Взаимосвязь коммуникативной технологии с нравственными началами урока в младших классах

Разделы: Общепедагогические технологии


В настоящее время происходит коренное преобразование российского общества и системы образования в нем. Цели, задачи, содержание и методы образования сегодня требуют существенной корректировки, в частности, связанной с его духовно-нравственным аспектом, что на наш взгляд, должно найти отражение в новом образовательном стандарте.

Россия – страна особой интеллектуальной и духовной истории, в которой отразились и язычество, и христианство, и мусульманство, и влияние европейского Просвещения, и практическое применение идей марксизма-ленинизма. Однако события последнего столетия, способствовавшие отказу от идеологии прошлого – сначала от православной монархии, затем от идеи строительства коммунизма, – привели к распаду, разрушили у людей чувство сопричастности к истории и судьбе Родины. Современная Россия характеризуется многочисленными жертвами социальных конфликтов, терроризма, политическими и экономическими преступлениями, ростом армии переселенцев, бездомных и малолетних беспризорников, а главное – упадком духовности и культуры.

Бурный научно-технический прогресс последнего времени активно способствует росту рынка товаров и услуг и потребительскому настрою людей, насаждая власть вещей, денег, чувственных удовольствий разного рода. Жизнь показала, что в вопросах нравственности и безопасности не следует возлагать надежды только на государство и силу науки, на “всемогущество” человеческого разума. Пришла пора осознания каждым человеком плодов человеческой деятельности, осмысления роли и места человека на Земле и, главное, ответственности за преобразование природы.

В настоящее время повсеместно идет активный поиск путей выхода из сложившейся ситуации. Напрашивается вывод о том, что нам надо разрабатывать и модернизировать программы, учитывающие особенности нашей истории и отечественной культуры. На наш взгляд одним из путей выхода сложившейся ситуации является возрождение духовно-нравственного образования на новом качественном уровне, с учетом особенностей многонационального, многоконфессионального населения, и настоящее время резко социально дифференцированного. Изучение научно-методической литературы, непосредственное общение с учеными, педагогами-практиками, школьной администрацией и методистами показали, что проблема духовно-нравственного состояния нашего общества в настоящее время занимает внимание каждого здравомыслящего человека, независимо от области его профессиональной деятельности и личных интересов. Этому аспекту образования в науке и в школе уделяется определенное, но пока не достаточное внимание, хотя уже проработаны и обеспечены учебно-методическими и дидактическими материалами, заслужили популярность в школах России. Другие носят экспериментальный характер и, несмотря на то, что прошли успешную апробацию и доказали свою эффективность и состоятельность, пока не получили официального признания и широкого распространения в школах.

Рассмотрение поставленной проблемы следует начать, по нашему мнению, с прочтения высказывания В.А.Сухомлинского: “Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на молодую, формирующуюся личность. От чуткости учителя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам”.

Где учитель постоянно общается со своими учениками? Естественно, на уроке. Урок до сих пор считается основной формой организации учебной деятельности.

В одной из недавно опубликованных работ нам встретилось такое суждение: “Современный школьный урок – это урок, на котором мало учат и много познают. А может быть, современный школьный урок – это урок, на котором получают прочные знания, овладевают умениями, формируют навыки? А может быть, современный школьный урок – это урок, на котором много упражнений и мало теории или, наоборот, много теории и мало упражнений? Но что мы понимаем вообще под “уроком”? Вопросы, вопросы, вопросы.

Традиционная педагогика в основе урока видит процесс деятельности. Современная новая дидактика рассматривает обучение не как процесс деятельности, а как общение, взаимодействие. Мы склонны считать, что в уроке должны оптимально сочетаться и процесс деятельности, и процесс общения.

