь представление о том, как будут реализовать себя, должны осознавать определенные цели и стратегию их достижения, иметь Проект карьеры.

Для того чтобы обосновать необходимость работы по построению Проекта на этапе завершения школьного обучения, мы исследовали студентов, с которыми такая работа не проводилась.

Исследование показало, что студенты старших курсов даже весьма престижных ВУЗов не склонны к построению Проекта желаемого будущего. Данные, полученные в результате исследования, позволили нам выделить семь моделей развития карьеры.

Распределение участников исследования по моделям развития карьеры представлено в Таблице 1:

Таблица 1
Название модели Количество человек (в %)
Субъектная 15 %
Развивающая 12 %
Реалистичная 17 %
Творческая 8 %
Индивидуалистчески ориентированная 15 %
Пассивно рефлексивная 17 %
Фиксированная 16 %

Субъектная модель. Яркой характеристикой является разнообразие ожидаемых профессиональных результатов и вкладов в профессиональную область: человек стремиться полноценно и разносторонне реализовать свой потенциал, добиться чего-то ценного, создать что-то новое. При этом доминирует понимание успеха, как результата труда, и нет смещения в сторону признания и финансового благополучия. Люди, которым свойственная такая модель развития карьеры склонны к комплексному анализу результатов и направленности своей деятельности, причем с учетом собственных умений и способностей. Доминирует ориентация на собственные силы при достижении успеха. Всем свойственен рефлексивный подход во временном проектировании проекта карьеры, о чем свидетельствует продуманность и четкость этапов профессионального становления. Субъектную модель можно охарактеризовать как наиболее зрелую (сформированную), так как человек знает, на что он способен, чего он хочет и как этого добиться, то есть его можно назвать субъектом своей жизни. Так, например, имеют место следующие высказывания относительно успехов и результатов профессиональной деятельности: «Стремление, ответственность, нормальная и продуктивная работа», «Закрепить международные связи и обмен опытом с ведущими лабораториями мира», «Оптимизация организационных процессов», «Преподавание», «Исследовательская деятельность», «Разработка новых подходов, методов», «Научные труды», «Открытие новых областей, новые исследования», «Творческий подход к работе».

Развивающая модель свойственна людям, склонным к рефлексии своих способностей и умений, ориентированным на саморазвитие. При построении проекта карьеры они адекватно оценивают свои возможности и стремятся к достижению разнообразных форм успеха. Можно сказать, что они, как и представители предыдущего типа, занимают субъектную позицию в жизни. Людям такой модели необходима удовлетворенность своим трудом, как моральная, так и материальная. Кроме того, для них важна заинтересованность своей профессиональной деятельностью и ощущение ценности своих усилий. Нельзя также не отметить продуманность проекта карьеры, и акцент на самостоятельность, веру в удачу и использование выгодных связей при достижении успеха. Таким образом, человеком движет позитивный настрой, интерес и желание действовать. Характерны такие высказывания: «Вложить могу мозги, интерес, инициативу, время», «Мне будет интересна моя работа на протяжении всего времени работы», «Мне необходимо быть профессионалом в своем деле», успех состоит «в соотношении удовольствия от выполняемой работы и ее оплаты, также в высоком уровне саморазвития», «Ощущение ценности моей работы», «Самоудовлетворенность, признание со стороны близких и сослуживцев».

Модель реалистичного развития карьеры характеризуется дифференцированностью и реалистичностью проекта карьеры: люди четко представляют себе этапы и периоды профессионального становления, временную периодизацию и смысловое содержание, с ответственностью к ним относятся. Все представители данной модели выделяют время на освоение профессии и получение опыта работы, кроме того, всеми отмечается необходимость достижения успеха в профессиональном развитии. Люди полагаются на собственные способности и силы при достижении успеха, имеют конкретное представление о том, к чему им необходимо стремиться, но при этом, у многих отсутствует конкретизация представлений о возможных вкладах в профессию и собственных способностях. Примеры периодизаций развития карьеры: «Начальное обучение → конкретизация интересов → обучение в конкретной области → успешная работа», «Вхождение в профессию → освоение, закрепление профессиональных качеств → успешная профессиональная жизнь, а также получение новых знаний/профессии → пик профессионального развития → отдых» «Ассистент менеджера по персоналу → младший менеджер → менеджер по кадрам, набору персонала, тренер → руководитель отдела → генеральный директор».

