Урок изучения нового материала по теме "Китай", 10-й класс

Разделы: География

Класс: 10


Вид урока: ролевая игра

Тип урока: изучение нового материала

Цели:

  1. Познакомить учащихся с соседом России – Китаем.
  2. Развитее коммуникативных и лидерских навыков, творческих способностей, умения работы в едином коллективе и в инициативных группах.
  3. Развивать познавательный интерес учащихся к предмету.

Задачи урока:

  • Образовательные: формирование представлений о регионе, стране.
  • Развивающие: активизировать познавательную деятельность учащихся, используя информационные технологии. развитие речи, мышления.
  • Воспитательные: формирование системы взглядов на мир, формирование чувства товарищества, умения работать в команде.

Оборудование:

  • Мультимедийный проектор
  • Физическая карта Китая
  • Символика государства
  • Картины с изображением национальной одежды
  • Фотографии с изображение фарфоровой посуды
  • Шелковая ткань
  • Фигурки животных
  • Записи китайской музыки
  • Энциклопедии

Структура урока:

  1. Организационный
  2. Изучение нового материала
  3. Групповая форма работы
  4. Итог урока

Подготовка начинается две недели. Класс делиться на три группы, из двух групп формируются две команды. Третья группа будет выполнять роль китайской делегации.

Командам дается задание найти различную информацию о стране.

Ход урока

1. Организационный: Приветствие класса. Объявление темы и целей урока. Дружеский настрой на продуктивную деятельность.

2. Изучение нового материала:

Учитель: Китай – интереснейшая страна с насыщенной и длительной историей. Культурные ценности Китая, многие из которых насчитывают не одну тысячу лет, достойны внимательного изучения, поэтому мы, сегодня с вами с помощью делегации из Китая поближе познакомимся с данной страной. Китай занимает обширную часть территории Восточной и Центральной Азии и находится на третьем месте в мире по занимаемой площади – 9,6 млн. км2 (первые два места – это Россия и Канада). На востоке омывается водами Желтого, Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей Тихого океана. У берегов Китая есть много островов, среди них наиболее крупные – Тайвань и Хайнань. Китай граничит более чем с десятью государствами: на севере – с Монголией и Россией, на западе – с Казахстаном и Афганистаном, на юго-западе с Индией, Непалом, Бутаном, Бирмой, Таиландом, Лаосом, Вьетнамом, на востоке с Кореей, имеет морскую границу с Филиппинами и Японией. Длина морских границ примерно равна 11 тыс. км, длина сухопутных границ составляет около 15 тыс. км. Южные области Китая граничат с тропическими зонами, северные провинции холодные. Но большая часть территории Китая находится в умеренном поясе. В основном на большей части страны климат континентально-муссонный.

(На доску проектируется приложение 1) По оценке, численность населения КНР в настоящее время превышает 1,3 млрд. человек и, по прогнозу, к концу 2010 г. возрастет до 1,4 млрд. Основное население (свыше 91%) составляют китайцы – ханьцы, говорящие на разных диалектах китайского языка, который включает семь основных диалектных групп. В Китае проживают также более 50 других национальностей. Современный Китай играет важную роль в мировой экономике. В 1979 – 1999 г. объем внешней торговли КНР ежегодно увеличивался в среднем на 15,3%. В 2000 г. объем экспорта составлял около 250 млрд. долл., импорта – 225 млрд. В 2006 г. товарооборот Китая достиг 720 млрд. долл. КНР поддерживает внешнеэкономические связи более чем с 220 странами (и территориями). Ведущими торговыми партнерами являются Япония, США, страны ЕС, Республика Корея, Австралия, Россия, Канада. Первое место в экспорте КНР занимает продукция машиностроения, доля которой в объеме достигает 30%. Доля наукоемкой продукции в доле экспорта составила 17, 5%. В 2004 г. Китай занял второе место в мире по экспорту угля (более 80 млн. т.). Экономика страны развивается быстрыми темпами.

3. Групповая форма работы: Представитель делегации – эксперт в области истории, посвятит нас в загадки истории данной страны.

Историк: (представляется, учащийся может взять любое китайское имя).

