Для школьных психологов

Авторский проект "Школа молодого учителя "Наша надежда"

Разделы: Администрирование школы, Школьная психологическая служба


Любой человек, начинающий свой профессиональный путь, испытывает затруднения, проблемы из-за отсутствия необходимого опыта. Становление учителя происходит труднее, сложнее, чем у представителей другой профессии потому, что педагогическое образование не гарантирует успех начинающему учителю. Чтоб стать учителем недостаточно аудиторных программных знаний. А. Макаренко писал: «Нужны синтез научных знаний, методического мастерства и личных качеств педагога, умелое владение педагогической техникой и передовыми педагогическими достижениями». Кроме того, учительское мастерство во многом надо передавать от педагога к ученику.

Первое место работы… Возможно, чувствуется неуверенность, дискомфорт. Всё новое: социальная роль, новые взаимоотношения с людьми. Новая личностная ситуация – ответственность за качество своей работы, результат, который ожидают учителя, ученики, родители. Сегодня школе нужны молодые, инициативные, творческие учителя, готовые работать по-новому.

Насколько интересные, разносторонние слушатели Школы, настолько разнообразна программа её работы. Это не только лекции и семинары, а и развлекательные мероприятия, экскурсии, конкурсы… Это доверительные взаимоотношения между молодыми и опытными учителями, возможность проявить свои творческие способности, поделиться секретами, педагогического мастерства в неформальной атмосфере. Это теоретические и практические занятия по психологии, педагогике, тренинги, тесты, открытые уроки, выставки педагогических находок…

В нашей школе накоплен богатый позитивный опыт в работе с молодыми специалистами. Прежде всего, мы красиво встречаем их в коллективе. На заседании педсовета директор приветствует их, вручает цветы, памятки-напутствия, сувениры, знакомит с коллективом, с традициями школы, её достижениями и проблемами. В общении с молодыми администрация и опытные учителя выясняют их увлечения, желания, интересы. Стараемся понять, какой помощи потребуется каждому, как рациональнее использовать их способности.

Первым шагом в адаптации является знакомство учителя с методическими материалами по предмету, библиотекой, учебными кабинетами. Психологи знакомят начинающих с классными коллективами, в которых им предстоит работать, дают характеристику классам, отдельным ученикам. Заместители директора знакомят со структурой (планами, расписанием, графиками) учебной, методической, воспитательной работы в школе, документацией, основными требованиями по её ведению.

Молодому специалисту необходима постоянная товарищеская помощь. Вторым шагом в адаптации является организация наставничества. Работу учителей-наставников рассматриваем как одно из ответственейших общественных поручений. Это опытные, творчески работающие учителя. Они составляют индивидуальный план работы с молодым специалистом (Приложение 1).

Следующим шагом является шаг к мастерству. Каждая профессия ставит специфичные требования к личности человека. Какие же требования предъявляет профессия молодого педагога?

В профессиональном становлении молодого учителя в современной школе имеет место наличие педагогических способностей. Они состоят из таких компонентов:

– дидактичные – искусство передавать знания в доступной форме;
– конструктивные – когда педагог не использует готовых рецептов, а сам создает их для каждой конкретной ситуации;
– экспрессивные – умение в своё объяснение включить уместно юмор, доброжелательную иронию, шутку;
– коммуникативные – правильный подход к ученикам в процессе обучения и воспитания;
– способность распределять внимание – широкий обзор внимания, умение легко переключаться по необходимости с одного объекта на другой;
– актерские – умение в зависимости от обстановки и воспитательных задач быть то добрым, то строгим, то спокойным, но всегда объективным, справедливым;
– умение контролировать все свои слова, поступки, действия, настроение.

Следует отметить, что все компоненты педагогических способностей тесно связаны между собой, дополняют и предполагают друг друга. Отсутствие одного или нескольких можно компенсировать активным развитием других компонентов.

Каждый молодой учитель с первых дней своей педагогической деятельности все вместе со своим наставником готовит «Портфолио молодого учителя» (Приложение 2). Эта папка – «настольная книга», в которой собраны самые необходимые советы, рекомендации и материалы, нужные в становлении учителя.

