Урок-спектакль "История гигиены"

Разделы: Биология


Ведущий: Сегодня мы собрались поговорить о здоровье, о науке, которая позволяет нам быть здоровыми. Эта наука не хирургия, не стоматология, а наука, которая делает не очень нужной и хирургию, и терапию, все остальные разделы медицины, словом, это наука – гигиена. Итак, что за удивительная наука гигиена, какой длинный путь она прошла, какова ее история, каковы ее правила и законы? Об этом и о многом другом вы узнаете сегодня.

Ведущий: Часто, когда идешь в школьную библиотеку или в столовую, то наблюдаешь у медпункта очередь из больных детей, а их могло и не быть, если бы мы были хорошо знакомы с этой наукой.

1-е действие.

(Выходит неряшливо одетый ученик и приятная особа в белом халате.)

Ученик:

Одеяло убежало, улетела простыня,
И подушка, как лягушка,
Ускакала от меня.
Я за ручку, ручка в форточку!
Я за книжку, та бежать – и
В припрыжку под кровать!
Я хочу напиться чаю и в столовую вбегаю,
Повара как от огня убежали от меня!
Что такое?
Что случилось?
От чего же все кругом завертелось,
Закружилось и помчалось колесом?
Утюги за сапогами, сапоги за пирогами
Пироги за сапогами ну, а книги за мячом.
Все вертится и кружится и несется кувырком!

Гигиена:

Ах, ты, ах ты грязный, неумытый поросенок!
Ты чернее трубочиста, полюбуйся на себя:
У тебя на шее краска, у тебя под носом клякса,
У тебя такие руки, что сбежали даже брюки,
Даже брюки, даже брюки убежали от тебя!
Рано утром на рассвете умываются мышата,
И котята, и утята, и жучки, и паучки –
Ты один не умывался, и грязнулею остался,
И сбежали от грязнули и носки и башмаки!

Ученик: А ты кто такая?

Гигиена: Я наука Гигиена.

Ученик: Ну раз наука, значит, тоже воспитывать будешь. И не вздумай! Слушать не буду! (затыкает уши). Надоело умываться по утрам,

Каждый день в школу ходить, уроки делать и так вертеться до старости придется! Не хо-чу!!!

(Прохаживается по сцене, рассуждает.)

– То ли дело раньше первобытные люди жили: в школу не ходили, не мылись, питались только натуральной пищей, отдыхали в естественной среде, делали, что хотели. И тебя, "занозы", там не было!

Гигиена: Хорошо, если ты считаешь, что раньше людям лучше жилось, то давай отправимся в путешествие во времени, я это могу тебе устроить, а ребята нас рассудят. Ну, что поехали?

Ученик: Поехали!

(Гигиена взмахивает волшебной палочкой и открывается занавес.)

2-е действие.

(Стоянка древнего человек – лежит изможденный старик, рядом сидит ребенок, по нему не понятно девочка или мальчик, всюду разбросаны кости, шкуры животных, на импровизированных стенах наскальные рисунки.)

Старик: Ох, ох, ох, о е – ей!

Ребенок: Что ты все стонешь?

Старик: Как мне не стонать, спину ломит.

Ребенок: Что с твоей спиной случилось?

Старик: Что, что, как мамонт зимой наступил во время охоты, так и маюсь с тех пор, да еще дубинкой огрел кто – то во время дележки добычи.

Ребенок: Я есть хочу!

Старик: Потерпи.

Ребенок: Давай, я от тебя кусочек мяса отрежу (берет нож, подходит), ты, говорят уже старый, все равно умрешь.

Старик: Что ты, что ты, потерпи, скоро мужчины вернутся с охоты, что – ни будь, принесут.

(Появляются первобытные люди, несут добычу – на палке человек, привязанный за руки и ноги.)

1человек: Давай положим в угол, завтра поджарим и съедим.

2 человек: Может, не будем жарить, только лишняя возня, давай так съедим.

