Урок-проект "Биотехнология. ГМО: за или против"

Разделы: Биология


Урок-проект требует определенной подготовки, как учителя, так и учеников. Обычно заранее надо определить место такой формы урока в календарно-тематическом планировании. Учитель точно должен знать, что он хочет иметь в итоге: определенную сумму знаний, сформированное отношение к какой-либо проблеме, умение работать в коллективе, умение вести дискуссию. Но в результате все-таки должен быть получен наглядный результат работы учащихся. Это может быть буклет, плакат, рукописный журнал, в создании которого внес вклад каждый ученик класса, а сейчас появилась возможность делать по результатам работы такого урока презентации.

Этапы работы над проектом

Этап подготовительный.

До начала работы над проектом:

  • учитель биологии планируют работу в проекте: количество и даты проведения соответствующих уроков;
  • учитель биологии создает презентацию для выявления представлений и интересов учащихся;
  • вырабатываются критерии оценки ученических работ для последующего совместного обсуждения с участниками проекта;
  • создаются контрольные листы прогресса ученика, группы в ходе работы над проектом;

Этап I. Введение.

(начинаем работу над проектом)

  • Презентация проекта учителем:
  • Вводная презентация учителя. Ответы учеников на поставленные в презентации вопросы
  • Формирование групп учеников с учётом их интересов и учебных потребностей для учебной исследовательско-поисковой работы: «Аналитики», «Биологи», «Медики», «Статисты»,
  • «Мозговой штурм» в группах: выбор проблемного вопроса для исследования каждым учеником в группах.

Этап II. Основной.

(работа в группах)

  • Составление учениками плана работы в группах:
    1. изучение учениками критериев оценки отчетных работ;
    2. распределение ролей в группах, составление коллективного календаря проекта;
    3. начало оформления портфолио каждым учеником и портфолио групп.
  • Выбор формы представления работы.
  • Анализ проблемных вопросов, формулировка тем исследований, выдвижение гипотез, определение целей исследования.
  • Просмотр презентации об авторском праве, правилах цитирования источников.
  • Поиск информации по теме исследования.
  • oбсуждение полученной информации, работа с контрольными листами самооценки (индивидуальной и в группах), оформление портфолио;
  • взаимный обмен информацией и анализ информации, полученной группами, координация совместной работы над проектом группой «Аналитики». Возможна корректировка гипотез, целей. Предложения для исследовательской работы групп;
  • Подготовка отчетных работ учениками.
  • Обсуждение предварительных результатов исследований. Взаимообмен информацией. Координация работы группой «Аналитики». Сотрудничество и взаимопомощь групп. Помощь в формулировке гипотез, целей исследования и полученных результатов в группах для достижения ответа на основополагающий вопрос проекта.
  • Подготовка отчетов к защите. Подготовка выступления группы. Оформление портфолио ученика и группы. Создание сценария защиты группой «Аналитики». Представление и обсуждение сценария с другими группами.

Этап III. Заключительный.

(защита проекта)

  • Защита проекта: презентация итоговых работ групп; оценка работ учеников и группы в целом;
  • формулирование ответов на проблемные вопросы и ОПВ проекта;
  • подведение итогов работы над проектом учителями биологии и информатики;
  • выступления приглашенных; объявление благодарности наиболее отличившимся участникам проекта;

Рефлексия.

Содержание Взаимодействие учителя и ученика Работа учащихся
I. Орг. момент
  Учащиеся настраиваются на урок.
II. Актуализация знаний (2 мин.)
Основополагающий вопрос «ГМО: путь к изобилию или шаг в пропасть?» Учащиеся отвечают на вопросы анкеты.
Записывают в тетрадь тему урока.
III. Изучение нового материала (20 мин.)
1. Погружение в тему: Мозговой штурм.
1) «Я ем для того, чтобы жить, а не живу для того, чтобы есть», вы с этим согласны?
2) Вы согласны с тем, что пища оказывает влияние на здоровье населения планеты?
3) Что обеспечит население продовольствием?
4) Ваше отношение к ГМО.
Беседа учителя с
демонстрацией слайдов.
Учащиеся слушают и отвечают на вопросы учителя:
Актуальна ли эта тема?
Имеет ли она отношение к каждому из вас?
Учащиеся слушают, а затем обсуждают вопросы вместе с учителем
2. Проблемные вопросы группам:
1) Что такое ГМО? Как они создаются?
2) Выясните отрицательное влияние ГМО на здоровье человека.
3) Выясните положительное значение ГМО и преимущества трансгенных продуктов.
4) Пища будущего: натуральная или синтетическая? (Выводы) (10 мин.)
Пользуясь дополнительными материалами постараться раскрыть проблемный вопрос.
Оформить отчет на листе ватмана.
Подготовиться к защите своего мнения по данному вопросу.
Работа в парах.
Учащиеся работают с текстами, обсуждают вопросы, делают записи, готовят отчет для представления классу. Учитель помогает, консультирует.
IV. Рефлексия (3 мин.)
Защита проектов:
1 группа – ГМО (слайды 5-7)
Слайд 8? (вопрос)
2 группа – ГМО против (слайд 9)
3 группа – ГМО за (слайд 10)
Учащиеся делают сообщения по своему проблемному вопросу, с демонстрацией презентации.
Дискуссия.
V. Подведение итогов (3 мин.)
Выводы по теме проекта делает 4 группа с учетом анкетирования.
 Подводят итоги.  
VI. Домашнее задание (1 мин.)
Подготовить презентацию на тему «Биотехнология вокруг нас». Учитель говорит домашнее задание. Учащиеся записывают в дневник.

Этапы работы по проекту:

  • Подготовительный: выбор темы, определение цели, методов работы, распределение обязанностей, презентация результатов.
  • Основной этап: сбор информации, организация интервью, координация действий участников.
  • Этап подведения итогов: анализ полученных результатов, их оформление, выводы, их аргументация. Защита проекта, представление заключительного отчёта.
  • Оценка процесса и результатов деятельности участников проекта: Оцениваются: актуальность темы, целеполагание, уровень самостоятельности, способность к коллективному творчеству, завершённость проекта, результаты, их представление.

Презентация, дополнительные материалы.