По форме правления Китай является республикой. В административно-территориальном отношении наша страна подразделяется на 23 провинции (включая Тайвань), пять автономных районов и четыре города центрального подчинения – Шанхай, Пекин, Тяньцзинь и Чунцин. Хочу обратить ваше внимание на геральдику Китая.

(На доску проектируется приложение 2) Слово “Китай” произошло от названия племени киданей, которые правили в северном , когда произошли первые контакты европейской и китайской цивилизаций. В европейские языки это слово первоначально пришло как Catai – это название Китаю дал Марко Поло во время своего путешествия в Азию. Буквально слово Китай означает: “срединное государство”. В настоящее время официальное название нашей страны – Кита́йская Наро́дная Респу́блика.

(На доску проектируется приложение 3) Китай обладает самой длительной документально зафиксированной непрерывной историей: 5 тысяч лет. Родоначальником китайцев считается Хуан-ди, или Желтый Владыка, его считают основоположником государственности и многих ремесел. Историю нашей страны делят по времени правления династий. Время правления каждой династии внесло что-то новое в культуру и науку Китая. Всем известно, что порох, шелк, бумагу, фарфор подарили миру китайцы. Первая полная история Китая “Исторические записки” (“Шицзи”) была составлена в 101 году до н.э. отцом китайской историографии Сыма Цянем. Это первая из “династийных” историй. Всего их 24, кончаются они “Историей династии Мин” 13–17 вв. История последней, Цинской, династии составлена не была. Последний император отрекся от престола в 1912 году. В 1949 году Мао Цзе Дун провозгласил возникновение Народной Демократической Республики Китай. Основой духовной жизни Китая являются различные философские течения. Формально эти философии не являются религиями, но по своему значению и воздействию на людей очень близки к религиозным воззрениям. Самые популярные течения – конфуцианство, буддизм и даосизм. Века истории оставили на территории страны многочисленные памятники, строения. Одно из таких величественных сооружений которое дошло до нас, к сожалению не полностью – это Великая китайская стена.

А сейчас попрошу вас сделать небольшой очерк об этом историческом сооружении. Наибольшее количество баллов получит та команда, которая представит наиболее интересный и полный очерк.

(На выполнение задания командам дается 3–5 мин. Во время работы звучит тихая китайская музыка. Работа оценивается историком, максимальное количество баллов – 4. 1 балл – за размеры, 1 балл – различные названия стены, 1 балл – за значение и 1 балл – за дополнительную интересную информацию).

Примерное сообщение команд: (Великая Китайская стена столь огромна, что полностью ее не увидишь даже с борта самолета. Зато она является единственным на Земле сооружением, хорошо просматривающимся из космоса. О ее длине до сих пор спорят ученые, называя две цифры – более 4000 км и более 5000 км. А ширина каменной дороги такова, что по ней может пройти ряд из десяти пехотинцев или проехать пять всадников. Местные жители называют стену “божественной нитью, соединившей лоскутки китайского государства”. Другие ее названия менее поэтичны – “Стена Участок Великой Китайской стены слез и страданий” или – “Самое длинное кладбище мира”. По примерным подсчетам, в Стене, как будто уходящей в бесконечность, захоронено не менее миллиона китайцев, погибших на поистине великой стройке в правление могущественного императора Цинь Ши-Хуанди (что означает “Первый государь из династии Цинь), жившего в III в. до н.э. Считается, что эта каменная громада, простирающаяся вдоль всей северной границы страны, построена для защиты Китая от нападений врагов (в древности это были гунны, монголы). Однако непреодолимая преграда на самом деле не всегда спасала от набегов завоевателей. Стена, например, не смутила закаленное в боях войско Чингисхана. А последний успешный штурм стены был предпринят в 1933 г., когда на территорию Китая вторглись японцы.)

Учитель: Китай – страна с богатейшими традициями в области культуры, медицины, ткачества, национальной кухни, живописи и т.д. При ознакомлении с китайскими источниками и при наблюдении за жизнью китайцев нельзя не отметить у этого народа замечательные качества – трудолюбие, настойчивость, терпение, патриотизм. Благодаря трудолюбию и таланту китайский народ внес большой вклад в сокровищницу мировой науки и техники. С культурой и традициями китайского народа нас познакомит этнограф.

