Математическая игра для учащихся 5–6-х классов "Математические следопыты"

Разделы: Математика, Внеклассная работа


Игра Математические «Следопыты» состоит из двух элементов: инструктажа и «поиска пакета». Игра проводится в актовом зале. «Следы» размещаются под сиденьями в рядах зрительного зала. Отряды «Следопытов» – это команды учащихся из пяти человек от каждого класса. За каждой командой закреплён один десятиклассник – консультант, который наблюдает за процессом решения задач и во время указывает на ошибку в решении (в зависимости от ошибки происходит снятие баллов от 0,5 до 2). Консультант проверяет верность найденного ответа. У консультанта есть ответы на все конкурсы закреплённой команды. В зале организуется  справочный отдел. Это стол с табличкой «Справочный отдел», где лежат необходимые книги, справочники.  

Здравствуйте!
«Сегодня мы с вами собрались на игру, посвящённую самой древней и вечно молодой науке Математике. И игра наша называется «Математические следопыты». «Следопыт» – это человек, который собирает сведения, материалы прошлого – следы исторического прошлого. В нашем случае следы – это числа – ответы, полученные в задачах, примерах, по которым вы будете вести поиск. Представление жюри и консультантов.
Каждая команда выбирает капитана.

Инструктаж

  1. Капитан отвечает за дисциплину и порядок в команде, руководит поиском, выбирает связного.
  2. Капитан получает конверт, вскрывает его, читает указание и сам раздаёт задачи для решения.
  3. После того как задачи решены, даётся указание, по которому определяется число, являющееся следом. Это два числа. Первое из них указывает ряд, а второе место, где находится задание и т. д.
  4.  В зале должна быть тишина, царить организованность. Решаем молча, очень внимательно, без спешки. Ошибка поведёт по ложному следу.
  5. Капитан вскрывает пакеты, а ищет их сам или тот кого он назначит.
  6. После решения пакеты сдаются, проверяется правильность решения.
  7. Если возникли затруднения, то обращаетесь в справочный отдел или к консультанту, закреплённому за вами.
  8. Если нарушается дисциплина, то удаляетесь.
  9. Каждое правильно выполненное задание оценивается от 2 до 5 баллов. Побеждает команда, быстрее справившаяся и набравшая больше баллов.

Начало игры: Внимание! Получено срочное задание: «Найти спрятанный пакет!»
Капитаны отрядов «следопытов», получите задание и приступайте к поиску. (Капитаны получают конверты, начинается поиск.)»[1].

Игра состоит из 6 конкурсов.

1 конкурс (5 б)

Вычисли:

  1. 3,44 : 0,4 + 24,56;
  2. (13 – 9,5 : 3,8) • 0,3;
  3. (16,1 : 4,6 – 3,07) • 0,2;
  4. (1,3 • 2,8 + 1): 0,8;
  5. (3,7 • 2,3 – 5): 0,3.

2 конкурс (5 б)

Решить уравнения:

  1. (х + 2,3) • 0,2 = 0,7;
  2. (2,8 – х): 0,3 = 5;
  3. 3.8 • (х – 0,2) = 2,28;
  4. (х + 24,3) : 18,3 = 3,1;
  5. (у – 15,7) : 19,2 = 4,7.

3 конкурс (2 б)

Задача на ступне

Из листа бумаги вырезан след человеческой ступни и на нём написана задача:
Два комбайнера убрали пшеницу с 64,2 га. Сколько гектаров убрал каждый комбайнер, если первый убрал на 2,8 га меньше, чем второй?

4 конкурс. Геометрический (3 б)

1. Вычисли градусную меру угла АОВ, используя рис. 1.

2. На рис. 2. угол 1 меньше угла 2 в 3 раза. Найти угол 1 и угол 2.

3. Сколько отрезков на данной прямой? (рис. 3)

5 конкурс. Задачи на смекалку (5 б)

  1. Пять стогов и семь стогов сена свезли и сложили вместе. Сколько стогов получилось?
  2. У мальчика столько же сестёр, сколько и братьев, а у его сестры вдвое меньше сестёр, чем братьев. Сколько в этой семье братьев и сколько сестёр?
  3. Найти дробь, числитель которой меньше знаменателя и которая не изменяется, если её перевернуть «вверх ногами».
  4. Кирпич весит 1,4 кг и ещё пол – кирпича. Сколько весит кирпич?
  5. Сколько будет, если к пуду прибавить 17 фунтов? Выполнить в килограммах.

6 конкурс. Знай теорию и умей её применять! (5 б)

(Каждой команде составляются  свои вопросы)

1)  Сформулируйте признак делимости на 9.
2)  Какое число является наименьшим общим кратным чисел m и  n, если число m кратно числу n ?
3)  Существует ли прямоугольник, стороны которого выражаются натуральными числами, а периметр – простым числом?
4)  Как найти наименьшее общее кратное нескольких чисел?
5)  Какая точка ближе к точке М(5), если  А(3,9); В(6,1)?
6)  Что называют сокращением дробей?
7)  Как найти наименьший общий знаменатель двух дробей, если их знаменатели взаимно простые числа?
8)  Как по записи натурального числа определить делится оно без остатка на 10 или нет?
9)  Какие натуральные числа называются простыми?
10)  Какое число называется делителем данного натурального числа?
11)  Какое число будет наименьшим общим знаменателем двух дробей, если один знаменатель кратен другому?
12)  Какую дробь называют несократимой?
13)  Сформулируйте признак делимости на 3.
14)  Каким числом является число 1? Почему?
15)  Какие числа называются составными?
16)  Как найти дополнительный множитель?
17)  Какое число и кратно «n» и является делителем «n»?
18)  Как записать в виде дроби натуральное число?
19)  Как по записи натурального числа определить делится оно без остатка на 5 или нет?

