Урок "Чистой воды"

Разделы: Биология, География


Цель урока:

  1. Донести до сознания школьников и всей молодежи понимание бережного отношения к
  2. воде как к жизненно важному ресурсу и драгоценному дару природы России.
  3. Необходимо побудить школьников к самостоятельному размышлению о важности воды для жизни планеты в настоящем и, главное, в будущем.

Задачи:

  1. Донесение информации о водных ресурсах мира, России, региона (местности) и их экологическом состоянии; о влиянии воды на здоровье и жизнедеятельность человека, о важности экологического сознания в России.
  2. Обсуждение плана мероприятий по оздоровлению экологической водной среды региона (местности);
  3. Информация о проекте ВПП “ЕДИНАЯ РОССИЯ” “Чистая вода”, ставшем основой государственной программы “Чистая вода”;

Основные содержательные линии урока:

  1. Формирование понимания проблемы чистой воды у учащихся.
  2. Возможные варианты и сценарии развития событий в будущем.
  3. Что надо делать сегодня, чтобы качество воды улучшалось и не происходило дальнейшее загрязнение.
  4. Примеры экологических проектов/ мероприятий, направленных на сохранение чистой воды.

Структура урока:

  1. Постановка проблемы, инициирование дискуссий о состоянии водной среды в России, в регионе, в местности.
  2. Пробуждение познавательной активности, критического мышления и вовлечения школьников и молодежи в продуктивное общение по улучшению ситуации с водными ресурсами.
  3. Оформление домашнего задания по коллективному и личному участию школьников и молодежи по программе “Чистая вода”.

Оборудование: фильм на тему " Водные богатства России" (10 минут), физическая карта России и Республики Татарстан, таблицы "Расход воды на различные нужды", рисунки на экологическую тему, рефераты учащихся о воде.

План урока Чистой воды.

I. Организационная часть. Вводное слово учителя географии.

II. Основная часть:

  1. Показ фильма на тему " Водные богатства России" (10 минут).
  2. Выступления учеников о водных ресурсах региона и их состоянии.
  3. Выступление заместителя директора ДПТС филиал ОАО "Водоканалсервис" – Зиннатуллина М.С.
  4. Дискуссия на тему урока – 10–15 минут (гости Урока, директора учебных заведений, директора предприятий и водоканалов, учителя, школьники, молодежь).

III. Обобщение и подведение итогов – 10 минут.

IV. Домашние задания – составление плана мероприятий по сбережению местных водных ресурсов.

Ход урока

Организационная часть: Слово учителя географии: Международный форум "Чистая вода 2009" состоялся в Москве 24–25 ноября 2009 года. В нем приняли участие 950 человек представители 47 стран мира. В дискуссии приняли участие 70 СМИ.

В рамках форума 25 ноября прошел круглый стол на тему "Воспитание экологического сознания в РФ", где рассматривались вопросы:

– воспитание экологического сознания населения;

– культура потребления чистой воды;

– процесс повышения эффективности использования воды и ресурсосбережения.

Была разработана Государственная программа "Чистая вода".

Сегодня разговор поведем о воде. Девиз нашего урока: Вода – это жизнь.

II. Основная часть:

1. Показ фильма на тему "Водные богатства России" (10 минут). Видеоролик можно получить у автора статьи.

Врезками внутри видеоролика транслируются: Приложение 2

А) Выступление Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Грызлова Б.В. о проекте ВПП "ЕДИНАЯ РОССИЯ" "Чистая вода" и созданной на его основе государственной программе "Чистая вода" (1.5 минуты);

Б) Выступление заместителя Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, координатора проекта ВПП "ЕДИНАЯ РОССИЯ" " Чистая вода" Орловой С.Ю. (1.5 минуты);

В) Выступление Министра образования и науки Российской Федерации Фурсенко А.А. (1 минута);

Г) Выступление Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации ТрутневаЮ.П. (1 минута).

2. Выступления учеников о водных ресурсах региона и их состоянии (7 минут).

1-й ученик. Вода на земле – самое распространенное вещество. На глобусе хорошо видно, что только 1/4 поверхности нашей планеты занимает суша, а остальные 3/4 – вода. Космонавты, впервые увидевшие Землю из космоса, говорили, что она выглядит не как “земной” шар, а скорее как водяной (демонстрирует глобус). Однако пресной воды на Земле относительно немного и поэтому ее необходимо беречь. Представьте себе, что вода исчезла бы из нашей жизни. Появились бы мрачно сияющие глазницы морских и океанических впадин, покрытые толстым слоем соли. Пересохли бы русла рек, замолкли бы родники. Горные породы стали бы разрушаться, поскольку в их состав тоже входит химически связанная вода. Ни кустика, ни единого живого цветочка, ни единого живого существа на Земле не осталось бы. Значение воды трудно переоценить. Согласно эволюционной теории, жизнь на Земле зародилось в воде. Живые существа состоят на 2/3 из воды, вода – среда обитания многих растений и животных. Вода необходимо для процесса фотосинтеза. Человек использует воду в сельском хозяйстве, в промышленности – как сырье и растворитель.