1-й этнограф: Китай известен как государство этикета и церемоний. Раньше китайцы использовали рука в другой перед грудью, как приветствие. Эта традиция имеет историю больше чем 2000 лет, в настоящее время это редко используется, например, на Фестивале Весны. Рукопожатие более популярно в некоторых формальных случаях. Поклон, чтобы передать уважение к более высокому уровню, часто используется более низким по чину, студентами, и обслуживающим персоналом. Но в настоящее время Китайская молодежь имеет тенденцию просто кивать, в качестве приветствия. Китайцы очень гостеприимный и общительный народ. Вы можете спокойно начать разговор с незнакомцем о погоде, пищи или хобби. Но, вы должны быть осторожны, в частных вопросах особенно с женщинами. Однако разговоры относительно ее работы или жизни семейства, никогда не будет лишними. Она обычно будет рада предложить вам некоторый совет о том, как готовить Китайские блюда или просветить о местных традициях. Китайцы очень трепетно относятся к подаркам и рассматривают их как важную часть, общения. Если вы приглашены на семейный праздник, маленькие подарки подобно чаю, небольшим сувенирам или леденцы очень уместны. Также фрукты, сдоба, и цветы – хороший выбор. Относительно других вещей, вы должны обратить внимание на культурные различия. Вопреки западным понятиям, нечетные числа, по китайским понятиям, являются неудачными. Так свадебные подарки и подарки на день рождения всегда дарятся в парах, согласно старому поверью удача сопутствует паре. Число четыре – в Китае считается числом смерти, его надо избегать. Часы также не принято дарить в Китае, они символизируют похороны, так что это – табу. Так же связан со смертью и горем, черно-белый цвет. Подарок, не делаются публично, за исключением мелких сувениров.

(Фото №1 “Изображения китайской одежды”)

2-й этнограф: С глубокой древности основой китайского костюма (мужского и женского) были длинные штаны и свободная распашная кофта или халат с запахом слева направо и тесемочной завязкой. Позднее женщины переоделись в кофты и юбки похожие на европейские. Женские наряды отличались от мужских, главным образом, исключительной красотой вышитых цветных узоров. Чем выше общественное положение китаянки, тем сложнее и богаче ее наряд, главное украшение которого – пестрая отделка и великолепная вышивка. Рукава у знатных дам делались шире и длиннее настолько, что при опущенных рукавах закрывали всю кисть. Высокий стоячий воротник с богатой вышивкой поддерживал складки одеяния. Из украшений женщины предпочитали серьги из зеленовато-молочного нефрита и такие же браслеты. Особое внимание китаянки уделяли прическе, в основе которой чаше всего был узел волос, расположенный в разные периоды то на темени, то на затылке и закрепленный шпильками. Так в Средневековье узел закреплялся на темени, на висках волосы срезали под прямым углом, на лбу по прямой линии, подчеркивая ее тушью. Прически украшали сложными сооружениями из жемчуга и нефрита, струящимися подвесками. Учитывая идеалы красоты, в китаянках ценились женственность, изящество, маленькие размеры рук и ног, сдержанность движений, жестов, походки. Повсеместно в Китае был распространен обычай, туго бинтовать девочкам ступни ног, чтобы приостановить их рост. Длина туфельки взрослой женщины достигала всего 9-12 см. Несмотря на природную смуглость в женщинах ценили белизну лица. Поэтому белила и румяна широко использовались в декоративной косметике. Брови китаянки чаще всего сбривали и рисовали взамен жженой пробкой настоящие полумесяцы. В Поднебесной империи были изобретены: бумага, книгопечатание, порох, фарфор. Кроме того, Китай является родиной шелка. Предлагаю командам представить эти старейшие ремесла.

 

(Этнограф представляет две фотографии: фото №1 с изображением фарфора . Команды выбирают изображения и готовят сообщения. При оценивание следует обратить внимание на оригинальность и полноту сообщения.)

