Литературно-историческая композиция "Город-герой, ставший живой легендой"

Разделы: История и обществознание


65-летию Победы посвящается.

Цели:

  1. углубить знания учащихся об одной из наиболее ярких и героических страниц Великой Отечественной войны – 900-дневной блокаде Ленинграда;
  2. используя отрывки из воспоминаний ленинградцев-блокадников, поэтические и музыкальные произведения, репродукции картин, способствовать развитию чувства сопереживания людям, выстоявшим в тяжелые дни войны;
  3. развивать у учащихся чувства патриотизма и гражданственности.

Оформление зала: карта Великой Отечественной войны 1941-45 гг.; карта-схема блокадного Ленинграда; выставка книг о блокадном Ленинграде; фотографии, репродукции, плакаты, творческие работы; диск «От Кремля до Рейхстага».

1. Начало блокады.

1 ведущий. Наша встреча посвящается 65-летию снятия блокады Ленинграда.

Блокада – взятие в кольцо города, района противником.

В течение 900 дней вся страна, весь мир, затаив дыхание, ловили каждую весточку из Ленинграда, охваченную кольцом немецкой блокады.

Начиная войну с СССР, Гитлер намеревался сравнять с землей два города Москву и Ленинград. Уничтожить город на Неве с помощью военной силы не удалось, тогlа Гитлер в январе 1942г. Цинично сказал: «Ленинград мы не штурмуем сознательно. Ленинград выжрет себя сам…»

Главным оружием против ленинградцев стал голод и холод. Но ленинградцы выстояли и победили.

Звучит песня «Город на Неве».

2 ведущий. 23 июня 1941г. в Ленинграде прозвучали первые сигналы воздушной тревоги. Гитлер поставил задачу сравнять Ленинград с землей при помощи авиации. Но ни в июне, ни в июле фашистам  прорваться к городу не удалось. К концу сентября ситуация обострилась, армия фашистов вплотную придвинулась к городу. Армия «Север» полностью опоясала город. Лишь узкая полоска водного пространства по Ладожскому озеру связывала осажденный город с Большой землей, которая была названа «Дорогой жизни».

1 ведущий. Так с 4 сентября по 30 ноября 1941г. город обстреливался 272 раза обшей продолжительностью 430 часов.

8 ноября Гитлер заявил: «Тот, кто прошел от границы до Ленинграда, может пройти еще 10 километров и войти в город. В этом нельзя усомниться. Но в этом нет нужды». С Пулковских высот город лежал перед немцами, словно на ладони. Они видели дворцы, храмы, дома, памятники.

Убедившись, что город не взять, немецкое командование решило начать его планомерную осаду. 21 сентября был написан доклад «О блокадном Ленинграде», в котором говорилось: «Сначала мы блокируем Ленинград и разрушим его авиацией и артиллерией… Весной проникнем в город… вывезем все, что осталось живое, в глубь России или возьмем в плен, сровняем Ленинград с землей и передадим район севернее Невы Финляндии».

2 ведущий. Так началась почти 900-дневная блокада Ленинграда. В осажденном городе осталось 2 млн. 544 тыс. гражданского населения, из них около 400 тыс. детей.

Ленинград! Ленинград, наисмелый из смелых,
Величавый, суровый – кто не знает его!
Вот он, весь заснеженный, стоит под обстрелом,
Не сгибаясь, не дрогнув, не боясь ничего!
Он в дыму орудийном, но взор его ясен,
За войной и работой мы его застаем.
Он в легендах веков несказанно прекрасен
В несказанно великом геройстве своем.
Вкруг него непогода метелит лихая.
Бури небо таранят, вьюги бешенный вскрик.
И когда же он спит, плотно веки смыкая.
Иль немножко подремлет, хоть на час, хоть на миг?

1 ведущий. Но город жил. Строг и суров был облик города. Он, фронтовой город, научился жить под бомбежками, под артобстрелом, не смотря на нестерпимый голод и холод. Город стал крепостью. Главную силу города в это время испытаний составляли его жители.

2 ведущий.  Писатель Николай Тихонов, всю блокаду находившийся в Ленинграде, так описывал город зимы 1942г.: «Машины и трамваи вмерзли в лед и стояли как изваяния на улицах, покрытые белой корой. Над городом полыхало пламя пожаров. Наступили дни, которых бы не смог бы выдумать неуемный писатель-фантаст. Картины Дантова ада померкли, потому что были они только картинками, а здесь сама жизнь взяла на себя труд показывать удивленным глазам небывалую действительность. Она поставила человека на край бездны, как будто проверяла, на что он способен, чем он жив, где берет силы…».