Ребенок: Есть хочу!!! (Громко плачет.)

1 человек: Дай ей кость.

2 человек: Возьми, погрызи, на прошлой неделе соседа встретили, еще свеженький, да и дедушку покорми, он совсем уже старенький как не как 25 лет стукнуло. А мы опять на охоту пойдем, не везет нынче что-то.

Ученик: Фу, как тут грязно, не прибрано. Еда по углам валяется, посуды нет, едят грязными руками, а запах какой, неприятный! Нет, я здесь не хочу оставаться.

Гигиена: Видишь, как жили первобытные люди, вот тебе и “натуральная” пища, и естественная среда. Первобытные люди ели не прожаренное мясо или вообще сырое, гигиена не соблюдалась, страдали от простудных заболеваний, убивали, и ели друг друга и жили всего 20–30 лет.

Ученик: Толи дело древние греки жили!

Гигиена: Хорошо, отправляемся в древнюю Грецию.

(Звучит песня "Закаляйся, если хочешь быть здоров", под ее звуки выходят спартанцы.)

Аристотель: Нашему государству нужны сильные и ловкие воины, которые могут участвовать в сражения, подавлять восстания рабов. Ты уже большой и будешь хорошим воином (ходит вокруг ученика, ощупывает его мышцы), будешь заниматься бегом с нашими детьми, верховой ездой, играть в мяч, кулачными боями, фехтованием, метанием диска, копья, отжиматься 100 раз и. т. д. (при этом загибает пальцы).

Гиппократ: А я основатель медицины. Мой лозунг: "В здоровом теле – здоровый дух". Я тебя буду закалять, следить за твоим здоровьем, есть ты будешь простую пищу, в основном капусту, запивать простой водой, соблюдать чистоту тела, регулярно посещать бани, мы их называем – термы, что бы не заболеть болезнью грязных рук, спать будешь на голом полу. (Поет песню.)

Аристотель: Итак, начнем. Для начала отожмись 30 раз, (ученик отжимается несколько раз и падает). Взял скакалку и побежал. (Ученик берет скакалку, путается в ней и опять падает).

Ученик: Нет уж, спасибочки, не хочу быть спартанцем, ешьте сами свою капусту. Давай отправимся в средневековье, рыцарем быть на много лучше.

Гигиена: Ты думаешь, в средние века хорошо жилось? А в прочем тебе это подходит. Долгое время после гибели Римской империи люди не обращали на меня внимания, помои выливали прямо на улицу, не было санитарно-технических сооружений, первая очистка городов была проведена в Париже лишь в 1609 году, запретили выливать нечистоты на улицы только в 1780 году. До 18 века не применялось белье, вшивость была поголовной, и в это время эпидемии стали бичом человечества.

Ученик: Ну, вот видишь хоть здесь порядок!

Гигиена: Но прогресс не остановился.

3-е действие.

(Обстановка средневекового замка.)

В креслах перед стилизованным камином сидят граф и графиня, в руках у нее рукоделье. Входит слуга.

Слуга: Купцы пожаловали.

Граф: Проси.

(Входят купцы.)

Графиня: Чем нас удивите на этот раз?

Китаец: Мы привезли фаянсовую и фарфоровую посуду.

Граф: Зачем еще? Она хрупкая, все время бьется, да и стоит дорого.

Графиня: Давай хоть посмотрим.

Китаец: (расхваливает свой товар.) Она легко моется, перед гостями поставить не стыдно, не вредит здоровью.

Графиня смотрит умоляюще на графа, тот отмахивается рукой.

Граф: Ладно, берем! А ты, что привез? (Обращается к другому купцу.)

2 купец: А я привез вам мыло! (Говорит с гордостью.)

Граф: Мыло? А это еще что такое (берет мыло в руки, рассматривает).

2 купец: Это предмет для поддержания чистоты тела и одежды. Оно хорошо мылится, очищает руки и тело, великолепно отстирывает вещи!