В портфолио входят:

  • Общие сведения об учителе;
  • Диагностика успешности;
  • Нормативные документы;
  • Открытые уроки;
  • Доклады, публикации, творческие наработки;
  • Памятки начинающему учителю;
  • Работы учащихся;
  • Дидактические материалы;

Портфолио постоянно пополняется необходимыми материалами. Постепенно это становится «центром самообразования» учителя.

Значительную роль отводим работе в школе молодого учителя «Наша надежда» таким направлениям:

  • Планирование работы учителя, организация рабочего времени;
  • Культура общения учителя с классом, учащимися, родителями;
  • Углубление психолого-педагогических знаний, методологии бучения;
  • Изучение нормативных, инструктивно-методических материалов;
  •  Основные требования к календарно-тематическому планированию, к ведению школьной документации, журналов;
  • Современные подходы к воспитательному процессу, к формированию развитой личности на основе национального воспитания и особенностей, традиций школы.

Все эти направления отражены в «Плане работы школы молодого учителя «Наша надежда»» (Приложение 3).

В школе «Наша надежда» значительное внимание мы уделяем такой форме индивидуальной методической работы как консультации. Молодые учителя получают конкретные советы по трудным вопросам, образцы разработок разных типов уроков, рекомендации. Молодой специалист получает помощь не только от наставника, а от руководителя методического предметного объединения, заместителя директора, психолога, опытных учителей, классных руководителей… Открытые уроки, которые проводят опытные аттестуемые учителя по разным предметам, дают возможность показать и увидеть на практике особенности использования разнообразия форм и методов работы на уроках. Поэтому, планируя открытые уроки, учитываем пожелания молодых учителей относительно проведения разных типов уроков, на которых можно конкретно увидеть, научиться использованию таких направлений:

– индивидуальный подход в обучении слабых, мотивированных на учёбу, сильных учащихся;
– дифференцированный подход в бучении;
– интерактивные формы и методы обучения;
– нестандартные ситуации на уроках;
– нетрадиционные, интегрированные уроки с применением компьютерных технологий…

Это помогает учителю рационально выбирать тип урока, его структуру, правильно определять задания, цели (учебную, воспитательную, развивающую) выбирать рациональные методы обучения, объединять разные формы коллективной и индивидуальной работы, знакомиться с современными образовательными технологиями, интерактивными методами.
Важную роль в планировании, составлении индивидуальных планов, планов работы наставников, участии в работе методических объединений, творческих микро-групп играет диагностика молодых учителей. Через 4 месяца работы молодого учителя администрация школы проводит анкетирование (Приложение 4).

Результаты анкеты свидетельствуют о том, каких успехов, достижений достиг учитель, какие проблемы возникли в процессе работы, какую методическую помощь ему необходимо дать. На основании этих результатов составляется план самообразования, изучения основных направлений его деятельности.

Традиционно в апреле ежегодно проводим неделю «Будем знакомы, молодой коллега! Твори! Дерзай!», которая включает такие мероприятия:

День первый

Семинар-практикум «Введение и оформление школьной документации»: календарно-тематическое планирования, составление плана-конспекта урока, требования к ведению ученических тетрадей, дневников,  заполнение личных дел учащихся, ведение журнала успеваемости, составление и написание характеристик учеников.

День второй

Обучающий тренинг «Требования к современному уроку»:

I. Основные требования к организации уроков

1. Дидактические требования:

1.1. Определение образовательной цели;
1.2. Осуществление дидактических принципов обучения;
1.3. Выбор рациональных методов, приёмов, способов;
1.4. Использование межпредметных связей.

2. Воспитательные требования к уроку:

2.1. Постановка воспитательной цели урока;
2.2. Учёт индивидуальных особенностей учеников (уровень интеллектуального развития, мотивация отношения к обучению, стимулирующие методы)

3. Психологические требования:

3.1. Организация и осуществление восприятия, усвоения, запоминания и осмысления получаемой учебной информации;
3.2. Развитие внимания учеников, его концентрация на сложных понятиях, правилах, законах;
3.3. Использование мнемоничных приемов (механического и смыслового запоминания, тренировка умений на уроке);
3.4. Умственное развитие и самовоспитание личности в процессе обучения.

