Автор и герой в автобиографическом произведении К.Г. Паустовского "Повесть о жизни" (анализ главы "Гардемарин")

Разделы: Литература


Целью урока является создание условий для:

  1. формирования у учащихся понятий “автобиографическое произведение”, “герой произведения”, “автор” через анализ главы “Гардемарин” “Повести о жизни”;
  2. развития умений анализа литературного и жизненного материалов, навыков выразительного осознанного чтения, работы в команде;
  3. воспитания бережного отношения к слову, к искусству слова, воспитание через ознакомление с биографией К.Г.Паустовского.

Материалы и оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, учебная доска, рабочая тетрадь.

Форма проведения урока: фронтальная, индивидуальная, парная.

Методы проведения урока: эвристический, объяснительно-иллюстративный, технология критического мышления, ИКТ.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Время проведения: 1 академический час (45 минут).

Ход урока

I. Стадия вызова.

1. Вступительное слово учителя.

Педагог акцентирует внимание ребят на том, что подбор произведений, которые они изучают в 6 классе, позволяет представить жизнь их сверстников, представленную разными авторами.

2. Мозговой штурм.

Задание 1.

Назовите черты характера литературных персонажей, ваших ровесников.

На данном этапе принимаются все версии и фиксируются учителем на доске.

Задание 2.

Выделите из перечисленных те качества, которыми, по вашему мнению, обладаете вы.

Что, как вам кажется, сближает вас и литературных героев? Почему это происходит?

Какое произведение мы можем назвать автобиографическим?

3. Целеполагание.

Учитель предлагает ученикам самостоятельно определить тему занятия и цели, затем происходит сопоставление предложенных вариантов с вариантом учителя.

II. Стадия осмысления.

1. Знакомство с автором произведения, которому посвящено занятие.

2. Работа с текстом. Чтение “со стопами” и комментированное.

Учитель перед чтением каждого из отрывков просит ребят подумать над тем, чему может быть посвящена та или иная часть текста, а после ознакомления сравнить предполагаемый вариант с имеющимся литературным материалом.

– Глава называется “Гардемарин”, как вы думаете, кто такой гардемарин? Почему автор назвал эту главу именно так?

Учащиеся высказывают свои предположения, принимаются все версии.

“Гардемарин”

1 этап.

…Однажды весной я сидел в Мариинском парке и читал “Остров сокровищ” Стивенсона. Сестра Галя сидела рядом и тоже читала. Ее летняя шляпа с зелеными лентами лежала на скамейке. Ветер шевелил ленты.

Галя была близорукая, очень доверчивая, и вывести ее из добродушного состояния было почти невозможно.

Утром прошел дождь, но сейчас над нами блистало чистое небо весны. Только с сирени слетали запоздалые капли дождя.

Девочка с бантами в волосах остановилась против нас и начала прыгать через веревочку. Она мне мешала читать. Я потряс сирень. Маленький дождь шумно посыпался на девочку и на Галю. Девочка показала мне язык и убежала, а Галя стряхнула с книги капли дождя и продолжала читать.

И вот в эту минуту я увидел человека, который надолго отравил меня мечтами о несбыточном моем будущем.

– Совпали ли первоначальные версии? Узнали мы, кто такой гардемарин? С кем мы познакомились? О чём пойдёт речь дальше?

2 этап.

По аллее легко шел высокий гардемарин с загорелым спокойным лицом. Прямой черный палаш висел у него на лакированном поясе. Черные ленточки с бронзовыми якорями развевались от тихого ветра. Он был весь в черном. Только яркое золото нашивок оттеняло его строгую форму.

В сухопутном Киеве, где мы почти не видели моряков, это был пришелец из далекого легендарного мира крылатых кораблей, фрегата “Паллада”, из мира всех океанов, морей, всех портовых городов, всех ветров и всех очарований, какие связаны были с живописным трудом мореплавателей. Старинный палаш с чёрным эфесом как будто появился в Мариинском парке со страниц Стивенсона.

Гардемарин прошел мимо, хрустя по песку. Я поднялся и пошел за ним. Галя по близорукости не заметила моего исчезновения.

– Верными были наши предположения? Кто такой гардемарин? Что такое фрегат, эфес? Что нового узнали о герое? О чём пойдёт речь дальше?

3 этап.

Вся моя мечта о море воплотилась в этом человеке. Я часто воображал себе моря, туманные и золотые от вечернего штиля, далекие плаванья, когда весь мир сменяется, как быстрый калейдоскоп, за стеклами иллюминатора. Боже мой, если бы кто-нибудь догадался подарить мне хотя бы кусок окаменелой ржавчины, отбитой от старого якоря! Я бы хранил его, как драгоценность.

Гардемарин оглянулся. На черной ленточке его бескозырки я прочел загадочное слово: “Азимут”. Позже я узнал, что так назывался учебный корабль Балтийского флота.

Я шел за ним по Елизаветинской улице, потом по Институтской и Николаевской. Гардемарин изящно и небрежно отдавал честь пехотным офицерам. Мне было стыдно перед ним за этих мешковатых киевских вояк. Несколько раз гардемарин оглядывался, а на углу Меринговской остановился и подозвал меня.