3 купец: Посмотрите мои новые ткани, какие они легкие и воздушные, приятные для тела.

Граф: Посмотрим, посмотрим (рассматривают товар, удивленно переглядываются), ладно все берем, ступайте к казначею, да скажите, что я велел щедро расплатится.

Ученик: Ну, началось, чистота, гигиена, поехали дальше.

Гигиена: Куда?

Ученик: А давай к нашим предкам в петровскую Русь.

Гигиена: Хорошо.

4-е действие.

(Боярские хоромы, стоят лавки, стол, изображение печи, все персонажи одеты в русские национальные костюмы и т.д.)

Боярин: Проходите дорогие гости.

Боярыня: Добро пожаловать.

Боярин: Всех вновь прибывших мы всегда знакомим с правилами, которые сочинила внучка Владимира Мономаха Евпраксинья и назвали их "Мазь" или "Домострой" (зовет) Евпраксинья, читай.

Евпраксинья: (выходит с толстой книгой и читает) Мыть руки перед едой теплой водой, каждый день делать влажную уборку в доме, стелить и хлопать половики, содержать в чистоте сени и крыльцо, продукты питания хранить в чистом месте, стирать белье, часто его менять (ученик падает в обморок). Дальше читать или как?

Ученик (поднимается с пола): Не надо, не надо! А если я руки мыть не буду и т.д.?

Боярыня: Пороть розгами будут, не веришь?

Ученик: Ой, не надо, верю, верю!

Боярин: Ну, тогда скоро гости: купцы да бояре придут , принимать будем, облачайся. (Прислуга одевает на грязнулю рубаху, шубу, шапку.)

Боярыня: А вот и гости пожаловали, Палашка, подклади скорее дров в печь, чтобы было жарко, жарко. (Вбегает Палашка с охапкой дров, суетится у печи.)

(Степенно входят бояре, одетые в шубы и шапки.)

Боярин: Проходите, гости, дорогие! (Рассаживает их по лавкам.)

1 Гость: Ух, и жарко!

2 Гость: А вы слышали, что Петр 1 издал указ бороды брить.

1 Гость: Чего это ему наши бороды не нравятся?

3 Гость: Наездился по за – границам, насмотрелся и дурит теперь.

2 Гость: Говорит, что бороды не гигиеничны, слово то заморское выдумал. Тьфу!

Боярин: Еда, говорит, дескать, портится, бактерии заводятся вредные. Личная гигиена, понимаешь.

3 Гость: И где он тут бактерии увидел? Ничего не понимаю. Борода здесь, бактерий нет! (Рассматривает свою бороду).

1Гость: Ох, и горюшко будет нам с этой гигиеной.

Ученик: А чего, вы так жарко топите? (Обмахивается полотенцем.)

2 Гость: Чево, чево, раз жарко, значить, хозяева дров не жалеют, не экономят на дровах, значить богатые, не скупые.

Боярин: (хлопает в ладоши) Эй, девки, развлеките гостей! (Девушки в национальных костюмах исполняют русский народный танец.)

Ученик: Фу, тараканы, сколько их много, да какие большие! (Делает вид, что топчет тараканов ногами.)

Боярин: Что ты делаешь, отрок? Зачем топчешь этих милых тварей?

Ученик: Зачем, зачем это и ребенку понятно, что тараканы вредные насекомые, всякие болезни разносят!

Боярыня: Какие еще болезни? Мы их специально разводим, чтобы все видели, что у нас много тараканов, а раз много тараканов, значить много еды, а раз много еды, значить хозяин богат! (Обводит помещение руками.)(Поднимает таракана из под ноги ученика, гладит и отпускает.) Беги, маленький.

Ученик: Все, не могу, жарко, сил нет. Ой, таракан! (Достает его из-за пазухи, бросает и уходит.) Больше никуда не хочу.

5-е действие.

Ученик: Везде скукота. Заняться в нашей школе совсем нечем.

