Урок математики в "Интегральной образовательной технологии"

Разделы: Математика


Одной из важнейших проблем является заметное снижение интереса учащихся к предметам естественно-математического цикла, что во многом обусловлено объективной сложностью математики. К тому же, вызывает неудовлетворённость недостаточная продуманность и разработанность действующих программ и учебников для общеобразовательных школ, а для открытых (сменных) общеобразовательных школ учебников и во все нет. А ведь здесь обучаются учащиеся, у которых большой перерыв в образовании, занятость на работе, слабые математические знания правил, терминов, методов решения задач за курс основной школы.

Целями проведения уроков в «Интегральной образовательной технологии» являются следующие положения:

  • Создание оптимальных условий для развития мышления учащихся в процессе обучения математике.
  • Преодоление некоторых противоречий процесса обучения.
  • Повышение и развитие интереса учащихся к математике.

Интегральная образовательная технология позволяет обеспечивать развитие личности на базе хорошо усвоенного предметного содержания.
Минимальной единицей учебного процесса в Интегральной технологии является блок уроков.
Три элемента, которыми он завершается – обобщающее повторение, контроль и коррекция – присутствуют в любой образовательной технологии.

Организационные формы уроков в разных элементах блока.

Вводное повторение. Требующаяся в этом элементе блока форма урока имеет интерактивный информационный режим. Во время беседы учитель задаёт ученикам целесообразно подобранные вопросы. Ученики, отвечая на эти вопросы, восстанавливают в оперативной памяти необходимые сведения.

Изучение нового материала (основной объём). Для этого элемента предпочтительна форма лекции, позволяющая компактно передать ученикам укрупнённую дидактическую единицу.

Тренинг-минимум. Чтобы довести до автоматизма умение решать шаблонные задачи, соответствующие минимальному уровню планируемых результатов обучения, сначала задаются эти шаблоны посредством бесед. Постепенно они переходят в самостоятельную работу учеников. Промежуточным шагом является использование практикума, когда весь класс делится на группы и закрепление проходит через общение учеников между собой в ходе решения задач.

Изучение нового материала (дополнительный объём). Особенность этого материала состоит в том, что одни ученики должны разобраться во всём и овладеть на уровне применения, другим полезно разобраться и понять идеи, третьим достаточно познакомиться. Адекватной формой для такого изучения нового материала является семинар.

Развивающее дифференцированное закрепление. В этом элементе блока уроков осуществляется активное использование групповой работы, урок в форме семинара-практикума.

Обобщающее повторение позволяет ученикам увидеть всю тему целиком, получить некое системное знание её, понять своё собственное место в предметном поле.

Контрольный урок представляет собой обычно трёхуровневый письменный зачёт, причём структура контрольного задания повторяет структуру задания домашнего: два-три задания минимального уровня, одно-два задания уровня 1, одно задание уровня 2.

На уроке коррекции ученики могут объединиться в группы и сообща анализировать свои работы. Ученики, которые получили высший балл, могут на этом уроке работать с учителем, или решать нестандартные задачи, или помогать товарищам.

Каждый ученик имеет право

  • самостоятельно планировать свою домашнюю работу и во времени, и в объёме;
  • выполнять любую часть, любую часть любой части, не выполнять ничего;
  • расширять и дополнять задание задачами из других источников в расчёте на помощь учителя как эксперта.

На уроке обобщающего повторения ученики могут задать любые вопросы в связи со своей домашней работой.

Домашние задания с урока на урок также возможны – как для всего класса, так и для отдельных учащихся или их групп. Такое домашнее задание должно быть обязательно проверено у всех, кому оно задано.

Многие ученики выполняют задания медленно в силу сложившихся психотипов. Каждый ученик может пересдать с целью повышения оценки любую из ранее сданных тем в физических границах учебного года. Делается это именно на уроках коррекции.

Интегральная технология – одна из немногих, где применение компьютера является естественным и необходимым.
В первом закреплении – тренинге – минимум – компьютер используется как обучающая машина. Успешность тренинга во многом определяется возможностью обеспечить каждому ученику

Во втором закреплении – развивающем дифференцированном закреплении – компьютер применяется как средство усиления интеллекта для групп, работающих над задачами общего и особенно продвинутого уровней.

При работе в таких группах ученики выполняют содержательную часть задач (нахождение идеи решения, различных вариантов, взаимосвязей с другими задачами и так далее), а техническую (расчёты, построения, преобразования и прочее) делают машины. Следовательно, применяются программы-исполнители, имитационные и моделирующие программы, базы данных, электронные таблицы, текстовые процессоры и графические редакторы, а также другие программы, свойственные производственным применениям ЭВМ. Широко могут использоваться ресурсы Сети и обслуживающие их программы.