«Когда враг приблизился к городу, он даже не мог представить себе всю силу той ненависти, какой кипели ленинградские люди, всей мощи сопротивления, всей гордости ленинградцев за свой город, всей их решимости бороться до конца, бороться, если это надо будет, не только на подступах к городу, но и на его улицах, сражаться за каждый дом, за каждый переулок… Единственное, на чем сосредоточили ленинградцы свои мысли – отстоять город, разбить врага, уничтожить». 

1 ведущий. Всюду шла напряженная работа многих тысяч людей: на заводах и фабриках, на улицах и площадях. Люди работали по 12-14 часов в сутки. Ленинградцы недоедали, недосыпали, но работали. В ноябре-декабре 1941г. Производство снарядов и мин на ленинградских предприятиях превышало миллион штук в месяц.

Солдаты и население прилагали все усилия к тому, чтобы не допустить врага в Ленинград. Возводили баррикады и противотанковые препятствия, построено 4100 дотов и дзотов, оборудовано 20 тысяч огневых точек. Заводы и фабрики были заминированы. Гражданское население рыло окопы и было готово к боям

«Шел ленинградский паренек» - песня

2. Голод.

2 ведущий. Артобстрелы, труд до изнеможения, ожидание писем с фронта оказалось ничем по сравнению с голодом, который испытал Ленинград в те страшные дни.

Голод начался в Ленинграде с 13 ноября 1941г. Норма хлеба населению была снижена. Теперь рабочие и инженерно-технические работники получали 300 граммов хлеба, а все остальные – по 150 граммов. Через неделю, когда прекратилась навигация по Ладожскому озеру и в Ленинград почти совсем перестали поступать продукты, и этот скудный паек пришлось урезать до 250 и 125 граммов в сутки.

Просмотр отрывка из диска «От Кремля до Рейхстага».

О, ночное воющее небо,
Дрожь земли, обвал невдалеке,
Бедный ленинградский ломтик хлеба –
Он почти не весит на руке…
Для того чтоб жить в кольце блокады,
Ежедневно смертный слушать свист, –
Сколько силы нам, соседка, надо,
Сколько ненависти и любви…

3 ведущий. Из воспоминаний А.П. Остроумовой-Лебедевой». Голод, Ведь подумать только, что заключается в этом слове, сколько драм, сколько страданий, сколько безвестных смертей! Мне жаль смотреть на моих племянников Петя и Бобу. Они как бумага, бледные, худые. День ото дня становятся апатичнее и угнетенее. Поражает количество покойников, которых везут по всем направлениям…

Едим столярный клей. Ничего. Схватывает иногда нервная судорога от отвращения, но я думаю, что это от излишнего воображения. Он, этот студень, не противен. Если положить в него корицу или лавровый лист…

Часто ночью, а иногда и днем мне покажется, что окружающая меня действительность есть только страшный сон, наполненный кошмарными сновидениями. Какой нормальный человек за несколько лет до этого мог предположить, что когда-нибудь Ленинград будет переживать такие тяжкие испытания, что жители его тысячами будут умирать от голода. Но безумие Гитлера не имеет границ. Он посягнул на наш прекрасный город, а мы не можем отдать его. Не можем и не должны».

4 ведущий. Из дневника школьницы Вали: «Я теперь отлично понимаю, что такое голод. Раньше я точно не представляла этого ощущения. Правда, меня немного тошнит, когда я ем мясо кошки, но я так хочу есть, то и противное кажется вкусным. Да я ли одна так голодна? Кто же в этом виноват? Я никогда не была злой. Я всем старалась сделать что-нибудь хорошее. А теперь я ненавижу этих сволочей немцев за то, что исковеркали нашу жизнь, наш город». (Показ cлайда 12 диск «От Москвы до Рййхстана».)

1 ведущий. Ели все: сначала съели собак и кошек, вскоре не стало крыс. Паек по карточкам был минимальным и то только работающим. Страшно было, если ты потеряешь или украдут карточки – тогда смерть тебе и твоей семье. (Показ слайда 8 диск «От Москвы до Рййхстана».)

В конце ноября ударили морозы. Ртуть в термометре приближалась к отметке 40 градусов. Замерзли водопроводные и канализационные трубы, жители остались без воду. Вскоре подошло к концу топливо. Перестала работать электростанция, в домах погас свет, внутренние стены квартир покрылись изморозью.

