Интеллектуальная игра "Знаток химии". 8–9-е классы

Разделы: Химия, Внеклассная работа


Данный конкурс желательно проводить во втором полугодии, так как учащиеся восьмого класса только приступили к изучению этого предмета и им необходимо время для того, чтобы накопить знания.

Цели:

  • Систематизировать, углубить и обобщить знания учащихся.
  • Способствовать развитию их познавательной активности. Закрепить умение применять полученные знания на практике
  • Подготовить учащихся к самообразованию и сформировать у них стремление к поиску и изучению дополнительной литературы.
  • Продолжить развитие речевых навыков
  • Создать условия, способствующие побуждению к активной учебной деятельности, с интересом, без принуждения и перегрузок.

Оформление: кабинет химии.

Жюри: педагоги, или ученики 11 класса.

Вступительное слово учителя:

Уважаемые восьмиклассники в этом году вы познакомились с удивительной наукой – химией. Эта наука интересная, но очень своенравная. Она открывает свои секреты только настойчивым и целеустремленным ученикам. Химия- это наука, умеющая творить чудеса. И как всякая наука, она требует к себе самого серьёзного, самого ответственного отношения. Химия – это наука о веществах и превращениях настолько необыкновенных, что для непосвящённых они кажутся чудом. Секрет этой магии – знание химического ремесла.

Итак, приступаем к состязанию знатоков химии. Победитель, определённый компетентным жюри, получит звание «Знаток химии».

1 тур «Стань лидером».

  1. Каучук с большим содержанием серы (эбонит).
  2. О каком химическом элементе идёт речь: « Отрава в солонке» (хлор).
  3. Где впервые был изобретён фарфор? (Китай).
  4. Самый древний сплав (бронза).
  5. Какие металлы можно «зажечь» холодной водой? (щелочные).
  6. Наука, изучающая химический состав Земли (геохимия).
  7. В какой капусте много йода? (в морской – ламинарии).
  8. Какую смесь веществ в химии называют «гремучим газом»? (смесь Н и О в соотношении 2:1).
  9. Какой металл обладает бактерицидными свойствами? (серебро).
  10. Самый распространённый химический элемент во Вселенной? (водород).
  11. Каким металлом покрывают консервные банки, изготовленные из железа, для предупреждения разрушения? (олово).
  12. Общее название разных видов изделий из обожженной глины? (керамика)
  13. Что такое молярная масса? (масса 1 моль вещества).
  14. Какой химический элемент алхимики изображали в виде волка с раскрытой пастью? (сурьма)
  15. Почему разрезанное яблоко желтеет? (ион Fe (II) окисляется в ион Fe (III).
  16. Что такое «царская водка»? (смесь 1 объёма HNO3 и 3 объёмов HCl).
  17. Какой знаменитый итальянский художник средневековья занимался вопросами химии? (Леонардо да Винчи).
  18. Химическое соединение, льющееся с неба. (Вода).
  19. Учение о скоростях химических реакций. (Кинетика).
  20. Как иначе называется клетчатка? (целлюлоза).

Жюри подводит итоги 1 тура.

2 тур «Полиглот».

Казахская пословица гласит: «Человек, знающий семь языков, заботится о судьбе семи народов». Вы знаете, что символы химических элементов происходят от латинских названий. Поэтому необходимо знать не только русские и казахские названия элементов. Задание: Учитель называет химический элемент на русском языке, а участники конкурса на казахском языке и на латинском.

 

На русском языке На казахском языке На латинском языке
кислород өттек oxygenium
углерод комiртек carbonicum
цинк мырыш zincum
олово қалайы stanum
золото алтын aurum
железо темiр ferrum
медь мыс cuprum
сера күкiрт sulfur
водород сүтегi hydrogenium
свинец корғaсын plumbum
серебро күмiс argentum

 

Жюри подводит итоги 2 тура.

3 тур «Исторический».

До того, как химия стала наукой, она называлась «алхимия». Изыскания алхимиков сводились к поиску «философского камня», который бы превращал простые металлы в драгоценные – золото и серебро. У алхимиков не было химической символики, которую мы знаем сегодня. Они изображали химические соединения и элементы с помощью особых знаков. Задание: Учитель показывает знаки – учащиеся называют, что это означало у алхимиков.