Класс

                                 Ответы к конкурсам       
       1        2        3        4        5
   6 «А»     (6;7)     (2;8) Окно7,с307   (13;5)   (14;9)
   6 «Б»    (16;7)     (8;2)       (7;3)   (10;8)   (12;9)
   6 «В»    (11;7)     (2;3) Окно5,с335   (7;8)   (2;2)
   6 «Г»    (15;8)     (3;4)       (5;3)   (17;4)   (9;3)
   6 «С»    (8;6)     (4;8)       (3;5) (14;3)   (6;9)

В шестом конкурсе за правильный ответ на вопрос даётся 1 балл. Всего за этот конкурс начисляется 5 баллов.

Задания к каждому конкурсу для 6 «А»

1) Выписать, получившиеся ответы по порядку в строчку без запятых 3316315008658117. Четвёртая цифра в записи – это номер ряда, а последняя – это номер места. Там и найдёте след.(6;7)
2) Найти среднее арифметическое ответов. В полученном числе (141,67 : 5 = 28,334) цифра в разряде десятков – это ряд, а в разряде единиц – это место. (2;8)
3) В ответе цифра десятых меньшей площади укажет номер окна, а это же число без запятой укажет страницу, где лежит следующее задание.  (окно 7, стр. 307)
4) Выписать по порядку полученные ответы (1157080451356) Четвёртая и третья цифры с конца дают номер ряда, а вторая цифра с конца – место. (13;5)
5) Выписать все полученные цифры (ответы), не обращая внимания на запятую и дробную черту (1436928228). В записи первые две цифры дадут ряд, а пятая цифра – место. (14;9)

Задания к каждому конкурсу для 6 «Б»

1) Выписать по порядку из получившихся ответов цифры, стоящие в разряде десятых и сотых (16150887). В записи числа первые две цифры укажут ряд, а последняя – место. (16;7)
2) Найти среднее арифметическое, полученных ответов. (28,334.) В полученном числе цифра, стоящая в разряде единиц – это ряд, а в разряде десятков – место (8;2).
3) В ответе 30,7 цифра десятых меньшей площади укажет ряд, а цифра десятков – место (7;3).
4) Выписать по порядку полученные ответы 1157080451356. Первая и пятая цифра – это ряд, а шестая место.(10;8)
5) Выписать все полученные ответы (цифры), не обращая внимания на дробную черту и запятую 1436928228. Первая и шестая цифры – это ряд, а пятая цифра – место (12;9)

 Задания к каждому конкурсу для 6 «В»

1) Выписать по порядку получившиеся ответы (в строчку) без запятых 3316315008658117. В записи цифры, стоящие на втором и третьем месте с конца укажут ряд, а последняя цифра – место (11;7).
2) Найти среднее арифметическое, полученных ответов (28,334). В полученном числе цифра десятков – ряд, а цифра десятых – место. (2;3)
3) В ответе 33,5 цифра десятых большей площади – это номер окна, а это же число без запятой укажет страницу книги, где лежит задание.(5 окно, стр.335)
4) Выписать по порядку полученные ответы 1157080451356. Четвёртая цифра – ряд, шестая цифра – место.(7;8)
5) Выписать все полученные ответы (цифры), не обращая внимания на запятую и дробную черту (1436928228). Цифры, стоящие на восьмом и девятом месте укажут ряд и место (2;2).

Задания к каждому конкурсу для 6 «Г»

1) Выписать по порядку из получившихся ответов цифры, стоящие в разряде десятых и сотых 16150887. Третья и четвёртая цифра в записи укажут ряд, а вторая цифра с конца – место, где лежит след. (15;8)
2) Найти среднее арифметическое, получившихся ответов (28,334). В записи цифра разряда сотых будет ряд, а цифра в разряде тысячных – место (3;4).
3) В ответе 33,5 цифра разряда десятых большей площади укажет ряд, а цифра в разряде десятков – место (5;3).
4) Выписать по порядку полученные ответы 1157080451356. Цифры, стоящие на первом и четвёртом месте – ряд, а на восьмом месте – место (17;4)
5) Выписать все полученные ответы (цифры), не обращая внимания на запятую и дробную черту (1436928228). Цифра, стоящая на пятом месте – ряд, а на третьем – место (9;3).

Задания к каждому конкурсу для 6 «С»

1) Из получившихся ответов выписать самое маленькое число 0,086. В записи цифра разряда сотых укажет ряд, а цифра в разряде тысячных – место (8;6).
2) Найти среднее арифметическое, получившихся ответов (28,334). Цифра в разряде  тысячных – ряд, а в разряде единиц – место (4;8).
3) В ответе 33,5 цифра разряда единиц большей площади укажет ряд, а цифра в разряде десятых – место (3;5).
4) Выписать по порядку полученные ответы 1157080451356. Цифры, стоящие справа на четвёртом и шестом месте – ряд, а на третьем – место (14;3)
5) Выписать все полученные ответы (цифры), не обращая внимания на запятые и дробную черту (1436928228). Цифра, стоящая на пятом месте – место, а на четвёртом –ряд(6;9).

Литература:

  1. Е.А. Дышинский «Игротека Математического кружка» М., изд-во «Просвещение» 1972г.
  2. Отдыхаем с математикой: внеклассная работа по математике в 5-11 классах / авт.-сост. М.А. Иченская. – Волгоград: Учитель, 2006 г.
  3. Математика: Учеб. Для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – М.: Мнемозина, 2008 г.