Ленинградцы устанавливали печки-времянки. В них сжигали все: мебель, полы, книги.

3 ведущий. Из воспоминаний восьмилетней Жанны: «Страшный холод. Все время холод, под одеялом, в шубе – и все равно холод. Еще огромная корзина, в которой носила мать обед. Как-то не существовало ни утра ни вечера. Ничего. Казалось, что темень страшная все время. Из времени помню только час, когда мама должна была покормить меня. Иногда я знала, что утро, иногда не знала, потому что практически мы не спали, а в какой-то дреме ночью были. Говорят – хлеб спит в человеке. А поскольку хлеба не было, нам не спалось».

Ленинградская поэма (отрывок).

Со слов «Я как рубеж запомню вечер……» до «мне для живых не жаль – не думай».

2 ведущий. Смерть была везде. Не было уже ни сил, ни возможностей похоронить. У кого были силы, те везли своих родных на саночках, на листе фанеры, завернутых в одеяло или простынь. Люди падали на ходу и умирали. Набирали воду в Неве, а сил донести обратно уже не было. Дети просыпались рядом с умершими родителями и вскоре умирали рядом с ними.

4 ведущий.  Из воспоминаний Игнатович З.А «Впереди меня стоял мальчик, лет девяти. Он был затянут каким-то платком, потом одеялом ватным, мальчик стоял промерзший. Холодно. Часть народа ушла, часть сменили другие, а мальчик не уходил. Я спрашиваю этого мальчишку: «А ты чего не пойдешь погреться?» А он: «Все равно дома холодно». Я говорю:»Что же ты один живешь?» - «Да нет с мамкой». – «Так что же мамка не может пойти?» – «Да нет не может. Она мертвая.». Я говорю: «Как мертвая?!» – «Мамка умерла, жалко ведь ее. Теперь-то я догадался. Я ее теперь только на день кладу в постель, а ночью ставлю к печке. Она все равно мертвая. А то холодно от нее».

1 ведущий. Немцы ждали, что голод и холод заглушат в ленинградцах все человеческое, что из-за куска хлеба или полена дров они предадут свой город. Но этого не произошло.

Они зимой, чтоб как-нибудь согреться.
Хоть на мгновенье, книги, письма жгли.
Но нет садов и парков по соседству,
Которых бы они не сберегли.
Не счесть погибших в зимнее сраженье.
Никто не знает будущих утрат.
Деревья остаются подтвержденьем,
Что, как Россия, вечен Ленинград!
Им над Невой шуметь и красоваться,
Шагая к людям будущих годов.
…Деревья, поклонитесь ленинградцам,
Закопанным в гробах и без гробов.

3. Дорога жизни.

Ленинград ждал помощи. Их не оставят, спасут. Спасение могло прийти только с Ладожского озера, именно там была «дорога жизни».  Дорога жизни… Эти слова не нужно брать в кавычки. В них заключен буквальный, прямой смысл.

20 ноября толщина льда достигала 180 мм. На лед вышли конные обозы. 22 ноября наступил тот долгожданный день, когда на лед вышли машины. Соблюдая интервалы, на небольшой скорости, по следу лошадей поехали они за грузом. Казалось, самое страшное теперь позади, но суровая действительность опрокинула все ожидания.

Днем и ночью, под бомбами и снарядами, пробивались к блокированному городу по льду Ладожского озера автомашины с продовольствием.

 «Ленинградская поэма» (отрывок).

Со слов «Прожив декабрь, январь, февраль»………до «С огнем и кровью пополам».

Показ слайда 18 диск «От Москвы до Рййхстана».

4. Дети блокады.

2 ведущий. Но фашисты просчитались. Город жил и не собирался сдаваться. Вызовом врагу была работа 39 школ в осажденном городе. Не хватало еды, дров, теплой одежды, но многие дети учились. Учителя имели два плана уроков на день: один для работы в нормальных условиях, другой – на случай артобстрела. В школах стало необычайно тихо, дети перестали бегать, шуметь на улице, их бледные и изможденные лица говорили о тяжелых страданиях. Урок длился 20-25 минут: больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, было очень холодно, что замерзали чернила. Ученики шатались от голода. Дистрофия, прибавилась цинга. Кровоточили десна, шатались зубы. Ученики умирали не только дома, но и в классах.