Примерные сообщения команд:

1 команда: Эта удивительная ткань появилась в Китае около 5 тысяч лет назад. Существует красивая легенда о том, как юная китайская императрица Си Линь Чи случайно уронила в горячую воду кокон будущей бабочки и вдруг увидела, как от кокона отделились тонкие белые нити. Любознательная девушка решила попробовать сделать из этих нитей красивую ткань. До сих пор их производят почти так же, как в древности. Гусеница тутового шелкопряда появляется на свет в специальном питомнике и сразу же начинает поедать листья белой шелковицы (тутовника). Она непрерывно ест в течение недели, а потом образует кокон. Из специальных желез гусеницы выделяется белое вещество, которое она “наматывает” вокруг себя. Вещество застывает на воздухе и через несколько часов образуется плотный кокон овальной формы. Но лишь немногие гусеницы превращаются в бабочку. Большую часть коконов помещают под горячий пар и там разматывают, получая из каждого нить длиной около трех километров. Из этих нитей и делают шелковую ткань. Натуральный шелк очень красив. Блестящий, тонкий, воздушный материал притягивает к себе взгляды. Одежда из шелка удобна и приятна в любом климате. Во влажных и жарких странах шелк дает чувство сухости, потому что отлично впитывает в себя влагу. В холоде он греет, сохраняя тепло кожи. И, кроме того, шелк отпугивает блох, вшей и других паразитов. Это свойство особенно ценили кочевники, воины и лекари всех времен. Несмотря на свою легкость шелк необычайно прочный материал. Недаром именно из него много лет делают парашюты. Ученые выяснили, что 16 уложенных друг на друга слоев шелка останавливают пистолетную пулю. А еще шелковую нить издавна использовали хирурги для сшивания ран.

2 команда: Китай-родина фарфора. Китай по-английски – China -Чайна – что означает также и фарфор. Можно сказать, что фарфор является вершиной традиционного прикладного искусства Китая. История фарфора насчитывает более 3-тысяч лет. Начало производства относится примерно к VI–VII веку, когда путем совершенствования технологий и подбора исходных компонентов стали получать изделия, отличающиеся белизной и тонкостью черепка. Производство фарфора – трудоемкий процесс. Чтобы из необработанной глины получилось изделие, над ним трудились до 80 древних мастеров. Глиняная посуда обычно производится при температурах от 500 до 1150 градусов Цельсия. Фарфор производится при более высокой температуре – 1280 градусов. Краскам фарфора свойственны прочность и чистота. Рисунки по фарфору, особенно те, в которых воссоздана природа Китая, его флора, очень жизненны. Среди художников по фарфору были блестящие мастера рисовать розы, пионы, лотосы. хризантемы, орхидеи, ветви цветущей сливы или вишни, стебли бамбука. Лучшее, что создавали мастера приобреталось императорским двором или шло на экспорт.

(Этнографы оценивает выступления команд.)

Учитель: Символы Китая – это не только национальные символы такие, как флаг и герб. Китай символизируют также представители флоры и фауны, мифологии, даже цвет несет в себе обозначения.

Национальные символы Китая:

Символ Китая – панда.

В Китае панды – это символ мира и дружбы. Панды занесены в книгу рекордов Гинесса, как самые привлекательные животные. Существует легенда, которая гласит, что раньше панда была белой. Но однажды, когда на нее охотился леопард, на защиту панды бросилась добрая фея, которая погибла, а спасенный зверек заплакал горькими черными слезами, которые и окрасили белый мех.

Мифологические символы Китая.

Мифологическим символом Китая является дракон. Который в Поднебесной, был существом добрым, благодатным, милостивым к людям. За это китайцы своих драконов любили и воздавали им высокие почести. Даже императорский трон именовался “драконьим престолом”. Существовали четыре типа драконов: небесный дракон, охранявший обители богов; божественный дракон, посылавший ветер и дождь; дракон земли, определявший направление и глубину рек и ручьев; дракон, охранявший сокровища. На гербе государства также красовался дракон.

(Учитель предлагает командам принять участие в викторине о символах и праздниках Китая. Команды по очереди отвечают на вопросы, за каждый правильный ответ команда получает -1 балл.)

