Программа экологического образования "Родная природа"

Разделы: Начальная школа


Программа для 1 года изучения

Учебно-тематический план. 2 класс.

№ п/п Наименование разделов Кол-во часов
всего теория практика
1

2

3

4

5

6

Введение

Лес – многоэтажный дом для лесных птиц и животных

Снежная книга леса

Эстетика лесного наряда

Обитатели нижнего этажа леса

Подведение итогов

3

7

5

10

5

2

 

32

1

4

3

6

3

1

2

3

2

4

2

1

 

 

Содержание программы.

Тема 1. Введение.

Путешествие в удивительный мир леса (борка). Слушаем голоса леса (борка): шорохи листьев, пение птиц. Краски и запахи осеннего леса. Развитие восприятия и воображения. Правила поведения в лесу. Дневники наблюдения.

Практическая работа.

Прогулка в борок. Сбор плодов и семян для подкормки зимующих птиц. Сбор листьев разной формы, величины и окраски. Составление осеннего букета. Изготовление декоративного панно. Оформление гербария из листьев различных деревьев и кустарников. Уборка территории борка от мусора.

Игры: “С какого дерева лист?” – дидактическая игра.

Тема 2. Лес – многоэтажный дом для лесных птиц и животных.

Этажи леса (борка). Законы леса. Любимые деревья леса (борка) береза, осина, сосна, липа. Плоды и семена деревьев и кустарников. Лесная подстилка. Царство корней. Жалобная книга леса.

Лесные животные – пленники леса.

Этажи и квартиры лесных животных – норы, дупла, гнезда, берлоги и т. п. “Бездомные” лесные звери – зайцы, лоси и их образ жизни.

Пищевые связи в лесу. Лес – раздолье для вегетарианцев. Сытные рябинки, осинки – для лесных обитателей. Лесные хищники. Я зык лесных обитателей. О чем говорят звери и поют птицы? Язык тревоги.

Санитары леса. Лесные обитатели – герои народных сказок, загадок, пословиц. Прогулки в лес (борок).

Практическая работа.

Сбор шишек, кореньев, молодых побегов, плодов. Изготовление поделок из природного материала. Написание экологической сказки “Уронила сойка желудь”. Выставка рисунков “Лесные мастера”.

Игры: дидакт. Игра “Кто в лесу живет?”, Что в лесу растет?”. Подвижные игры: “ У медведя во бору”, “Птичка”.

Тема 3. Снежная книга леса.

Портреты деревьев зимой. Зимние скульптуры в лесу. Белая тропа следопыта. Зимние следы птиц и зверей. Как и зачем наши предки читали снежную книгу леса. Следы деятельности животных – кузница дятла, кладовая белки, столовая птиц. Жалобная книга леса (борка). Экскурсии и прогулки: “Тропою следопытов”, “Зимняя сказка в лесу”.

Практическая работа.

Развешивание кормушек и подкормка птиц, зимующих в лесу (борке). Составление зимнего букета из веток и плодов деревьев, кустарников, засохших высоких трав. Написание экологической сказки “Жила-была Елочка”.

Дидактическая игра “Птичьи силуэты”.

Тема 4. Эстетика лесного наряда.

Сезонные экскурсии в лес (борок). В мире лесных форм, красок, звуков, ароматов. Выявление на участке леса живописных уголков, редких форм растений. Калейдоскоп красок в лесу по временам года. “Букеты” лесных цветов осенью, весной, летом. Правила составления и сбора цветущих лесных растений, не подлежащих охране. Лес в художественной литературе, в поэзии, музыке, изобразительном искусстве. Лес в фольклоре. Загадки, пословицы, сказки о лесе, просмотр видеофильма “Олеся”, чтение рассказа М. М. Пришвина “Кладовая солнца”.

Экскурсии и прогулки: “В царстве лесной красоты”

Практическая работа.

Создание художественной галереи “ Лес в искусстве”. Сочинение сказок о лесе.

Тема 5. Обитатели нижнего этажа леса.

Многообразие мхов, лишайников, водорослей, грибов. Характеристика связей мхов, грибов, лишайников с другими организмами в лесу, с почвой, с воздухом.

Животные нижнего этажа леса: черви, насекомые, клещи.
Бактерии почвы. Их роль в формировании почвы.
Экскурсия “Весна в лесу”

Практическая работа.

Уборка территории леса (борка). Развешивание скворечников. Изготовление поделок из природного материала. Рассматривание с помощью лупы структуры почвы, мхов, водорослей.

Дидактическая игра “Опиши, я отгадаю”.

Тема 6. Подведение итогов.

Викторина “Лучший знаток леса”.

Практическая работа.

Уборка территории леса (борка). Посадка деревьев и кустарников (рябины, березы, смородины, шиповника и др.).

Учебно-тематический план. 3 класс.

п/п

Наименование раздела Кол-во часов
всего теория практика
1

2

3

4

5

Лес и человек

Лес и здоровье

В гостях у леса

Лес – легкие планеты

Подведение итогов

10

8

9

3

2

32

8

5

6

2

1

2

3

3

1

1

Содержание программы.

Тема 1. Лес и человек.

Лес и наша жизнь. Изделия из древесины в нашем доме. Сокровища лесов. Лесная скатерть-самобранка. Ягодознание. Грибознание. Грибные адреса. Дружба грибов с деревьями. Портреты съедобных и несъедобных грибов. Советы грибникам. Лесная кухня. Лесные чаи и витаминные напитки. Кто работает в лесу? Лесные профессии. Жалобная книга леса.