2-й ученик. Вода – одно из самых важных для организма человека веществ. Организм, его ткани – кровь, мозг, жировая ткань – больше чем наполовину (65%) состоят из воды. А в некоторых растительных и животных организмах ее количество достигает 90%. Все химические реакции вещества при любом процессе в организме протекают в растворах. Понятно, что чем чище вода, которую мы пьем, тем лучше для нашего организма.

Совсем чистой воды в природе нет. Ее можно получит только в лаборатории. Такая вода невкусная, в ней нет солей, необходимых живому организму. Морская вода содержит избыток различных солей, поэтому она также для питья не годится. Потребность человека в воде, которую он употребляет с питьем и пищей, составляет, в зависимости от климатических условий, физиологического состояния и физических нагрузок, 3-6 л в сутки.

Чистой воды на Земле становится все меньше. Недостаток ее уже сейчас остро ощущается во многих регионах. Однако это не потому, что запасы воды истощаются. Над водой нависла угроза загрязнения. Заводы и фабрики, электростанции потребляют большое количество воды и одновременно загрязняют ее различными отходами. Со сточными водами предприятий в реки и озера попадает большое количество различных ядовитых веществ.

3-й ученик. Восточная мудрость гласит: “Ты то, что ты ешь”. Оказывается, не меньшее значение для нашего здоровья имеет вода, которую мы пьем.

Не каждая вода может служить для питья. Природные воды могут содержать минеральные примеси, некоторые из которых вредны для организма. Кроме того, в природной воде могут встречаться болезнетворные бактерии. Поэтому прежде чем пить воду из родников, колодцев и тем более из открытых водоемов, ее необходимо обработать. Простейшим способом является кипячение.

Проживая в городе, мы используем для питья чаще всего воду из-под крана. К питьевой воде предъявляются определенные требования. По своему внешнему виду питьевая вода должна быть совершенно прозрачной, пресной и не обладать каким-либо запахом. Кроме этого, питьевая вода по своему химическому составу должна быть совершенно безвредной и не содержать болезнетворных микроорганизмов.

В больших городах найти источники воды, отвечающей этим требованиям невозможно. Поэтому приходится прибегать к ее очистке. Для очистки питьевой воды в городах строятся водоочистные станции, которые приводят состав воды в соответствие с предъявляемыми требованиями

3. Выступление заместителя директора ДПТС – филиал ОАО "Водоканалсервис" – Зиннатуллина М.С. (дается сокращенно):

Из водозаборной сети "Челны-Водоканал" камская вода по металлическим трубам ДУ 800 поступает на подкачивающую насосную станцию "Акташ". Из подкачивающей станции "Акташ" по металлическим трубам ДУ 600 подается на подкачивающую станцию "Бикасаз". С подкачивающей станции "Бикасаз" по металлическим трубам ДУ 400 протяженностью 11,7 км. хоз-питьевая вода поступает на два ЖБР емкостью 1500 куб. метров и 3000 куб. метров находящихся на территории водоподъема п. Джалиль. После отстаивания и обеззараживания жидким хлором вода из ЖБР посредством насосов подается по четырем направлениям:

– поселок ДУ 400
– котельная ДУ 250
– промышленная зона ДУ 200
– частный сектор ДУ 150

На насосной станции "Бикасаз" установлен коммерческий узел учета отпущенной воды, а на водоподъеме п. Джалиль функционирует технологический узел учета поступающей воды и узлы узлы учета отпущенной воды по направлениям. Узлы учета укомплектованы приборами фирмы "Взлет".

Очистное сооружение Джалильского ПТС пущено в работу в 1985 году. Производительность 10 тыс. куб. метров/ сутки…. Для улучшения работы очистных сооружений требуется выполнить следующие работы: 1) Смонтировать и пустить в работу еще одну воздуходувку, установить датчики кислорода, регуляторы подачи воздуха в аэротенки. 2) Произвести капитальный ремонт второй очереди блока емкостей. 3) Смонтировать гидравлические решетки на приеме сточной жидкости.

Сегодня никого не удивляют жалобы на низкое качество питьевой воды. Особенно часто их можно услышать от жителей небольших городов весной. Анализы показывают наличие в питьевой воде повышенных концентраций хлора и хлорорганических примесей, часть из которых является канцерогенами. Причиной этого служит загрязнение природной воды, поступающей на станции водоочистки продуктами деятельности человека. Загрязнение происходит вследствие сброса неочищенных или плохо очищенных сточных вод в водоемы и в почву.