ТЕМА «Показательная, логарифмическая, степенная функции» (по теме 36 часов, урок 35-й по теме)
БЛОК ОП (Обобщающее повторение)

Тема урока «Производная показательной, логарифмической, степенной функции»
Цели урока
Обучающая Развивающая Воспитывающая
Обеспечить обобщение и систематизацию знаний и умений учащихся по теме
«Показательная, логарифмическая, степенная функции»
Создать условия для развития познавательных процессов: память, внимание, логическое мышление, умение сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщать и систематизировать. Организовать деятельность учащихся по реализации обучающей и развивающей целей, которая поможет воспитанию уверенности в том, что все трудности при трудолюбии и ответственном отношении могут быть преодолены.
Оборудование Компьютеры, мультимедийная установка, инструктивные карты для учащихся.
Используемые формы работы на уроке Групповая (парная)
Фронтальный опрос
Формы контроля Контроль учителя, самоконтроль учащихся, взаимоконтроль
УМК Колмогоров А.Н.
Используемая технология Интегральная образовательная технология
Информационные технологии (компьютер).

Деятельность учителя

Этапы урока

Содержание урока
Деятельность учащихся.

Мотивация учащихся.
Определение темы урока, содержания, цели.

1
5 мин.
Кроссворд (Приложение 1)
Ответьте на вопросы и определите тему и цель урока, чем будем заниматься.
Подготовка к активной деятельности на основном этапе урока. II
5 мин.
Формулы производных.
Прояви инициативу, выйди к доске
и собери правильно формулу!
Актуализация знаний и умений. III
10 мин.
Работа в парах.
Найдите производные функций.
(Приложение 2)
Развитие внимания, памяти. IV
3 мин.
Работа с компьютером (Приложение 3).
Просмотрите презентацию о числе е. Сколько раз повторяется число 30?
Что узнали нового?
Контроль знаний и умений. V
15мин.
Работа в парах. Самоконтроль.
Выполните самостоятельную работу (работа выполняется в тетрадях для тестов).
Из неиспользованных букв соберите слово.
Информация о домашнем задании. VI
2мин.
Домашнее задание.
Карточка
Установление обратной связи. VII
5мин.
Рефлексия.
Напишите телеграмму учителю: 6-7 слов по поводу урока, трудностей, к чему следует вернуться.

КАРТОЧКА ДЛЯ УЧАЩЕГОСЯ

Цель: обобщить и систематизировать знания по теме «Производная показательной, логарифмической, степенной функции».

Этапы

Содержание урока

Задачи урока
Цель этапа урока

I
5 мин.

Кроссворд.
Ответьте на вопросы и определите тему и цель урока. Чем будем заниматься на уроке?
Сформулировать тему урока. Поставить цели и содержания урока.

II
5 мин.

Прояви инициативу, выйди к доске и собери правильно формулу!
Повтори формулы
(компьютер – «ученик» – рабочий стол –
«формулы производных» или «тренажер»).
Повторить формулы производных показательной, логарифмической, степенной функций.

III
10 мин.

Подпишите в тетради число, тему.
Найдите производные функций:

1) 2)
3)
4) 5)
6)

Проверьте решение.

Повторить и закрепить знания и умения находить производные функций.

IV
3 мин.

Просмотрите презентацию о числе е.
Что узнали нового?
Сколько раз повторяется число 30?
Как можно запомнить число е?
Знакомство с исторической справкой о числе е. Установка межпредметных связей.

V
15 мин.

Какие задания встречаются чаще в вариантах ЕГЭ 2010 года по этой теме?
Выполните самостоятельную работу
(работа выполняется в тетрадях для тестов).

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

1. Найдите производную функции:
.

Г) 25+4е Б) 25x Е) 8

2. Найдите значение производной в точке хo:
, хo = е.

А) 2е Р) е В) 2

3.Найдите угловой коэффициент касательной, проведенной к графику функции в его точке с абсциссой хo = 1.

А) 1,4 Г)2 Е)7

4. Найдите точку максимума функции .

Л) 0 И)1 М) нет

5. Найдите наименьшее значение функции .

Т) 0 М) –2 Я) –1
Контроль и самоконтроль

Выпиши буквы соответствующие верным ответам.

Из неиспользованных букв составьте слово.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
ЗА УРОК:
Заданий на уроке– 11.
За каждое верно выполненное задание один балл.

«3» «4» «5»
6-7
баллов
8-9
баллов
10-11
баллов

VI
2 мин.

Карточка для домашней работы. Домашнее задание.

VII
5 мин.

Напишите телеграмму учителю:
6-7 слов по поводу урока, трудностей, к чему следует вернуться.
Рефлексия.
Обратная связь.