Урок "Кислород — вездесущ"

Разделы: Химия


Эпиграф к уроку: «Кислород, как бог, – вездесущий, всемогущий, невидимый» (Овидий)

Цели урока.

  • Обобщить и систематизировать знания учащихся о кислороде в природе, его свойствах, получения и применения;
  • Познакомить учащихся с процессами дыхания, фотосинтеза, горения и медленного окисления.
  • Знать состав воздуха, условия начала и прекращения горения, способы тушения пожара.
  • Знать круговорот кислорода в природе, его роль в жизни и деятельности человека.
  • Уметь доказывать необходимость охраны окружающей среды от загрязнения.

Оборудование: прибор для получения газов, лучинка, спички, спиртовка, перманганат калия, пероксид водорода, нитрат калия.

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя

Сегодня с вами мы говорим
О том, чем дышим мы,
А он  не видим,
Но разве можно было, дети
Без газа этого прожить на свете?
Жизнь без него тяжелой бы была
Вернее, не было бы никогда.
Да и вода состоит из него.
А без воды на земле – ничего.
Итак, урок о кислороде,
А он единственный в своём роде
Повторим получение и строение,
Все свойства, даже применение.
Цель ставлю перед вами я:
Из космоса к нам летят друзья,
У них для дыхания другой газ.
Но просят помощи они у нас
У них на планете случилась беда
Газ для дыхания исчез навсегда.
Чтоб счастливо жили они на планете
Нам нужно постараться; дети,
О кислороде рассказать 
И верно опыты показать.

В дверь стучаться гости.

II. Учитель: Вот и наши гости.

Входят учащиеся, одетые в костюмы инопланетян.

Инопланетяне:

Мы с планеты другой прилетели,
Подружиться бы с вами хотели.
А ещё мы хотели б узнать,
Из чего кислород получать.
Познакомьте, пожалуйста, нас –
Что же это такой за газ?
Правда, что в нем железо горит?
А ещё: что такое оксид?
Море разных вопросов у нас,
А ответить на них просим вас.
Помогите, пожалуйста, нам.
Заранее благодарны вам.

III. Далее инопланетяне задают вопросы, а учащиеся отвечают на них.

Вопрос 1. Что же такое кислород? Когда люди впервые познакомились с ним?

Рассказ учащихся об истории открытия кислорода.

Вопрос 2. Кислород – обязательный спутник жизни. Именно поэт: ученые ищут кислород в атмосфере Марса, Венеры и других планет атмосфере Марса обнаружены ничтожные следы кислорода, а во атмосфере Венеры его совсем нет. А где на вашей планете наход: кислород? И какими свойствами он обладает?

Рассказ о нахождении кислорода на Земле, о свойствах кислорода.

Обращение внимания учащихся на выставку полезных ископаемых и минералов  Ульяновской области.

Учитель: Поэтому тема урока – «Кислород вездесущ». И эпиграф к уроку: «Кислород, как бог, – вездесущий, всемогущий, невидимый».

Решить задачу: Известно, что в организме человека содержится по массе 65% кислорода. Вычислите, сколько кислорода содержится в вашем организме.

Вопрос 3. Как мы поняли, кислород – это газ-невидимка. Зная его нельзя получить, поймать для того, чтобы им пользоваться?

Рассказ о получении кислорода  в лаборатории, промышленности.
Запись уравнений.
Демонстрация опытов.
Рассказ о процессе фотосинтеза.

Вопрос 4. Если кислород все-таки можно получить, у него, наверное большая сфера применения?

Рассказ о применении кислорода.

Учитель:  Из сказанного видно, что очень много кислорода расходуется на разнообразную деятельность человека, тратится на процессы дыхания , а также на процессы гниения.
Человек при дыхании в течении минуты в среднем употребляет 0,5 дм3 – кислорода, в течении суток – 720 дм3, в году – 262,8 м3.

Задача: Можно рассчитать, сколько кислорода  требуется для жителей Барышского района в год, если в районе проживает 30000 человек.

Вопрос 5. Что делается в вашей местности для определённого  содержания кислорода в воздухе?

Рассказ учащихся.

Вопрос 6. В чём заключается ваше участие в этой деятельности?

Рассказ учащихся.

IV. Дифференцированное тестирование

Оценивание.

V. Итог урока

VI. Домашнее задание: § 20 упр.1-3, упр.7 (по желанию).