В России практически все станции водоочистки используют в качестве обеззараживающего средства хлор. Хлор обладает очень высоким дезинфицирующим эффектом и успешно применяется во всем мире очистки воды с 1912 года. Но хлорирование воды дает и побочный отрицательный эффект: часть органических примесей в воде не разрушается (окисляется), а переходит в опасные для человека хлорорганические вещества. Пока загрязнение природной воды было небольшим, побочный эффект не представлял опасности. Но с ростом населения, промышленного и сельскохозяйственного производства возрастало и загрязнение природных вод.

В настоящее время, кроме хлора, для обработки воды применяют:

– вещества, содержащие активный хлор (гипохлориты);
– двуокись хлора;
– перекись водорода;
– озон;
– специальные виды

Но главную роль во всем мире сохраняют хлор и вещества, содержащие активный хлор. Кроме них в промышленных масштабах применяют двуокись хлора и озон. Все вещества имеют свои преимущества и недостатки. Гипохлорит имеет оптимальный набор полезных качеств и является универсальным дезинфицирующим средством. В РТ реальную конкуренцию ему может составить только хлор. Гипохлорит уступает хлору по стабильности, он дороже хлора, но при его применении не образуются вредные вещества и он самый безопасный продукт. Хлор – сильнодействующее ядовитое вещество, он крайне опасен для обслуживающего персонала и населения окружающих территорий. Достаточно напомнить, что работа станции водоочистки связана с транспортировкой и хранением 1 тонны жидкого хлора под давлением до 10 атм. Авария на складе жидкого хлора может привести к заражению воздуха на площади в несколько кв.км. Поэтому гипохлорит имеет большое преимущество перед хлором при использовании на станциях очистки воды, расположенных в густонаселенной местности.

Для очистки сточных вод в России применяют вещества, содержащие активный хлор или непосредственно хлор. Требования к этим веществам такие же, как к веществам для обеззараживания питьевой воды. Из всех применяемых для этой цели продуктов по комплексу показателей – дезинфицирующий эффект, безопасность, условия транспортировки и хранения, легкость дозирования – заметное преимущество имеет раствор гипохлорита натрия.

Водные растворы гипохлорита натрия используются для дезинфекции с самого зарождения хлорной промышленности. Благодаря высокой антибактериальной активности и широкому спектру действия на различные микроорганизмы, это дезинфицирующее средство находит применение во многих направлениях человеческой деятельности, в том числе и при обработке воды. На нашем предприятии в последнее время много внимания уделяется внедрению новой техники, новых технологий. Джалильское предприятие тепловых сетей – филиал ОАО “Водоканалсервис” с 20 мая 2008 года обеззараживает питьевую воду гипохлоритом натрия. Как сказано выше – это направлено на улучшение химического состава воды и бактериологической стерильности от болезнетворных микроорганизмов . Такой метод успешно внедрен в странах ближнего и дальнего зарубежья, МГУП “Водоканал” г. Москва и Санкт– Петербург и др.

4. Дискуссия на тему урока – 15 минут (гости Урока, директора учебных заведений, директора предприятий и водоканалов, учителя, школьники, молодежь).

1. Опыт. (Проводит учитель биологии.) Возьмите мензурку, в которой налито 150 мл воды. Условно возьмем эту величину за весь запас воды на Земле. Найдите деление 6 мл – это запас всей пресной воды (в том числе ледники и подземные воды). А теперь с помощью стеклянной палочки капните на предметное стекло небольшую каплю – эта капля и составит для человека весь запас доступной пресной воды от объема всех мировых водных ресурсов. К какому выводу можно прийти? (Вода – это богатство, к которому надо относиться очень бережно и экономно).
2. Учитель географии: Выдающийся политический деятель 20 века Индира Ганди утверждала, что цивилизация – это диалог между водой и человечеством. Согласны ли вы с этим утверждением?
3. Учитель биологии: Как вы считаете, какими способами можно очистить воду?
Я предлагаю один из способов очистки – фильтрование.

III. Обобщение и подведение итогов. Викторина. – 10 минут.

Викторина для закрепления.

