Урок-состязание по теме "Древнейшая Греция" ("Все в Олимпию!")

Разделы: История и обществознание


О, юноша, исполненный дерзаний,
Воспрянь, решительно отбросив лень,
И, захватив с собой глубины знаний,
Приди к нам в этот день!

Цели и задачи урока:

  1. Обобщить и закрепить в игровой форме знания учащихся по важнейшим событиям истории Древней Греции.
  2. Продолжить формирование у учащихся навыков анализа событий, явлений, деятельности отдельных исторических личностей; умения обобщать и делать выводы; умения составлять рассказ; правильно объяснять исторические термины; умения оценивать свою работу на уроке и работу товарищей.
  3. Прививать интерес к изучению истории, воспитывать чувство прекрасного.

Оборудование:

  1. Карта «Древняя Греция».
  2. Картины по истории Древней Греции.
  3. Тесты.
  4. Тексты с заданиями:
    Историческая путаница.
    Четвёртый лишний.
    Вставь пропущенные буквы.
    Пиши грамотно.
    Крылатые фразы.
  1. Дерево и карточки с определениями.
  2. Кроссворд.
  3. Аппликации богов, карточки с именами богов, изображения предметов.
  4. Контурные карты.
  5. Ватман, на котором написаны фамилии учащихся, против которых ареопаг прикрепляет лавровые листочки. Победителем соревнования будут те учащиеся, которые набрали наибольшее количество лавров.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Стихотворение О. Тарутина «Что я видел в Эрмитаже» (читает ученик).

Древние греки, античные греки,
Многим прославились греки на веки.
Даже порой удивленье берёт:
Ну, до чего знаменитый народ!
Храбро с врагами они воевали,
Мудрые мифы они создавали
(с детства знакомы любому из нас
и Прометей, и Геракл, и Атлант).
Древние греки моря бороздили,
Время для спорта они находили,
И Олимпийские игры они
Тоже придумали в давние дни!
Строили греки театры и храмы,
Ставили греки комедии, драмы!
Ну, а всего поразительней, братцы,
То, что мы с ними могли б изъясняться!
Физика, космос, медуза, стратег
Понял бы мигом слова эти грек!
Скажешь: асфальт, стадион, и динамо
Скажешь ты это по-гречески прямо!
Библиотека, театр, берилл
Так, между прочим, и грек говорил!

III. Вступительное слово учителя:

Ребята, как вы, наверное, уже догадались, сегодня на уроке у нас пойдёт речь о Древней Греции. Эллины (греки) оставили народам мира богатое наследство: величественные здания, прекрасные мраморные и бронзовые статуи, великие произведения литературы, которые люди читают и сейчас. Греческая письменность послужила основой для многих алфавитов; многие наши имена греческого происхождения – это Александр, Алексей, Василий, Галина, Ирина и другие. Греция стала родиной театра. И именно в Греции зародились Олимпийские игры. И сегодня на уроке у нас состоятся свои Малые олимпийские Игры, на которых мы будем состязаться в знаниях по важнейшим событиям истории Древней Греции, продолжим формирование навыка анализировать события, явления, деятельность отдельных исторических личностей; умения обобщать и делать выводы; умения составлять рассказ; правильно объяснять исторические термины; умения оценивать свою работу на уроке и работу товарищей.

Итак, ребята, сейчас у нас состоится необычное состязание, главным оружием здесь знания будут! Вы знаете, что ни одни уважающие себя соревнования не обходятся без строгой судейской коллегии.

Сам Зевс, наскучив с богами сидеть
На высоком Олимпе.
На землю решил он в четверг опуститься
И на уроке у нас появиться.

Под звуки грома появляется Зевс вместе с Аполлоном и Афиной.

Зевс:

В старину в античном мире
Двадцать пять веков назад
Города не знали мира,
Шёл войной на брата брат.
И мудрейшие решили:
Ссоры вечные страшны.
Можно в смелости и силе
Состязаться без войны!
Пусть в Олимпию прибудёт
Самый лучший пятый класс.
Для сражений мирных будет
Полем боя – этот класс!

Зевс зажигает олимпийский огонь и поднимает олимпийский флаг с эмблемой:

«МОИ» (Малые олимпийские игры).

Учитель:

Боги строгие и великие,
Клянитесь судить всех справедливо!
Никому не подсуживать и не засуживать!
Быть справедливыми до конца!

Боги: (хором): Клянёмся! Клянёмся! Клянёмся! – они оценивают работу учащихся на протяжении всего урока. В конце урока результаты вывешиваются на доску на ватмане. За правильный ответ учащиеся получают лавровый лист.

IV. Ну, а теперь приступаем к нашим состязаниям.

И в начале у нас будет разминка, вопросы которой перед состязаниями передал мне сам Зевс:

  1. Где проводились Олимпийские игры в Древней Греции? (в Олимпии).
  2. Кто допускался к участию в Олимпийских играх в Древней Греции? (мужчины).
  3. В честь кого проводились Олимпийские игры в Древней Греции? (в честь Зевса).
  4. Когда были проведены первые Олимпийские игры современности? (В 1896 году, в Афинах).
  5. Где и когда состоялись XX Зимние Олимпийские игры? (в феврале 2006 года, в Турине).

V. А сейчас мы посмотрим как вы знаете термины, связанные с историей Древней Греции

и проведём «Историческую зарядку» - На доску прикреплено вырезанное из ватмана оливковое дерево, на ветвях которого листья. На каждом листе булавками прикрепляется исторический термин. Под напором струи воздуха (вентилятора) с прикреплённого дерева срываются листья и разлетаются по классу. Каждый ученик собирает по листку и затем зачитывая термин, даёт его определение.