Гигиена: Какие глупости ты говоришь! У нас очень даже можно найти дело по душе.

Ученик: И где интересно это дело валяется?

Гигиена: Запишись в какой ни будь кружок, например в Ю.Ж.Д.. Там ребята изучают историю железной дороги, изготавливают свои приборы, макеты, модели и. т д.

Ученик: Нет, уж, извини меня там рельсом или шпалой придавит, не пойду.

Гигиена: Попробуй свои силы в танцевальной студии.

Ученик: Счас, не дождешься, не хватала мне еще ноги переломать.

Гигиена: Попробуй себя в иностранных языках или на информатике.

Ученик: Ну, нет. Там учить много надо, а я это не люблю. Мне бы такое занятие, где бы интересно было и усилий не нужно было прилагать, и чтоб меня все уважали и хвалили.

Гигиена: Так не бывает, как говориться: без труда не вытянешь и рыбку из пруда.

(На сцену выходят три неприятные фигуры – Алкоголь, Наркотик, Сигарета.)

Алкоголь: Какой приятный молодой человек (ходит вокруг грязнули, с удовольствием рассматривает грязные руки, не чесаные волосы, цокает языком, качает головой). Это хорошо, что ты всем недовольный. Пошли в наше царство – Дурманию. У нас ничего не надо делать, ни умываться, ни учиться, ни трудиться, у нас все можно, там не за что не наказывают. Делай что хочешь!

Ученик: А вы кто такие?

Сигарета:

Мое имя сигарета
Я красива и сильна
Я знакома с целым светом,
Очень многим я нужна
Мозг и сердце я дурманю,
Молодым и старикам,
Независимо от знаний,
Скажем просто – слабакам.

Познакомьтесь – это моя собачка Никотинка. (На веревочке у нее мягкая игрушка, она водит ее как живую.)

Гигиена: Оставьте его в покое, ему с вами не по пути.

Ученик: Как сказать, как сказать.

Гигиена: Ты не знаешь, с кем связываешься. Это она внешне такая добрая, не слушай ее. Никотин – это яд. Вот послушай. Большинство народов долгое время ничего не знали о табаке и прекрасно обходились без него. Но после открытия Колумбом Америки в 1492 году курение широко распространилось. Моряки привезли табак и его семена в Европу, и привычка курить укоренилась. Курение быстро распространилось по Европе. Мода нюхать табак тоже быстро распространилась, так как считалось, что табак обладает лечебными свойствами и лечит головную боль. В России курить табак начали с 17 века.

Курение всегда во все века преследовалось, и курильщиков жестоко наказывали. В Англии отрубали голову и эту голову с трубкой в зубах выставляли на показ. В Турции курильщиков сажали на кол. В Персии отрезали губы и нос. Кроме того, провинившихся отлучали от церкви. В России подвергали телесным наказаниям (пороли кнутом, отправляли в ссылку), но эти строгие меры не мешали табаку захватывать все новые и новые территории.

Ученик: Ну, и почему нельзя курить?

Гигиена: Послушаем, что об этом говорит медицина.

Медицина: Во-первых, в табачном дыму содержится больше тысячи различных компонентов, 200 из них вредны для здоровья, действуют на организм как отрава. На кончике сигареты 600–900 С, такая температура разрушает зубы.

Никотин, эфирные масла, угарный и углекислый газы, аммиак, табачный деготь и другие вредные компоненты разрушают организм. Самый ядовитый никотин – это один из самых опасных ядов. Птицы погибают, если клюв слегка помазать никотином. Кролик умирает от ¼ капли, а собака от ½, а человеку, если сразу принять 50–100млг. (2–3) капли.

Никотин разрушает весь организм: нервную систему, сердечно – сосудистую, дыхательную, пищеварительную и т.д., вызывает заболевание раком, могут родиться больные дети.

Сигарета: Не слушай ты ее, на, закури (протягивает сигарету).