4. Гигиенические требования к уроку:

4.1. Обеспечение разумного чередования разнообразных методов и приемов работы на уроке с целью предупреждения утомляемости, перегрузки, особенно при подаче трудной для восприятия темы;
4.2. Соблюдение режима гигиены, проветривание в классе;
4.3. Наблюдение за состоянием здоровья учащихся, своевременное проведение физкультминуток;
4.4. Явка учителя на урок в абсолютно здоровом состоянии.

II. Типология уроков включает урок освоения новых знаний, урок развития навыков и умений, урок использования знаний, умений, навыков, урок обобщения и систематизации ЗУН, урок контроля и коррекции ЗУН, комбинированный урок.

III. Основные этапы урока:

– организация начала урока (1-2 мин.) – настрой учащихся на урок;
– сообщение темы, целей задач урока (тему обязательно записывать на доске, в тетрадях);
– мотивация (где изучаемый материал применяется в учёбе, в жизни…)
– актуализация (опора на полученные знания);
– восприятие (сравнения, наблюдения, объяснения, словарная работа, лабораторная, практическая работа, исследования…)
– осмысление (анализ, синтез, абстрагирование…)
– упорядочивание и систематизация знаний;
– итог урока (как прошёл урок, что нового узнали, оценки, дифференцирование домашнего задания, заполнение дневников).

День третий

Научно-практическая конференция «Использование элементов инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе».

  • Открытые уроки молодых учителей.
  • Открытые уроки опытных учителей.
  • Час общения с учениками. 6 кл. – «Мои рассуждения: зачем мы ходим в школу». 2 кл. «Солнечная страна – сказка! Каждый миг в ней – что-то новое!» 10 кл. «Учимся понимать и уважать других»
  • Круглый стол: «Новизна современного урока – ступень усвоения содержания материала через самостоятельную работу учеников». Форма обучения бывает: пассивная – репродуктивный уровень (лекция),активная – беседа, творческая работа учащихся, интерактивная – работа всего класса, коллективная, групповая форма обучения.

Преимущества групповой формы обучения:

  • Формирование навыков общения;
  • Оказание помощи каждому;
  • Высокая активность школьников в коллективе;
  • Анализ личных достижений каждого члена группы;
  • Быстрая адаптация в нестандартных условиях;
  • Готовность брать на себя ответственность;
  • Установление контактов;
  • Возможность обмена информацией;
  • Правильное распределение организации труда;
  • Умение анализировать и оценивать свои действия;
  • Умение чётко высказывать и убедительно аргументировать свои мысли;
  • Быть не многословным, но понятным конкретным.

День четвёртый

Коллективное творческое дело.

  • Педагогическая выставка состоит из планов-конспектов уроков, внеклассных мероприятий, материалов самообразования, раздаточный материал: карточки с разными заданиями, иллюстраций, рисунков, табличек-опор. Кроме того, из дидактического материала (таблицы, карты, картины, гербарии, муляжи, коллекции), образцов лучших ученических работ  (стихотворения, рассказы, сочинения, сказки, ребусы, оригинальные варианты решения задач). Также представлена аудиотека, видеотека.
  • Видео презентация уроков, воспитательных мероприятий, родительских собраний, отдельных их фрагментов.
  • Коллективное обсуждение материалов.

День пятый

Психологом проводится коррекционно-развивающее занятие

Программа занятия «Учитель в начале пути»

Цель: повышение эффективности общения молодого педагога и учеников.

Задачи: актуализировать проблемы, возникающие при общении с учащимися, осуществить поиск наиболее эффективных способов решения конфликтных ситуаций.

Ведущий. Здравствуйте, коллеги. Предлагаю вам поприветствовать друг друга, представиться и продолжить фразу: «Быть учителем значит…».  