  1. Перечислите города, в названии которых упоминаются реки. (Волгоград, Нижнекамск,..)
  2. Назовите плавающую птицу, лишенную способности, летать, которая является символом одного из полюсов Земли? (пингвин)
  3. Agua” в переводе с латинского значит “вода”. Назовите как можно больше слов, используемых в русском языке, в составе которых упоминается латинское название воды. Разъясните значение этих слов.
    Аквариум – дом для рыб. Акватория – водное пространство. Акваланг – водное снаряжение. Акварель – краска, для которой нужна вода.
    Понятно ли значение этих слов? Какое отношение они имеют к теме урока?
    Agua в переводе с латинского – вода. А алфавит начинается с буквы “а”, так жизнь начинается с воды. Вода содержится в каждом человеке животном и растении и уходит из них только вместе с жизнью. Вот почему девиз урока: Вода – это жизнь.
  4. Кто из ученых впервые осуществил анализ и синтез воды? Когда это произошло? Какое это имело значение? (Природа воды была раскрыта французским химиком Лавуазье и его коллегой математиком Лапласом. Они синтезировали воду из кислорода и водорода, причем масса полученной воды была равна массам водорода и кислорода, участвующих в реакции. Вскоре Лавуазье провел опыт по ее разложению, пропуская водяной пар над раскаленным железом, получил водород. Новый способ получения водорода заинтересовал Парижскую академию наук. Почему? Вода стала причастна к первым полетам на воздушных шарах, открыв путь к практическому воздухоплаванью. Процесс разложения воды имеет большие перспективы, так как водород в будущем – экологическое топливо. Как вы думаете почему? (образуется вода в результате его сгорания) Но пока перед учеными стоит проблема выгодного способа разложения воды и безопасности использования водорода в качестве топлива. Может быть, кто-то из вас в будущем станет великим химиком и решит эти проблемы).
  5. Как вы думаете, какова роль воды в организме?
    (Вода в организме выступает в ролях – как растворитель, переносчик и регулирует теплоту тела).
  6. Какое физическое явление лежит в основе процесса растворения? Как ускорить процесс растворения в воде: а) твердого вещества, например сахара; б) газа, например углекислого газа?
  7. Почему воду используют для тушения огня?
  8. Что такое дистилляция? На чем основан этот метод разделения смесей?
  9. Что такое серебряная вода? Как ее можно получить? Какими свойствами она обладает?
  10. В дистиллированной воде приготовили настой лечебных плодов – шиповника, черники, калины, малины. Настой проводит электрический ток. Почему?
  11. Назовите химическое название воды (оксид водорода).
  12. Назовите источники загрязнения вод
    а) сточные воды;
    б) стоки от животноводческих комплексов;
    в) стоки с полей с минеральными удобрениями, пестициды, гербициды;
    г) промышленные стоки (химических производств, целлюлозно-бумажных комбинатов, металлургические заводы);
    д) автозаправочные станции;
    е) стоки от мытья автотранспорта; ж) загрязнения земной поверхности и воды бытовыми отходами, вымывания ядохимикатов со свалок;
    з) загрязнение Мирового океана нефтью.

Слово учителя: Будущее России, ее экология, чистота ее рек и озер зависят от каждого из нас, от детей и взрослых. Сегодняшние дети завтра станут руководителями промышленных предприятий, автомобилистами, сами создадут семьи. Мы знаем, что чистая вода дарит нам жизнь, здоровье и радость. И поэтому каждому из нас необходимо бережно относиться к воде, экономно расходовать этот ценнейший дар. Нужно охранять от загрязнений водоемы и прилегающие к ним территории. Учителям и родителям необходимо воспитывать в детях ответственное отношение к водным ресурсам, предлагать более активно участвовать в проектах по защите окружающей среды.

Одна из первоочередных задач нашего урока вместе – составить реальный план действий по охране окружающей среды и защите водоемов в нашем регионе, области, районе, вблизи школы или дома.

Ваши примерные выводы: Что делать?

  1. Бытовые и промышленные стоки не сбрасывать в естественные водоемы, а очищать и употреблять многократно;
  2. Очищать городские канализационные стоки;
  3. Употреблять минеральные удобрения так, чтобы их излишки не попадали в водоемы;
  4. Усовершенствовать уборку животноводческих ферм;
  5. Каждому человеку необходимо экономить воду

Учитель географии. Существует одно поучительное предание, которое напоминает нам о различии между ценностями истинными, вечными и мнимыми, проходящими. Царь Дхатусена, правивший на острове Шри – Ланка в 5 веке нашей эры, в ответ на требования мятежников показать тайники, где спрятаны несметные царские сокровища, привел своих неразумных врагов к созданному им искусственному озеру Калавена, имевшему 80 км в окружности. Озеро спасло жителей острова во время засухи. Царь зачерпнул пригоршню воды и сказал: “Друзья мои, это и есть мое богатство”.

IV. Домашние задание: Составить план мероприятий по сбережению местных водных ресурсов.

Для урока использован материал сайта: http://waterforum.ru/urok/