Урок "Оксиды углерода (2) и (4)"

Разделы: Химия


Цель: познакомить учащихся с физическими и химическими свойствами оксидов углерода.

Задачи:

  • Образовательные: содействовать в ходе урока усвоению основных физических свойств оксидов углерода, химических свойств, характерных для типичных кислотных оксидов, ОВ свойствах, закрепить знания об образовании химической связи, на примере образования молекул СО и СО2, познакомить с применением оксидов, значением в природе, влиянием их на человека;
  • Развивающие: развивать у школьников умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, логически излагать свои мысли, развивать эмоции учащихся, используя яркие примеры, иллюстрации, развивать познавательный интерес, используя данные о значении изучаемых веществ и явлений в окружающей жизни;
  • Воспитательные: содействовать в ходе урока формированию основных мировоззренческих идей (идеи материальности мира, причинно – следственных связей между явлениями, познаваемости мира и его закономерностей), содействовать физическому воспитанию, профилактике их утомляемости на уроке.

Оборудование и реактивы: прибор Кирюшкина, HCl, CaCO3, спички, лучинка, оборудование для демонстрации презентации.

Методы и методические приемы: рассказ с демонстрацией презентации и эксперимента, устный индивидуальный и фронтальный опрос с места и у доски, проведение упражнений и приёмов, способствующих сохранению осанки, зрения, снижающих утомляемость на уроке.

Тип урока: комбинированный.

Структура урока:

I.  Вводная часть

  • Организация класса
  • Повторение пройденного материала
  • Постановка познавательной задачи урока

II. Изучение нового материала

  • Образование молекулы СО
  • Физические свойства СО
  • Химические свойства СО
  • Образование молекулы СО2
  • Физические свойства СО2
  • Химические свойства СО2
  • Применение СО2

III. Заключительная часть

  • Выявление понимания изучаемого материала
  • Закрепление изучаемого материала
  • Домашнее задание

ХОД УРОКА

I. Вводная часть

1. Организация класса. Приветствие. Обратить внимание на состояние рабочего места ученика, чистоту классной комнаты, внешний вид  учеников, осанку. Отметить отсутствующих.

2. Повторение пройденного материала

Прежде чем приступить к уроку, давайте отгадаем загадку (Приложение 1):
Слайд 2
Индивидуальный опрос
1. Что изображено на рисунке?
3 слайд
Дать характеристику алмаза, графита, угля (2 человека)
2. Что такое адсорбция? Что такое активированный уголь, как его изготавливают?
4 слайд

3. Постановка познавательной задачи урока

Если мы с вами разобрали физические свойства угля, нужно и обязательно отметить и его химические свойства. Давайте посмотрим с вами следующий опыт
5 слайд (Горение угля – видеофрагмент)
Что образуется при горении угля? (СО2)
Если кислорода мало, то образуется продукт неполного сгорания углерода – СО. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с этими двумя соединениями, и их главными характеристиками: строением, физическими, химическими свойствами, применением.

II Изучение нового материала

1. Образование молекулы СО

Оксид углерода (II), угарный газ

– Что означает цифра II? (Степень окисления)
Слайд 6
– Какое количество электронов имеют С и О на внешнем уровне, почему?
В молекуле СО атомы О и С связаны двумя видами ковалентной связи: ковалентной неполярной и донорно – акцепторной. Кислород является донором, углерод акцептором.

2. Физические свойства СО

Не имеет цвета запаха и цвета, плохо растворяется в воде, токсичен, немного легче воздуха (доказать у доски):
М (возд.) = 29 г/моль
М (СО) = 12 + 16 = 28 г/моль  => СО немного легче воздуха
Он входит в состав многих газов: природного, выхлопных и т.д. Угарный газ – очень ядовитое вещество. Опасен тем, что не имеет запаха и отравление может произойти незаметно. Даже небольшие примеси угарного газа в воздухе вызывают тяжелые отравления. Вдыхание воздуха с концентрацией монооксида углерода более 1% вызывает смерть в течение нескольких минут.
Симптомы отравления монооксидом углерода: головная боль, головокружение, тошнота, рвота, нарушение цветоощущения. При тяжелых отравлениях – судороги, потеря сознания, поражение ЦНС, расстройство дыхания, нарушение сердечно-сосудистой системы и т. д.

3. Химические свойства СО

Слайд 7
Для СО характерны реакции присоединения, в которых он является восстановителем. СО горит с образованием углекислого газа и выделением тепла. Восстановительные свойства используются в металлургии для получения металлов из руд.
Ребята, давайте теперь встанем, потянемся вверх, вдохнем и выдохнем. Садимся. Какой газ составляет большую часть выдыхаемого воздуха? (СО2)

4. Образование молекулы СО2

Слайд 8
В этом соединении С и О связаны ковалентными полярными связями.

5. Физические свойства СО2

Давайте посмотрим за окно и в кабинете. Воздух – он окружает нас.
Что входит в состав воздуха? Азот, углекислый газ, кислород и т.д.  
– Какой можно сделать вывод о физических свойствах СО2? Газ без цвета, запаха, тяжелее воздуха (доказать на доске)
М (возд.) = 29 г/моль
М (СО2) = 12 + 16 • 2 = 44 г/моль  ? СО тяжелее воздуха
Плохо растворяется в воде.

6. Химические свойства

Слайд 9
1. Не поддерживает горение (опыт: получить СО2 с помощью аппарата Кирюшкина, собрать в стакан, лучинка гаснет).
2. Типичный кислотный оксид.
Одно из важнейших свойств любого кислотного оксида – взаимодействие с основаниями. При пропускании СО2 через известковую воду раствор мутнеет.
Слайд 10

7. Применение СО2

  • бальнеологические процедуры – углекислые и гидрокарбонатные ванны усиливают обмен веществ, укрепляют кровеносную и нервную системы;
  • внутреннее применение минеральных природных вод: углекислых (нарзан) и гидрокарбонатных (боржоми) при заболевании ЖКТ, двенадцатиперстной кишки и др.;
  • смесь 94% О2 и 6% СО2 (карбоген) применяется при задержке дыхания и отравлениях наркотиками, угарным газом и др. После операций больным иногда дают вдыхать карбоген для профилактики воспаления легких;
  • сроки хранения пищевых продуктов в атмосфере СО2 значительно увеличиваются по сравнению с обычными (углекислый газ не поддерживает жизнедеятельность бактерий и грибков плесеней);
  • повышенное содержание СО2 в воздухе теплиц стимулирует рост растений («углекислое удобрение») – «парниковый» эффект;
  • «сухой лед» – охлаждающее средство (хладоагент), используется также для замораживания тканей в гистологии, дерматологии и т. д.;
  • углекислый газ применяют в огнетушителях, так как СО2 не поддерживает горения;
  • углекислый газ – исходное вещество для синтеза мочевины, соды и других солей угольной кислоты;
  • углекислый газ используется для газирования безалкогольных и алкогольных напитков;

Слайд 11
Мы подробно рассмотрим использование СО2 в углекислотный огнетушителях

Как говорил академик Владимир Иванович Вернадский: « Все живое вещество в конечном итоге в значительной части своей массы происходит из углекислого газа атмосферы или углекислого газа растворенного в воде, так как это единственный источник, из которого оно извлекает потребный ему кислород»

III Заключительная часть

1. Выявление понимания изучаемого материала.

– Какие существуют оксиды углерода?
– Какой тип химических связей характерен для СО и СО2?
– Каковы физические свойства оксидов углерода?

2. Закрепление изучаемого материала

Расставить коэффициенты методом электронного баланса.

IV. Домашнее задание: § 29.