Электронная рабочая тетрадь "Обработка информации в среде электронных таблиц MS Excel"

Разделы: Информатика


Электронные таблицы – мощный инструмент для компьютерной обработки данных. Это средство информационных технологий, позволяющее решать следующие задачи: автоматизация выполнения вычислений, математическое моделирование. В курсе информатики 8-9 класса вопросы обработки информации в среде электронных таблиц занимают важное место. Государственный образовательный стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ определяет следующее содержание обучения: «Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике».

Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям отводит на изучение этого содержания и приобретение навыков работы совсем немного времени – 6 учебных часов. От того насколько уверенные навыки приобретут учащиеся при освоении обработки числовой информации в электронных таблицах в основной школе, во многом будет зависеть успешность изучения вопросов информационного моделирования в курсе информатики среднего (полного) общего образования.

На уроках ученикам предстоит освоить конкретный табличный процессор: среда приложения, элементы управления, система команд, связанных с обработкой информации.

Рабочая тетрадь предназначена для организации практических работ на уроках информатики по теме «Обработка числовой информации». Каждый лист рабочей тетради предполагает работу за компьютером, как во фронтальном режиме, так и в режиме самостоятельной работы. Имеются также листы с заданиями для текущего контроля. Предполагается, что учащиеся знакомы с операционной системой Windows 2000/XP и имеют навыки работы с текстовой информацией в среде редактора MS Word.

Рисунок 1

Структура рабочей тетради

Первая часть позволяет сформировать понятие данных, содержащихся в ячейках электронной таблицы – это формула и текст, а также освоить набор команд редактирования и форматирования данных. Происходит знакомство с одним из основных свойств электронных таблиц – мгновенный пересчет формул при изменении значений, входящих в них данных.

Лист 2. Ввод, редактирование и форматирование текстовой информации.

Задания этого листа имеют целью показать схожесть, дружественность интерфейса приложений комплекта Microsoft Office: способы установки начертания, размера шрифта, выравнивания. Необходимо также показать отличия работы с текстом, которые связаны с тем, что текст помещен в ячейку электронной таблицы: объединение ячеек, перенос текста по словам, вертикальное выравнивание, изменение ширины столбцов и высоты строк. В качестве самостоятельной работы предлагается следующее задание:

Рисунок 2

Задание, связанное с оформлением счета на оплату электроэнергии, является сквозным и будет присутствовать на других листах тетради при отработке копирования формул, использования относительной и абсолютной адресации, статистических функций для обработки массивов числовых данных, построения диаграмм.

Лист 3. Форматирование числовых данных.

Для того чтобы проиллюстрировать хранение числовой информации в ячейках таблицы, можно провести эксперимент с различными форматами отображения чисел. Показать их применение при оформлении числовых данных.

Рисунок 3

Лист 4. Формулы. Использование встроенных функций.

Задания этого листа позволяют научиться вводить формулы в ячейки таблицы, редактировать введенную формулу, пользоваться встроенными функциями электронных таблиц. Работа начинается с эксперимента, который позволяет увидеть возможность автоматического перерасчета результатов при изменении числовых данных в ячейках таблицы.

Рисунок 4

Выполнение следующего задания позволит освоить использование встроенных функций.

Рисунок 5

Затем предлагаются задания для самостоятельного выполнения: в заданиях используются данные в различных форматах отображения, например, процентный, время.

Рисунок 6

Лист 5. Самостоятельная работа.

Во второй части происходит знакомство с одним из базовых принципов организации вычислений в электронных таблицах – принципом относительной адресации.

Лист 6. Копирование формул.

Рассматриваются два способа копирования формул, которые отрабатываются на нескольких примерах.

Рисунок 7

Лист 7. Относительная и абсолютная адресация.

Учащимся предстоит узнать, в каких случаях применяют абсолютные и смешанные ссылки, каким образом обозначаются эти ссылки при записи формул. Первое задание предназначено для проведения эксперимента: составляется формула для вычисления розничной цены одного из товаров.

Рисунок 8

Данная формула копируется для всех остальных товаров.

Рисунок 9

Затем выявляется причина ошибки, определяются пути ее исправления и вводятся понятия относительной и абсолютной ссылки, которые в последствии закрепляются на нескольких примерах, в том числе и на сквозном примере о расчете расхода и стоимости электроэнергии.

Рисунок 10

Лист 8. Самостоятельная работа.

Лист 9. Обработка массивов числовых данных при помощи статистических функций.

Рассматриваются использование инструмента Автосуммирование, а также использование статистических функций обработки числовых данных СЧЕТ, СРЗНАЧ, МИН, МАКС. Во фронтальном режиме предлагается работа со следующим массивом данных

Рисунок 11

и выполнение сквозного задания

Рисунок 12

Лист 10. Построение диаграмм.

Рассматриваются три типа диаграмм (гистограмма, круговая диаграмма и график) и процесс их построения. Учащиеся должны знать, как создать диаграмму на одном листе с рабочей таблицей, как создать диаграмму на новом листе, по какому принципу выбирается тип диаграммы, как можно отредактировать уже построенную диаграмму.

Рисунок 13

Лист 11. Логическая функция ЕСЛИ.

Таблица без использования условной функции реализует линейный алгоритм выполнения вычислений. Использование логической функции позволяет создать разветвляющуюся структуру выполнения вычислений, потребность в которой появляется при усложнении условий задач.

Рисунок 14

Опыт показывает, что использование данного дидактического материала позволяет сделать урок более эффективным. В процессе организации практических работ можно сосредоточиться на главной задаче – освоении основных методов организации расчетов с помощью электронных таблиц. В дальнейшем учащиеся готовы к применению электронных таблиц как инструмента математического моделирования.

Информационные ресурсы:

  1. Ефимова О. В. Excel. Рабочая тетрадь. Тетрадь 1. Часть 1. - "Информатика - Первое сентября" № 6, 1998.
  2. Ефимова О. В. Excel. Рабочая тетрадь. Тетрадь 1. Часть 2. - "Информатика - Первое сентября" № 7, 1998.
  3. Ефимова О. В. Excel. Рабочая тетрадь. Тетрадь 2. - "Информатика - Первое сентября" № 34, 1998.
  4. Златопольский Д. М. 1700 заданий по Microsoft Excel.- СПб.: БХВ-Петербург, 2003.
  5. Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.