Ученик: Да что – то не хочется.

Алкоголь:

Я, Алкоголь, удивительный мир.
Я вам открою, с собой подружив
Только стаканчик ты с водкой возьмешь
Сразу веселье и радость найдешь.
Я, Алкоголь, не бросайте меня
Вместе мы будем гулять до утра.
Вместе мы печень свою надорвем,
Сердце угробим и почки убьем.
Это не важно, поверь мне, дружок,
Радуйся жизни, живи одним днем.

Гигиена: Держись подальше от этого типа. Он на первый взгляд хороший парень и поет соловьем. Алкоголь не менее опасен, чем никотин. Это он сначала он веселый хороший, а потом от него не отвяжешься.

Ученик: А откуда он взялся?

Гигиена: Как мы знаем, древние народы Средиземноморья более чем за 4000 лет до нашей эры умели приготавливать вино. В Древнем Египте вино применяли с 2–3 тысячелетия до н. э. Африканские бушмены готовили напитки из меда. Древние русы, владели искусством приготовления вина из меда и трав, а крепкое вино появилось со времен правления князя Олега. Вино, как символ крови Иисуса Христа применяется в обряде причащения. Церковь использует его при освящении престола. Слово “водка” первоначально обозначало не хмельной напиток, а лекарственный напиток. Но после того, как появились казенные питейные заведения, отношение к алкогольным напиткам изменилось и пьянство стало бедствием. Алкоголь разрушает жизни людей, разрушает здоровье. Он нарушает работу нервной системы и других систем и органов, головной мозг выключается, остаются низшие потребности – поесть, поспать, напиться и все. Алкоголь – также как никотин вызывает привыкание, это болезнь – алкоголизм. Он разрушает все органы постепенно, убивая все системы органов. На таблице это хорошо видно.

Алкоголь: Ерунда все это. Подходи, наливаю, не стесняйся. (Протягивает бутылку.)

(Выходит еще один персонаж.)

Наркотик: (пет песню на мотив песни старухи Шапокляк).

Кто людям помогает, тот тратит время зря
Хорошими делами прославится нельзя.
Я, наркотик, парень ловкий
Ну-ка, в очередь вставай
Как уколешься иголкой
Попадешь ты сразу в рай.
Без меня ты жить не сможешь
Так полюбишь ты меня
Разбегутся с горьким плачем
И друзья, и вся родня!
И воспитывать тебя будет некому, вот.

Медицина: Прежде, чем ступить на эту тропу подумай хорошо и сделай выводы. Наркотик – это страшный враг. Еще древние греки заметили об особом действии на организм человека некоторых растений и грибов. Если человек употреблял настойки, отвары этих растений, у него появлялось состояние легкости, радости, он забывал обо всем, перед его глазами появлялись разные видения, пропадала боль. В древнегреческих мифах существовал бог сна Морфей, который летал над землей, держа чашу с настойкой опия в руке. Там где он пролетал все, засыпали. И другие знахари использовали свойства этих трав при лечении больных. В настоящее время изготавливают сотни наркотических препаратов для лечения различных заболеваний. Но частое их употребление вызывает привыкание и страшную зависимость. С каждым днем человеку нужно все больше и больше наркотика, а если организм не получит дозу – его ждет страшная боль – ломка.

Постепенно разрушается весь организм и человек умирает. И не зря говоря: "Старых наркоманов не бывает", так как они умирают молодыми.

Гигиена: Лень и праздно проведенное время ни к чему хорошему не приведет. Прежде, чем ступить на эту тропу подумай. Ну, что убедился, что во все времена люди стремились к знаниям, чистоте и порядку?

Ученик: Да, уж убедился, нет ничего лучше, чем чистая постель, свежий воздух и свои друзья, пойду – ка я в школу, а то что то за партой захотелось посидеть, задачи порешать. Уходят.

1 ведущий: А теперь мы проверим, как внимательно вы слушали наших героев.