Предлагаются следующие термины: ИЛОТЫ, СТРАТЕГ, АГОРА, ДЕМОС, ТРИЕРА, АРХОНТ, АМФОРА, ПОШЛИНА, ГРАЖДАНИН, АРИСТОКРАТ (количество терминов по количеству учащихся в классе).

VI. Посмотрим, как дальше пойдут наши дела.

Следующее задание: «Историческая путаница». Ваша задача – найти исторические ошибки в тексте (на каждой парте).

Фермопильское сражение.

В начале V века до н. э. Греция вела борьбу с персами. Во главе персов стояли братья Чжан, а во главе греков – Тутмос III. В 480 г. до н. э. у Фермопил, в Пелопоннесе, произошло сражение. В бою участвовали боевые слоны, колесницы, лучники. Греки держались мужественно, персы не могли их сломить. Тогда изменник, по приказу царя Хаммурапи, повёл отряд в обход по горам и вышел в тыл афинянам. Битва закончилась поражением греков, и царь Дарий I захватил всю страну.

VII. А теперь посмотрим, знаете ли вы богов Древней Греции.

– На доску прикрепляются изображения богов, изображения различных предметов и карточки с именами богов: АИД, ПОСЕЙДОН, ЗЕВС, АФИНА, ГЕФЕСТ, ДИОНИС, ГЕРМЕС. Задача учащихся правильно соотнести имена богов с их изображениями и изображенные предметы с именами богов, которым они принадлежат.

VIII. Следующее задание – Пиши грамотно.

Каждый историк должен правильно писать исторические термины, понятия, географические названия. Запишите правильно (на каждой парте):

Д(е,и)мократия

Б(о,а) лканский п(о,а)луостров

Арист (о,а)крат

Акроп (а,о)ль

(А,о)ре(а,о)паг

IX. Переходим к следующему заданию «Четвёртый лишний»

- задание на установление причинно-следственных связей. Напечатаны на карточках и показываются ученикам:

  1. Зевс
    Анубис
    Посейдон
    Гефест

  2. Леонид
    Дарий I
    Мильтиад
    Фемистокл

  3. Микены
    Спарта
    Вавилон
    Афины

  4. Ахиллес
    Гектор
    Полифем
    Патрокл

X. Следующее задание - контрольные тесты (II варианта) – приложение 1.

XI. А теперь немного поиграем «Только одна битва».

Условие задания: учитель произносит слово, если оно относится к рассказу об одной битве, и только об одной, то ученики поднимают руки, подтверждая, что это слово можно применить, только в рассказе о Марафонском сражении: Персы, предатель, греки, Ксеркс, Марафон, Леонид, «Радуйтесь, афиняне, мы победили», 480 г. до н. э., флот, Дарий I, фаланга, «Приди и возьми», Фемистокл, 490 г. до н.э., Мильтиад, триеры, равнина, марафонский бег, Саламин.

XII. Следующее задание - составить предложения со следующими словами:

А) Солон, долги, рабство.
Б) Независимость, греки, война.
В) Олимпия, 776 г. до н. э., игры.

XIII. Решение кроссворда – работа прекращается, как только первые 3 учащихся поднимают руку – приложение 2.

XIV. Идём дальше. Следующее задание - Вставьте пропущенные буквы. (задание на каждой парте).

Задание №1. Впишите недостающие слова.

Греция расположена в Европе, в южной части ______________ полуострова.

На морях, омывающих Грецию, много островов, самый большой из них ______________. Более трёх с половиной тысяч лет назад в Греции существовали независимые города ___________________________.

Задание №2. Впишите недостающие буквы в имена героев мифов.

М - - - с – царь Крита.
А - - - - - а – дочь критского царя.
Э - - й – царь Афин.
Т - - - й – сын царя Афин.
М - - - - - - р – чудовище, жившее в лабиринте.
Д - - - л – знаменитый афинский мастер, живший на Крите.
И - - р – сын мастера, утонувший в море.

XV. А теперь посмотрим как вы знаете крылатые выражения. Следующее задание – Крылатые фразы.

Ученикам предлагается ситуация, которую необходимо завершить крылатой фразой и объяснить её (на каждой парте):

  1. Провожая сына-спартанца на войну, мать подала ему доспехи со словами…(« Со щитом иль на щите» или «С ним или на нём»).
  2. Мать, узнав от богов судьбу сына, купает его в водах подземной реки, делавшей человека неуязвимым. Однако роковой судьбы избежать не удалось. Юноша всё равно погибает от стрелы Париса. С тех пор уязвимое место называют…
    («Ахиллесовой пятой»).
  1. В это утро осаждённые были удивлены и обрадованы. Вместо ставшего привычным за долгие годы осады лагеря врагов они увидели только кучу мусора и огромное деревянное сооружение, похожее на лошадь. Жители обрадовано ввезли его в город. Они ещё не знали, как опасен этот… («Троянский конь»).

XVI. Переходим к следующему заданию – Загадки Хроноса

нужно назвать слово, которое получило широкое распространение на Олимпийских играх. Для этого необходимо расставить в хронологической последовательности следующие события и точно назвать их даты:

[ л ] – реформы Солона.
[ е ] – Марафонское сражение.
[ т ] – Саламинская битва.
[ т ] – первые Олимпийские игры древности.
[ а ] - Начало Троянской войны.

Ответ: АТЛЕТ.

XVII. Подведение итогов

боги вывешивает ватман на доску с получившимся результатом. Награждают лучших лавровыми венками.

Приложения