3 ведущий.  Из воспоминаний школьницы Тани «Обед в школе давать прекратили. Все по карточкам. Хлеба, наверное завтра убавят. Учителя советуют подтянуть кушаки. Пока с учебой все благополучно. Имею две четверки и одну пятерку, а троек нет. С едой очень плохо. Голова кружится от недоедания. А что будет дальше  Надо все-таки учиться как можно лучше, все это зачтется на дороге предстоящей жизни! Надо мужаться! Быть выносливой и пока терпеть. Другого выхода нет».  

1 ведущий. У детей блокадного Ленинграда был свой мир, с особыми блокадной поры стал дневник маленькой Тани Савичевой: «Лека умер 17 марта в 5 часов трудностями и радостями, с собственной школой ценностей. Символом страшной утра 1942г., Мама 13 марта в 7.30 утра 1942г. Савичевы умерли все. Умерли. Все. Осталась одна Таня». Но в живых не осталась и Таня – она умерла в эвакуации.

2 ведущий. Сохранились и рисунки детей блокады. Трехлетний Шурик Игнатьев покрыл свой листок беспорядочными карандашными каракулями с небольшим овалом в центре. «Что ты нарисовал?» – спросили его. Он ответил: «Это война, вот и все, а посередине булка. Больше ничего не знаю».

Дети не только учились, но и работали вместе со взрослыми. В 12–15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы.

Мы может спросить, а для чего им ходить было в школу и работать, ведь они голодные, холодные дети – ответ прост, они хотели жить.    

5. Город живет.

1 ведущий. Когда говорят пушки, музы молчат – так утверждает старинный афоризм. Здесь в осажденном Ленинграде, он не подтвердился. Жизнь была сильнее смерти, и город сражался с фашистами всеми видами оружия. Снарядами и музыкой, штыковыми атаками и кистью художника, точными выстрелами снайперов и стихами.                                                                                                                                        

2 ведущий.  В августе 1942г. Оркестр Ленинградского радио исполнил Седьмую симфонию Шостаковича, посвященную великому городу. Из довоенного состава оркестра в живых к тому времени осталось пятнадцать человек. Остальные, около восьмидесяти музыкантов, приглашенные по радио, пришли в зал филармонии из города, из армейских частей, с кораблей.

Звучит Седьмая симфония Шостаковича.

1 ведущий.  Гитлер бы сошел с ума, если бы узнал, что единственный оставшийся в городе Театр музыкальной комедии продолжает работать и ставит оперетты, хотя в зале нет зрителей. Ольга Берггольдц сочиняла стихи.   

Стихотворение Ольги Берггольдц

«Я говорю с тобой под свист снарядов…»

6. Снятие блокады.

2 ведущий. И Ленинград выстоял и победил. Утром 14 января 1944г. Началась операция «Нева 2», которая должна была завершиться полным освобождением Ленинграда.

27 января город переживал невиданное торжество. Ставка Верховного главнокомандующего разрешила произвести первый артиллерийский салют.

1 ведущий. Из приказа главнокомандующего фронтом. Мужественные и стойкие ленинградцы! Вместе с войсками Ленинградского фронта вы отстояли наш город. Своим героическим трудом и стальной выдержкой, преодолевая все трудности и мучения блокады, вы выковали оружие победы над врагом, отдавая для дела победы все свои силы».

В годы блокады из трех миллионов человек эвакуировано было 1 миллион  и погибло около миллиона. Указом Президиума Верховного Совета СССР городу Ленинграду было присвоено звание «Город-герой».

Двадцать девять месяцев блокады.
Голод. Мрак. Обстрелы. Боль утрат.
Но к врагу не знали мы пощады,
Ты ему был страшен Ленинград.

Скинь шапку, гражданин!
Провозят ленинградца,
Погибшего на боевом посту.
Скрипят полозья в городе, скрипят.
Как многих нам уже недосчитаться!
Но мы не плачем: правду говорят,
Что слезы вымерзли у ленинградцев.

2 ведущий.  Блокадный город, где он – город потерь, город нашего страдания, с пустырями разобранных, сгоревших домов, развалин, непроросших семян? Этот город не разглядеть. Раны залечивались быстро, шрамов не оставалось. Память о блокаде – она уходит внутрь, как древесные кольца в ствол дерева.

Но настало наше время – время собирать глыбы народной памяти о блокадном Ленинграде. И если вам придется побывать в Петербурге, не забудьте посетить Пискаревское кладбище и положить на могилы, нет не цветы, а кусочек хлеба и на берегах Невы посмотреть в глаза сфинксу с искареженным лицом, чтобы всегда помнить.