Творческая модель. Представители данной модели не мыслят своего карьерного становления без наличия творческой компоненты. Они ориентированы на создание индивидуального, нового, причем разнообразными и оригинальными способами. Такой вариант развития карьеры выглядит слегка преувеличенным, а от того и немного шатким, не устоявшимся, тем не менее, достаточно перспективным. Людям свойственно наличие разнообразных образцов профессионального успеха: отмечаются нобелевские лауреаты, начальники лабораторий, заведующие кафедрами, успешные преподаватели, выдающие ученые и др. Помимо ориентации на собственные силы при достижении успеха, можно отметить усердие, усидчивость и трудолюбие. Как и в предыдущей модели, не всем свойственна рефлексия своих способностей и возможных вкладов. Каждому присуще стремление реализовать себя как творца и теоретика: успех выражается «в серьезном научном результате, основанном на интеллектуальных усилиях», «создание новых, ранее не существовавших лекарств, методов…», «Защита докторской, избрание в РАН, очень большое количество статей», «новые идеи, применяемые на практике», «Новая психотерапевтическая форма». Данная модель свидетельствует о наличии порыва к творчеству, и об одновременном неумении его воплотить и выразить, так как страдает реалистичность проекта карьеры. Возможно, это объяснимо тем, что у представителей данной модели не сформировалось адекватное представление о формах творчества, которые могут иметь место в конкретной профессиональной области.

Индивидуалистчески ориентированная модель. Как следует из названия, представители данной модели ориентируются только на себя: полагаются на собственные силы, не игнорируя и другие способы достижения успеха, понятие успеха резко сужено до известности, признания и материального благополучия. Можно предположить, что они воспринимают свои достижения через призму такого понимая успеха. В большинстве своем, они имеют неконкретные представления о своих возможностях, и вкладах в профессию. Периодизация профессионального становления крайне однообразна: освоение профессии® работа®достижение успеха. Примеры понимания успеха: «Высокий социальный статус и наличные деньги», «Признание руководства; руководящая должность», «Хорошая зарплата, комфортное место работы», «Наличие очень интересной и высокооплачиваемой работы. По нынешним меркам порядка 6-7 тысяч долларов», «Власть, признание, уважение».

Пассивно рефлексивная модель характеризуется рефлексивным отношением лишь к причинам выбора конкретной профессии. Таким образом, остальные аспекты, необходимые для построения проекта карьеры, остаются без внимания. Получается, что представителям данной модели свойственно знать, почему и в какой области они хотят достичь успеха, и одновременное отсутствие представлений о том, как, на основе каких своих способностей и умений, и что конкретно нужно для этого делать. Среди причин выбора профессии отмечается «интерес к изучаемой области», «любовь к науке», предварительное, факультативное, предшествующее Вузу, обучение, преемственность поколений, «анализ рынка труда и спроса на специалистов», собственный опыт в интересующей области.

Фиксированная модель является наиболее недифференцированной и незрелой. Человек оказывается «заключен» в состояние «здесь и сейчас», то есть он знает, какую специальность изучает, но не анализирует ситуацию, не ставит перед собой задачи, не думает об успехе, не ориентируется на свои способности и умения. Возможно, даже самому человеку не ясно, интересно ли ему то, что он пытается освоить и зачем ему это надо. Проект карьеры, таким образом, не только является не целостным, но и практически отсутствует.

Представители моделей развития карьеры, которым свойственно рефлексивное и ответственное отношение к проекту карьеры (субъектная, развивающая, реалистичная и творческая), характеризуются высоким уровнем притязаний. Все стремятся к достижению действительно значительных результатов в карьере: директор института, лаборатории, своя фирма, корпорация, основание собственного направления психотерапии, тренингов, докторская диссертация, звание академика и т.д. кроме того, большинство проектов этим не ограничивается. Даже на этапе планирования карьеры студенты думают о том, что наивысшей ступенью должна быть «работа для себя», «прогресс и погружение в выбранную тематику», «развитие себя, теории и практики», «постоянное совершенствование». Характерным является также последовательное и равномерное продвижение по карьерной лестнице, то есть планируемые этапы закономерно и релевантно сменяют друг друга.

Нерефлексивные модели (индивидуалистически ориентированная, пассивно рефлексивная и фиксированная) в меньшей степени отражают стремление к достижению значительных результатов. Многим респондентам оказалось трудно представить желаемые ступени развития вообще, а кто-то ограничился аспирантурой или достижением звания специалиста в конкретной области. Тем не менее, некоторые все-таки стремятся открыть свое дело, стать генеральным директором компании, получить докторскую степень. Представители нерефлексивных моделей карьерного роста имеют менее дифференцированное представление о возможных этапах становления карьеры. Ярким показателем является количество этих этапов. В большинстве случаев не больше 3х - 4х, поэтому, здесь сложно говорить о их последовательности и равномерности: бакалавр → работа в крупной компании → высокая должность в крупной компании», «магистр → обучение в каком-либо отделе бизнес или гос.структуры → рядовой сотрудник → далее рост должностей не предугадан», «студент → аспирант → доктор наук».

Применение описанных моделей возможно и в рамках школы. Чем раньше учащиеся будут задумываться о своем профессиональном будущем, тем более простроенным оно будет. Планировать карьеру стоит начинать не с первого рабочего дня, а задолго до него, чтобы знать, к чему стоит стремиться, к какой цели идти, чего добиваться.