Викторина:

  1. Чтобы наводить ужас на злых духов, голову этого хищника рисовали на стенах жилых домов и монастырей и вышивали на одежде и обуви детей. Назовите это животное? (Тигр.)
  2. Про какую птицу китайцы говорят: “У нее горло ласточки, клюв петуха, шея змеи, хвост рыбы, лоб журавля, головка утки, расцветка дракона, спина черепахи. Перья пяти цветов – желтые, белые, красные, синие, черные. Они символизируют пять добродетелей: человеколюбие, долг, пристойность, знание обрядов, верность” (Феникс.)
  3. Черепаха считалась священным животным. Что олицетворяло это животное? (Долголетие, силу, выносливость.)
  4. Что рисуют в Новый год на дверях и стенах домов китайцы? (Изображение рыбы – пожелание материального благополучия и достатка.)
  5. Какой цвет по преданию боятся злые духи? (Красный.)
  6. Почему в ночь под Новый год китайцы закрывают двери своих домов? (Так как в это время на улице появляются всевозможные злые духи. Для их изгнания зажигают фейерверки, бьют в гонги, взрывают хлопушки. Чтобы предохранить себя от влияния злых духов, китайцы бодрствуют всю ночь.)
  7. Какое животное пользуется большим уважением китайского народа, не смотря на то, что на территории Китая оно не водиться? (Лев.)
  8. Почему Новый год в Китае называют еще и праздником весны? (По лунному календарю Новый год приходится на февраль – тогда наступает конец холодного, зимнего периода, становится тепло, начинается обновление природы.)
  9. Как называется это растение и что оно символизирует? (На доску проектируется фото №3 “Лотос”. Лотос – олицетворял чистоту и целомудрие, плодородие и производительную силу.)
  10. Символом чего является “трехпалая жаба с монеткой во рту” (Проектируется фото №4 “Трехпалая жаба”. Это – символ большой удачи и денежного изобилия. Жабу богатства лучше всего располагать у двери входа в жилище так, будто бы она впрыгивает в дом.)

(Подсчитывается количество баллов у каждой команды.)

Учитель: Наше путешествие подходит к концу, но прежде мы с вами заглянем в китайский ресторан. И поможет нам в этом шеф – повар.

Шеф – повар: Китайская кухня широко популярна, очень разнообразна и предназначена не для брезгливых. Сами китайцы говорят, что они едят все, что имеет четыре ноги, кроме столов. В большинстве случаев это просто приготовление изысканных блюд из ограниченного числа ингредиентов. Китайская кухня может быть условно разделена на четыре региональные категории: пекинская и шандоньская (с разогретыми булочками и макаронами в форме скрепок), катонизская и цяожоу (слегка приготовленное мясо и овощи), шанхайская (родина "красных" блюд и мяса на ребрышках) и сианьская (очень острая, с большим количеством соуса чили). Чай – один из самых распространенных безалкогольных напитков. Еще один любимый напиток – это маотай, который готовят из сорго, с запахом медицинского спирта, с успехом заменяющий бензин и растворитель красок.

Своеобразие китайской кухни заключается не столько в исходном продукте, сколько в способах его обработки. Все блюда обычно многокомпонентные, причем, каждый компонент подвергается отдельной тепловой обработке в специальном режиме. Термическая обработка не бывает долгой. Все продукты нарезаются на одинаковые маленькие кусочки на “один укус”, чтобы удобно было есть. Обжарить или сварить такие кусочки можно за 2-3 минуты. Часто для приготовления используют кляр, чтобы сохранить первоначальную сочность продукта.

Характерно, что китайцы стараются придать продукту несвойственный ему вкус: "свинина с ароматом рыбы", "говядина с фруктовым вкусом" и т.д. Если у курицы остался вкус курицы, то для чего нужно было трудиться, что-то делать с ней?

(Приложение 4. Предлагается меню, где представлены блюда различных народов. Командам дается задание – заказать обед, состоящий только из китайских блюд. За каждое правильно заказанное блюдо – 1 балл, в случае ошибки – снимается 1 балл. Правильные ответы: супы – суп из акульих плавников, суп из креветок; горячие блюда – курица в кисло-сладком соусе с ананасами, говядина с грибами и бамбуком; салаты – салат из спаржи, салат из папоротника; напитки – зеленый чай с женьшенем и жасмином.)

4. Итог урока:

Учитель: Китай – удивительная, сказочная страна с необычной историей, оригинальной культурой и философией, колыбель многих изобретений цивилизации! Здесь мирно уживаются древние пагоды и зеркальные небоскребы, традиционная культура и ультрасовременное производство! Мы лишь приоткрыли завесу в эту поистине удивительную страну. И мы надеемся, что у вас возникнет желание вернуться сюда еще раз! Благодарю за урок!

Подведение итогов. Выставление оценок.