Знак алхимиков

значение

полумесяц

СЕРЕБРО

Знак, похожий на серп

СВИНЕЦ

знак, похожий на цифру «4»

ОЛОВО

Полумесяц и знак солнца

ПЛАТИНА

Окружность с отходящим проводом

СЕРНАЯ КИСЛОТА

Окружность с двумя точками внутри

МОРСКАЯ СОЛЬ

Подведение итогов «Исторического тура»

4 тур «Географический».

Задание: Назвать химические элементы, названные в честь географических объектов (стран, материков, островов и т.д.)

Франций (Франция), германий (Германия), скандий (Скандинавия), галлий (Галлия – древнее название Франции), рутений (Россия), европий (Европа), америций (Америка), калифорний (шт. Калифорния), купрум (о. Кипр), полоний (Польша), гольмий (г. Стокгольм), лютеций (древнее название Парижа), магний (Магнесия – город в древней Греции), рений (провинция в Германии), стронций (населённый пункт в Шотландии).

Победителем оказывается ученик, назвавший больше элементов.

5 тур «Битва интеллектов».

Казахская пословица гласит: « Сила – в знании, знания - в книгах». Чтобы ответить на следующие вопросы, необходимо пользоваться при подготовке к занятиям не только учебником, но и дополнительной литературой. Сейчас мы выясним, кто много читает.

  1. Для перевозки продуктов на дальние расстояния используют рефрижераторы – транспорт с холодильником. Какое вещество применяют при этом в качестве хладагента? (жидкий азот).
  2. Какой великий химик 7 августа 1887 года сам поднялся на воздушном шаре и успешно наблюдал полное солнечное затмение? (Д.И.Менделеев).
  3. В письме к Эйлеру М.В.Ломоносов сформулировал важное открытие и дал ему образное сравнение: « Сколько часов я затрачиваю на сон, столько же отнимаю от бодрствования». Назовите открытие. (закон сохранения массы веществ).
  4. Путешественник Миклухо-Маклай рассказывал, что папуасы, искали куски дерева, пролежавшие долго в морской воде. Затем сжигали и ели золу. Зачем? (так они добывали соль).
  5. В архивах пожарной части г. Бенд (США) хранится запись о пожаре, который был вызван дождём! Возможно ли такое явление? (да, в данном случае у стен дома были кучи с негашеной известью).
  6. Известен случай взрыва парового чугунного котла отопительной системы, в которой были обнаружены стружки цинка. Объясните причину взрыва. (Zn+H2O=ZnO+H2).

Подведение итогов.

6 тур «Чёрный ящик».

В класс вносят чёрный ящик.

Задание: Отгадать какое химическое соединение находится в ящике. Даётся несколько подсказок, необходимо угадать как можно раньше.

  1. Составные части этого соединения находятся во II, IV, VI группах периодической системы.
  2. Это химическое соединение необходимо для проведения школьного урока.
  3. Из него можно сделать памятник.
  4. Оно может быть белым, а может быть и цветным.
  5. Это химическое соединение оставляет следы на руках и одежде.
  6. Им пишут на школьной доске.

Ответ: это – карбонат кальция CaCO3, или иначе – мел, мрамор, известняк. Из чёрного ящика ведущий достаёт кусочек мела.

Подведение итогов.

7 тур «Оратор».

Народная мудрость: «Венец искусства – искусная речь».

Для оставшихся претендентов на звание «Знаток химии» проводится конкурс ораторов. Темы на выбор:

  1. Прав ли был Прометей, подаривший людям огонь?
  2. Химия в сельскохозяйственном производстве.
  3. Возможно ли наше будущее без химии?
  4. Химия и здоровье.

Речь должна быть краткой (не более 5 минут), но яркой и содержательной.

Подведение итогов. Отметить участников; награждение победителя.

Заключительное слово учителя:

Но вот и закончился конкурс, определился победитель. Вершины науки покоряются только смелым и настойчивым людям. У вас ещё впереди много открытий. Каждый может сделать для себя вывод, а кого-то ждут новые непокорённые высоты. Любите химию, эту чудесную, неповторимую науку! Дерзайте!

Открыты к знаниям пути,
Учитесь всегда с прилежанием,
Чтобы новые элементы найти,
Нужны таланты, умение, дерзание!
Грызите гранит науки,
Желаю вам химию любить,
Чтоб Государству родному,
Славу добрую добыть!