Экскурсии и прогулки: “В лес по ягоды-грибы”.

Экскурсии в лесхоз.

Игры: “Грибное лукошко”, “Грибное лото”, “Ягодное лото”.

Практическая работа.

Правила сбора грибов и ягод. Изготовление панно-сувениров из природного материала.

Тема 2. Лес и здоровье.

Беседа “Посмотрите на природу взглядом врача”. Лесная лечебница. Целебные ароматы леса. Лесная аптека. Лесные витамины (хвоя сосны, плоды шиповника, смородины, дикий чеснок – черемша и др.). Правила сбора.

Опасности в лесу. Встреча со зверями, ядовитыми растениями, грибами, ягодами. Меры предосторожности. Жалобная книга леса. Лес – источник положительных эмоций.

Экскурсии и прогулки: “Зеленая аптека в лесу”.

Практическая работа.

Сбор лекарственных трав (мать-и-мачеха, подорожник, хвоя сосновая), правила сушки и хранения. Сбор листьев разной формы – изготовление коллекции “Чудо растения – лист”.

Тема 3. В гостях у леса.

Беседа: “Заповеди юных защитников леса”. Лесные ориентиры. Лесные барометры. Цветочные часы леса. Отдых в лесу. У походного костра. Устройство бивуака. Жалобная книга леса. Лес просит помощи. Следы человека (вытаптывание, пожары, загрязнение, шум, повреждение деревьев, кустов, трав, неумеренный сбор ягод, грибов, лекарственных растений, разорение гнезд птиц и т. п.). Помощь лесу. Защита леса от браконьеров, посадка и выращивание растений, подкормка птиц и лесных зверей.

Экскурсии и прогулки: “Лес просит защиты”. Лесная Робинзонада.

Практическая работа.

Посадка саженцев и уход за ними. Составление памятки поведения в лесу.

Тема 4. Лес – легкие планеты.

Лес – зеленые легкие Земли. Влияние леса на годовой состав атмосферы. Роль леса в формировании климата планеты. Мероприятия по охране леса.

Практическая работа.

Развешивание скворечников. Конкурс рисунков “Лес – зеленые легкие планеты”. Акция “Сбережем лес (борок)”.

Тема 5. Подведение итогов.

Конференция по теме: “Лес и человек”

Практическая работа.

Выставка поделок из природного материала. Выставка рисунков.

Учебно-тематический план. 4 класс.

п/п

Наименование разделов Кол-во часов
всего теория практика
1

2

3

4

5

6

Введение

Компонент речной экосистемы

Взаимосвязи в экосистеме реки

Река и человек

Река – источник положительных эмоций

Подведение итогов

2

8

8

5

7

2

1

4

4

3

3

1

1

4

4

2

4

1

Содержание программы.

Тема 1. Введение.

Водоемы края. Реки, озера, водохранилища. Экскурсия на водоем (реку) села. Наблюдение за движением реки, состоянием реки в осенний период года. Техника проведения наблюдений. Дневник наблюдений.

Практическая работа.

Уборка берега реки от мусора. Фиксация сезонных наблюдений в дневники.

Тема 2. Компоненты речной экосистемы.

Неживые компоненты экосистемы реки (t воды и воздуха, прозрачность воды, характер дна реки, течение реки).

Растительный и животный мир реки. Понятие “водные растения”. Видовой состав водных растений реки. Приспособление водных растений к среде обитания. Обитатели реки (черви, простейшие организмы, рыбы, насекомые, птицы, млекопитающие), их приспособление к среде обитания. Экскурсия к водоему (реке).

Практическая работа.

Рассматривание гербарных экземпляров растений водоема. Сбор ракушек. Оформление поделок с использованием ракушек. Исследовательская работа по изучению состояния воды, растительного и животного мира в разные сезоны года.

Тема 3. Взаимосвязи в экосистеме реки.

Сезонные изменения в жизни реки. Пищевые взаимосвязи и другие взаимоотношения между обитателями водоемов (паразитические, хищнические, симбиотические конкуренции). Круговорот воды в реке.

Практическая работа.

Наблюдение за сезонными явлениями в жизни реки. Уборка берега реки. Очистка родников.

Тема 4. Река и человек.

Река и наша жизнь (полив огородов, использование воды в хозяйственной деятельности человека). Обустройство родников. Рыболовство. Использование мхов и камыша в строительстве. Отдых на реке. Восстановление физических сил и здоровья человека. Правила поведения в воде. Опасности, подстерегающие человека в водоеме. Правила поведения при спасении утопающих.

Практическая работа.

Очистка питьевой воды в походных условиях. Оказание первой медицинской помощи в походных условиях.

Тема 5. Река – источник положительных эмоций.

Чтение произведений авторов, использующих описания реки. Река в изображении художников и поэтов.

Практическая работа.

Сочинение рассказов, стихов о реке. Изображение реки в красках. Изготовление поделок из природного материала.

Оригами: “Жизнь в реке”.

Сбор пословиц, поговорок, сказок, фольклора на тему “Река”.

Тема 6. Подведение итогов.

Оформление альбома по исследовательской работе “Сезонные изменения жизни реки”.

Практическая работа.

Рейд: “Малым рекам полноводность и чистоту”.