Элективный (дистанционный) курс "Основы топонимики"

Разделы: Русский язык


Пояснительная записка.

Согласно постановлению Правительства РФ и приказу Министерства образования и науки РФ о введении профильного обучения в общеобразовательных учреждениях, уже в 8 – 9 классе учащиеся должны оказаться перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности.

Необходимым условием создания образовательного пространства, способствующего самоопределению учащихся основной ступени, является введение предпрофильной подготовки через организацию курсов по выбору (элективных).

Согласно требованиям сегодняшнего дня, мною разработан элективный курс «Основы топонимики», расширяющий базовый курс русского языка в 8 – 9 классе.

Цели и задачи обучения.

Цель: знакомство с основами топонимики, углубление знаний в области лингвистики.

Задачи обучения:

  • способствовать предварительному самоопределению обучаемых в отношении профилирующего направления собственной деятельности;
  • развивать навыки самостоятельной работы с различными источниками из литературы и сети Интернет;
  • развивать коммуникативные качества обучаемых через общение на форумах и чатах курса;
  • воспитывать интерес к языкознанию, истории и географии России, Южного Урала.

Перечень с реферативным описанием тем или разделов.

  1. Топонимика – это язык Земли». (Н.И. Надеждин.) - знакомство учащихся с понятиями топонимика, народная этимология, топонимическая стратификация, предметом топонимики.
  2. История топонимики в России. Классификация топонимов – знакомство с краткой историей топонимики в России, формирование умения классифицировать топонимы по объектам номинации, по морфологическому и словообразовательному составу, по языковой принадлежности
  3. Ойконимы - знакомство с особенностями ойконимов, с ойконимами нашего края, формирование умения разграничивать ойконимы.
  4. Гидронимы – знакомство с разновидностями гидронимов, их особенностями, формирование умения находить общий признак в группе гидронимов.
  5. Оронимы - знакомство с особенностями оронимов, совершенствование умения определять общий признак в ряду разнородных оронимов.
  6. Годонимы – знакомство с особенностями названия улиц, наблюдение за особенностями употреблений годонимов в художественных произведениях.

Описание используемых технологий:

  • Веб-страницы
  • Форумы
  • Чаты

Наименование видов деятельности по каждой теме.

  • Работа с глоссарием
  • Мультимедиалекция
  • Семинар
  • Консультация
  • Контроль качества знаний

Описание прогнозируемого результата.

По окончании курса ученик должен:

  • иметь общее представление о предмете топонимики,
  • знать краткую историю топонимики в России,
  • уметь классифицировать топонимы,
  • знать особенности ойконимов, гидронимов, оронимов, годонимов
  • уметь найти необходимую информацию в сети Интернет,
  • уметь обсудить с ровесниками нужную тему в сети Интернет.

Формируемые компетентности:

  • коммуникативная компетентность,
  • информационная компетентность,
  • компетентность разрешения проблем

Учебно-тематический план:

Тема К-во часов Вид учебного занятия Формы деятельности Формы и виды контроля Формы и виды взаимодействия уч-ся и педагога
Топонимика – Это язык Земли». (Н.И. Надеждин.) 1 Мультимедиалекция Работа с глоссарием, с сетью Интернет, контроль качества знаний Текущий Рассылка через электронную почту
История топонимики в России. Классифика-ция топонимов 1 Мультимедиалекция Работа с глоссарием, с сетью Интернет, консультация Текущий Форум
Ойконимы 2 Семинар Работа с глоссарием, с сетью Интернет, консультация Тематический, сообщение Форум
Гидронимы 2 Мультимедиалекция Лингвистический эксперимент, работа с литературой, сетью Интернет, консультация Рубежный, зачет Рассылка через электрон-ную почту
Оронимы 2 Мультимедиалекция Работа с литературой, сетью Интернет, контроль качества знаний, консультация Тематический Рассылка через электронную почту
Годонимы 1 Семинар Работа с литературой, сетью Интернет, консультация Тематический, зачет Чат
Итоговое занятие 1 Самостоятельная работа с сетью Интернет, контроль качества знаний Работа с сетью Интернет, контроль качества знаний Итоговый, зачет Рассылка через электронную почту

Методические рекомендации по работе с данным курсом.

Материал занятий оформляется в форме веб-страниц. Домашние задания высылаются учеником через электронную почту тьютору и оцениваются по классической шкале оценок:

  • Неудовлетворительно – 2 балла (незачет)
  • Удовлетворительно – 3 балла (зачет)
  • Хорошо – 4 балла (зачет)
  • Отлично – 5 баллов (зачет)

Ученики участвуют в форумах и чате по отдельным темам.

Организация взаимодействия с педагогом.

Рассылка через электронную почту, чат.

Данный курс размещен на сайте www.do.rkc-74.ru

Список литературы, используемый при обучении.

  1. Мурзаев Э.М. Очерки топонимики. – М., 1974.
  2. Мурзаев Э.М. География в названиях. – М., 1982.
  3. Поспелов Е.М. Топонимический словарь. – М., 2002.
  4. Смолицкая Г.П. Занимательная топонимика. – М., 1990.
  5. Суперанская А.В. Что такое топонимика. – М., 1985.
  6. Шувалов Н.И. От Парижа до Берлина: Топонимический словарь. – Челябинск, 1989.