(Помощники выносят "черный ящик".)

2 ведущий: В нашем загадочном "черном ящике" нехитрые предметы, прочно вошедшие в наш быт, кто отгадает, что это за предметы, получит их в подарок. (Ведущие по очереди задают вопросы и дарят предметы личной гигиены зрителям.)

Вопросы для "черного ящика":

1. У него двухтысячелетняя история. Первые сведения о его появлении относятся к III веку до нашей эры. Вначале он носил название "сударий". Затем ему на смену приходит слово "орарий". Этим предметом приветствовали знакомых, в более поздние времена императоры давали им знак в цирке – помиловать или осудить на смерть гладиатора, проигравшего схватку. Долгое время он относился к предметам роскоши. "Победное" шествие его началось лишь в ХIХ веке. Возможно, что сегодня этот предмет есть и у вас, хотя он должен быть у всех. Так, что это за предмет? (Носовой платок.)

2. Она самая молодая из собратьев. В музеях Южной Африки и в некоторых странах Европы ее прародители хранятся до сих пор. В Европе ее увидели впервые у венецианского дожа в начале ХI века. Через триста лет она появилась в единственном экземпляре у короля Людовика Х! У Карла V (это уже конец ХIV) в инвентаре числилось несколько штук. В ХIV–XVI веках она была предметом роскоши и попала в жестокую опалу. Ее считали творением дьявола и воплощением нечистой силы. И пройдя все мытарства, в широкий обиход она попала только через семьсот лет после того, как ее увидели у венецианского дожа. (Вилка.)

3. Этому предмету приписывают магическую силу. Тайну его изготовления всего триста лет назад знали лишь в одном городе мира – Венеции. Франция и другие государства закупали его в огромных количествах, и Венеция богатела. Венецианец, открывший секрет предавался смерти. Но тайное все равно когда– то становиться явью и секрет был раскрыт. (Зеркало.)

4. Появление этого предмета напрямую связано с изобретением микроскопа Левенгуком. Сначала он выглядел как обыкновенная деревянная палочка с разжеванным концом или вообще в виде тряпочки. За множество лет как он только не изменялся и стал таким, каким мы пользуемся в настоящее время. (Зубная щетка.)

5. "Возмите сухие мирру ладан, кау, ветки мастикового дерева, бараний рог, хебут из Северной Сирии, геникум и изюм "– вот рецепт так называемого "папируса Эберса". О чем идет речь? (Зубной порошок).

6. Знаменитый арабский ученый и врач Ибн Сина, живший в Х –ХI вв., оставил человечеству много своих открытий. Этот предмет он тоже подарил человечеству, но ошибочно считал, что им должны пользоваться люди страдающие болезнями. Сырьем для изготовления этого предмета в разные времена служили – глина, зола, природные щелочные соли, растения, животные жиры и т. д. (Мыло.)

7. Знаменитый путешественник Марко Поло, вернувшись в родную Венецию, устроил пир. Целый вечер он рассказывал гостям о чудесах, увиденных им в дальних странах: о черном камне, которым китайцы топят печи, о жидком масле, которое они черпают из колодцев. Его не едят, а освещают им комнаты. Гости хохотали, когда Марко им рассказывал им о том, что расплачиваются в Китае за товары не монетами, а разрисованными бумажками. Пирующим нравились и диковинные угощения, и иноземные вина, но удивили их больше всего предметы из белого, крепкого материала, разрисованного узорами и цветами, секрет которых китайцы сторожили день и ночь. (Тарелка.)

8. Эти вещи изготавливали своими руками в домашних условиях. Использовали их кроме прямого назначения в домашнем обиходе, для убранства дома в праздник, в родильных, крестильных, свадебных обрядах. Наши предки считали, что эта вещь, изготовленная в течение одного дня или ночи, обладает способностью предотвращать эпидемические заболевания людей и скота, а также засуху и град. (Полотенце.)