Урок "Компрессия (сжатие) текста" в формате ГИА и ЕГЭ

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • Работать в формате ГИА.
  • Формировать умения и отрабатывать навыки компрессии (сжатия ) текста.
  • Воспитывать экологическую культуру, прививать любовь к природе.

Ход урока

Содержание урока Методы и приёмы Оборудование урока
I. Объявление цели урока. (Сегодня мы работаем в формате ГИА и ЕГЭ: продолжаем учиться компрессии текста, будем определять микротемы, соединять между собой предложения, чтобы сформировать новый уже сжатый текст.) Слово учителя
Распечатанные тексты на столы 4-ём группам.
(см. Приложение 1)
Высвечивается на интерактивной доске текст «Бабочки».   Интерактивная доска
II. Для начала ответьте, пожалуйста, на мои вопросы:
1.Что такое компрессия?
2. Что такое микротема?
3. Как ещё иначе можно назвать ключевые слова? (смысловые ядра).
4. Для чего в тексте пронумерованы предложения?
5. Сколько микротем в предложенном тексте?
Беседа  
6. Назовите приёмы сжатия текста.   Памятка (см. Приложение 2)
III. Работа с текстом «Бабочки».
А) Чтение учителем.

Чтение учителем
 
Б) Определить микротемы, указать ключевые слова (смысловые ядра) Аналитическая работа.
 
План.
1. Восхищение красотой бабочек.
2. Чешуйки на крыльях.
3. Невзрачные ночные бабочки.
4. Сказочные превращения бабочек.
Составление плана Рабочая доска
В) Сжатие текста. Работа в группах  
Г) Озвучивание проделанной работы. Ученик-учитель Тетради
Вопрос учителя: для того, чтобы получилось единое целое, чего нам не хватает? (средств связи) Учитель-ученик  
Д) Проверка текста. «Связывание», чтение. Ученик-учитель Памятка
Домашнее задание: сжать предложенный новый текст.    
IV. Рефлексия.
Вопросы к классу:
1. Какая задача стояла перед вами в начале урока?
2. Кто приёмы сжатия не все знал? Назовите теперь их.
3. Помогли ли вам памятки?
4. Что вы ещё узнали на уроке нового?
5. Добились ли того, к чему стремились?
Рефлексия.  
На случай, если остаётся время, предлагаю дополнительно небольшие тексты для компрессии. Работа в парах.