– Что верного в наших предположениях? Что такое азимут? О чём мечтал герой? Чем закончится встреча с гардемарином?

4 этап.

– Мальчик, – спросил он насмешливо, – почему вы тащились за мной на буксире?

Я покраснел и ничего не ответил.

– Все ясно: он мечтает быть моряком, – догадался гардемарин, говоря почему-то обо мне в третьем лице.

– Я близорукий, – ответил я упавшим голосом.

Гардемарин положил мне на плечо худую руку:

– Дойдем до Крещатика.

Мы пошли рядом. Я боялся поднять глаза и видел только начищенные до невероятного блеска крепкие ботинки гардемарина.

На Крещатике гардемарин зашел со мной в кофейную Семадени, заказал две порции фисташкового мороженого и два стакана воды. Нам подали мороженое на маленький трехногий столик из мрамора. Он был очень холодный и весь исписан цифрами: у Семадени собирались биржевые дельцы и подсчитывали на столиках свои прибыли и убытки.

Мы молча съели мороженое. Гардемарин достал из бумажника фотографию великолепного корвета с парусной оснасткой и широкой трубой и протянул мне:

– Возьмите на память. Это мой корабль. Я ходил на нем в Ливерпуль.

Он крепко пожал мне руку и ушел. Я посидел еще немного, пока на меня не начали оглядываться потные соседи в канотье. Тогда я неловко вышел и побежал в Мариинский парк. Скамейка была пуста. Галя ушла. Я догадался, что гардемарин меня пожалел, и впервые узнал, что жалость оставляет в душе горький осадок.

– Что собой представляет корвет? Какой вывод делает герой после разговора с гардемарином? Могли ли мы предвидеть подобный исход? Как это характеризует героя? Какие могут последствия встречи, кроме горького вывода?

5 этап.

После этой встречи желание сделаться моряком мучило меня много лет. Я рвался к морю. Первый раз я видел его мельком в Новороссийске, куда ездил на несколько дней с отцом. Но этого было недостаточно.

Часами я просиживал над атласом, рассматривал побережья океанов, выискивал неизвестные приморские городки, мысы, острова, устья рек.

Я придумал сложную игру. Я составил длинный список пароходов со звучными именами: “Полярная звезда”, “Вальтер Скотт”, “Хинган”, “Сириус”. Список этот разбухал с каждым днем. Я был владельцем самого большого флота в мире.

Конечно, я сидел у себя в пароходной конторе, в дыму сигар, среди пестрых плакатов и расписаний. Широкие окна выходили, естественно, на набережную. Желтые мачты пароходов торчали около самых окон, а за стенами шумели добродушные вязы. Пароходный дым развязно влетал в окна, смешиваясь с запахом гнилого рассола и новеньких, веселых рогож.

Я придумал список удивительных рейсов для своих пароходов. Не было самого забытого уголка земли, куда бы они ни заходили. Они посещали даже остров Тристан д’Акунью.

Я снимал пароходы с одного рейса и посылал на другой. Я следил за плаваньем своих кораблей и безошибочно знал, где сегодня “Адмирал Истомин”, а где “Летучий голландец”: “Истомин” грузит бананы в Сингапуре, а “Летучий голландец” разгружает муку на Фарерских островах.

Для того чтобы руководить таким обширным пароходным предприятием, мне понадобилось много знаний. Я зачитывался путеводителями, судовыми справочниками и всем, что имело хотя бы отдаленное касательство к морю.

Тогда впервые я услышал от мамы слово “менингит”.

– Он дойдет бог знает до чего со своими играми, – сказала однажды мама. – Как бы все это не кончилось менингитом.

Я слышал, что менингит – это болезнь мальчиков, которые слишком рано научились читать. Поэтому я только усмехнулся на мамины страхи.

Все окончилось тем, что родители решили поехать всей семьей на лето к морю.

Теперь я догадываюсь, что мама надеялась вылечить меня этой поездкой от чрезмерного увлечения морем. Она думала, что я буду, как это всегда бывает, разочарован от непосредственного столкновения с тем, к чему я так страстно стремился в мечтах. И она была права, но только отчасти.

– Совпали ли наши первоначальные представления о содержании и герое произведения? Что мы узнали о главном герое?

3. Работа с таблицей ассоциаций в группах.

Задание.

Заполните графы таблицы, посвящённые герою произведения. Представьте результаты в устной и письменной форме.

 

мечты

увлечения

черты характера

звуки

цветовая гамма

герой

         

автор

         

III. Стадия рефлексии.

  1. Анализ результатов работы групп.
  2. Работа с синквейном о К.Г.Паустовском.

Задание.

  1. Прослушайте синквейн о К. Г. Паустовском.
  2. Заполните графы таблицы, посвящённые писателю.
  3. Опираясь на данные таблицы, ответьте на вопрос: “Можем ли мы назвать “Повесть о жизни” автобиографическим произведением?”
  4. Домашнее задание.

Подготовьте сообщение на тему: “Автор и герой автобиографического произведения” или проиллюстрируйте понравившийся эпизод из главы “Гардемарин”.

Презентация

Приложение