Упражнение «Быть учителем значит…»

Цель: установить атмосферу доверия, настроить участников на работу в группе, почувствовать групповое единство и поддержку.

Участники сидя в кругу по очереди приветствуют всех, представляются и завершают предложение «Быть учителем значит…» (высказывают что для них значит их профессия).

Упражнение «Описание ученика»

Цель: профилактика совершения ошибок при восприятии ученика. 

Участники делятся на 2 команды, каждой из которой ведущий даёт конверт с заданием.
В конверте команды №1 фото мальчика 10 лет и примечание: «На фотографии Иванов Петя. По итогам четверти у него почти одни тройки, есть один неуд. Глядя на фото, опишите этого мальчика». В конверте команды №2 фото того же самого мальчика и примечание: «На фотографии Иванов Петя. По итогам четверти у него одни пятёрки, поведение примерное. Глядя на фото, опишите этого мальчика».
В каждой команде выбирается секретарь, который записывает характеристики мальчика. Когда участники готовы ведущий просит их зачитать характеристики. После этого он объявляет, что обе команды описывали одного и того же ребёнка, но так как они были под влиянием разных установок – положительной в первом случае и отрицательной –  во втором, то описания у них совсем разные (подобный эксперимент проводил Розенталь со своими студентами.).

Ведущий.Это упражнение учит нас составлять собственное мнение об ученике, не опираться на чужие, возможно искаженные установки, мнения. Обратите внимание, что в инструкции было сказано «глядя на фото, опишите мальчика», но действие установки так сильно, что глядя на одно и тоже фото, вы описывали его по-разному. Особенность установки заключается в том, что мы желаем её подтвердить и что бы ни сделал том или иной человек мы трактуем это в пользу нашей установки. Поэтому, прежде чем сформировать мнение, важно взвесить все факты.

Упражнение «Язык телодвижений»

Цель: научиться правильно интерпретировать жесты, позу и мимику ученика на уроке.

Оборудование: изображения поз, мимики и жестов людей (рисунки 1-9).

Ведущий. А. Пиз американский психолог в книге «Язык телодвижений» утверждал, что телефон создан для лжецов, т.к. мы не видим выражения лица и позы собеседника и нам тяжело оценить, говорит ли он нам правду. [2]
Интересно, насколько хорошо вы ориентируетесь в языке телодвижений, я предлагаю вам прокомментировать следующие изображения (вывешивает на доску рисунки №1, 2). После дискуссии он объясняет, что на рисунке №1 изображен человек негативно настроенный против собеседника его руки и ноги образуют так называемый «замок», человек склонен инстинктивно защищать жизненно важные органы, а на рисунке №2 человек, который просто замерз. Это учит нас, что при интерпретации позы мы должны учитывать и ситуацию, в которой ученик находится.
Далее к доске прикрепляется рисунок №3.

Ведущий: Сравните рисунки №1 и №3. Что вы можете сказать о рисунке №3?

После того, как желающие выскажутся, ведущий сообщает, что эта поза говорит о желании человека быть откровенным. Следует также обратить внимание, что расстёгнутые пуговицы пиджака неосознанно воспринимаются собеседником как желание быть более открытым, а вот застёгнутый на все пуговицы пиджак играет роль «замка».
Следующими на доску помещаются рисунки № 4, 5.

Ведущий: вы видите ребенка (рис. №4) и подростка (рис. №5), которые говорят неправду. У каждого человека в подсознании заложено, что обманывать нехорошо поэтому руки ребенка тянуться ко рту чтобы прикрыть его одно или двумя руками, с возрастом этот жест не исчезает, но видоизменяется – подросток будет слегка потирать губы пальцами, а взрослый скорее всего коснётся кончика носа.

Демонстрируются рисунки № 6, 7.

Ведущий:палец во рту свидетельствует о том, что ученику необходима поддержка. Следует ободрить такого ребенка. Маленькие дети сосут палец, так как он напоминает ему грудь, этот жест помогает успокоиться. С возрастом он видоизменяется – тревожные ученики нередко грызут карандаши, ручки, взрослые курят. Если же вы не раз замечали следующий жест на рисунке №7, то это сигнал о том, что детям скучно на ваших уроках. Это типичный жест скучающего человека. Степень скуки можно определить по степени давления головы на руку, если голова полностью легла на ладонь – скука достигла своего апогея.

Последними к доске крепятся рисунки № 8, 9.

Ведущий:Обратите внимание люди на рисунках № 8, 9 тоже подпирают ладонью щеку, однако ладонь закрыта, в отличии от ладони девушки на рисунке №7. Эти говорит о том, что персонажи восьмого и девятого рисунков оценивают говорящего, ладонь закрыта, а указательный палец направлен вверх. Если же слушатель настроен критично по отношению к выступающему, то он поддерживает подбородок, как на рисунке №9. Знание этих поз позволит вам получить обратную связь от учеников, вам даже не придётся их спрашивать, было ли им интересно на уроке.

Мини-лекция: «Барьеры восприятия информации»

Цель: научиться правильно подавать информацию на уроке, преодолевая барьеры восприятия информации.

Ведущий: Существует несколько барьеров восприятия человеком информации, из-за которых возникает непонимание:

– фонетический уровень (информация подаётся слишком громко или тихо, невнятно);
– семантический уровень (слушатель вкладывает одно значение в слово, а говорящий другое, например: вешалка – приспособление для одежды и грубое слово, вызывающее смех у подростков);
– стилистический уровень (одну и ту же информацию можно представить в научном стиле, а можно в разговорном, избыток терминов приводит к тому, что ученик перестаёт понимать, о чём речь);
– логический уровень (логика ребенка отличается от логики взрослого, ребёнок склонен воспринимать всё более буквально, необходимо это учитывать).[1]

При подаче информации важно также помнить о двух правилах:

Правило рамки – информация должна иметь чёткое начало и конец.

Правило цепи – должна прослеживаться логика, что за чем следует, что из чего следует. Можно располагать информацию по степени важности, можно по порядку, во-первых, во-вторых и т.д.

Упражнение: «Комок проблем»

Цель: проанализировать проблему, осуществить поиск путей её решения, избавиться от негативных эмоций, которые мешают при решении конфликтной ситуации.

Оборудование: листы бумаги формата А5 по количеству участников, большая картонная коробка.

Участники рассаживаются по кругу. По желанию на протяжении 10-15 мин. Учитель рассказывает о сложной ситуации в его педагогической практике. Ведущий обращает его внимание на то, что он предпринимал, что при этом чувствовал, а также каких результатов добился тем или иным способом. Происходит обмен мнениями в группе.

Ведущий: подводя итог нашей беседе, я хочу обратить ваше внимание на то, что отрицательные эмоции, которые мы испытываем во время конфликтов мешают нам быть объективными и тем самым препятствуют преодолению нашей проблемы. Я прошу вас написать на листе бумаги все отрицательные эмоции которые вы испытываете во время конфликта, например: гнев, обида, тревога и т.д. А теперь вы можете скомкать эти листы и бросить их в эту коробку, сейчас вы избавитесь от накопившегося негатива (коробка устанавливается по центру круга).

Заключительный этап

Цель: сделать выводы, диагностировать динамику эффективности в общении с учениками.
Обсуждение: что каждый вынес из занятия? Чему научился? Что хотел бы проанализировать в следующий раз? Что понравилось, а что нет?
Молодость – это возраст мечтаний, надежда на их свершение, неудержимая энергия, желание достичь успеха. Деятельность молодого человека, который нашёл и зажег в себе искру личностной и профессиональной индивидуальности, способствует прогрессивному развитию образования. «Учитель живёт до тех пор, пока учится, если он перестаёт учиться – в нём умирает учитель». Эти слова великого педагога К. Ушинского – лейтмотив работы Школы молодого учителя.

Список  литературы:

  1. Андреева  Г. М. Социальная психология. –  М.: Аспект Пресс, 1999. – 375 с.
  2. Пиз А. Язык телодвижений. – М.: Эксмо, 2005. – 272 с.

Конкурсно-развлекательная программа для молодых учителей

(Приложение 5)