Здесь уместно, считаем, привести рассуждения ученого и педагога, члена-корреспондента РАН Л.Д.Кудрявцева, который в своей деятельности всегда уделяет большое внимание нравственному воспитанию молодежи: “Недостатки образования в целом связаны с методологией общего образования, которое не должно сводиться лишь к развитию мышления у ребенка, к приобретению им навыков анализа, а сообщению ему сведений, пригодных только в практике, к сумме некоторых представлений об устройстве окружающего нас мира, изучению фактов из истории человечества, знакомству с литературой и искусством, подготовке к продолжению образования. Общее образование должно также дать элементарные сведения о сущности человеческого мышления, сущности человеческого знания и о языке общения между людьми, которые всегда в том или ином смысле основываются на некоторых догмах или аксиомах, а значит, вере в истинность чего-то”.

Хороший учитель, настоящий мастер своего дела, проводит такие уроки, которые можно назвать высоким словом “творчество”. Причем то, что творит, создает учитель в течение 35–40 минут современного урока, следует характеризовать как живой организм. Учитель и ученики на таком уроке представляют единое неразрывное целое. Глаза детей не отрываются от учителя, их головы так же, как подсолнухи совершают свое движение за солнцем, поворачиваются в сторону учителя, перемещающегося, если необходимо, по классу, обращающего внимание детей на предметы, являющиеся объектом изучения. У детей в этих условиях не остается времени, да и желания отвлекаться на свои мысли и заниматься своими делами, не связанными с уроком. На таком уроке действительно наблюдается полное единение учителя с учащимися. Учитель здесь властвует (в хорошем понимании значения этого глагола) над учениками, а ученики подчинены учителю добровольно. И поэтому на таком уроке все естественно и добровольно, и любые нравственные понятия легко донести до детей.

Мы не теоретизируем свою точку зрения. Мы наблюдаем это в течение нескольких лет в практике работы учителей начальных классов СОШ № 1. Если мы обратим свое внимание на такой обязательный, академический этап урока, как опрос, то здесь увидим?

Зачастую он просто слишком формализован. Вызванный отвечать ученик что-то бубнит или тараторит зазубренный дома текст у доски. Класс явно скучает. Да и сам учитель в такой атмосфере вряд ли может держать руку на “психологическом пульсе” класса. А ведь учителю важно стремиться ощущать психологическую атмосферу в классе, потому что без этого невозможен успех в общении и воспитании школьников. Этот опрос нужно сделать активным именно со стороны самих детей.

Отвечать выученный материал могут одновременно несколько учеников. Просто задачи и роли, если уместно это сравнение, у них будут разные. К традиционно отвечающему присоединяется команда: критики, оппоненты, ученики, задающие вопросы по содержанию анализируемого материала. Очень хорошо, если к уроку дети самостоятельно подберут какой-то дополнительный текстовой, изобразительный материал может быть, что-то проиллюстрируют самостоятельно. Таким образом будет обогащена образовательная среда урока. И роль учителя при таком раскладе ученических сил становится более гибкой, учитель находчив и оперативен в своих реакциях на поведение и высказывания детей. И детям интересно, увлекательно на этом этапе урока.

Нетрадиционные приемы и формы в работе учителя обеспечат условия для реализации профессионального педагогического его общения с учениками. В содержание профессионального педагогического общения, помимо создания и ощущения психологической атмосферы, входят также:

– внимание учителя к личности ученика (умение слушать ребенка );
– стремление избежать штампов в общении с детьми;
– эмоциональный тонус учителя (улыбка учителя располагает детей к общению и вызывает у них желание работать;
– педагогическое общение должно быть свободно от голой критики поведения детей;
– речь учителя – образец для подражания со стороны школьников, она свободна от окриков, резких интонаций.

При реализации всех этих условий и рождается урок, который мы назвали живым организмом, где главная воспитывающая, организующая роль принадлежит учителю. Его поведение определяет нравственную атмосферу урока. С учителя берут пример ученики. Это с одной стороны. Но как подготовить и провести урок, в котором уже заложены нравственные начала? Какие педагогические и дидактические принципы должны соблюдаться при рождении такого урока? Это с другой стороны. Но и здесь, по нашему глубочайшему убеждению, роль учителя остается доминирующей. Именно учитель планирует, составляет урок. Затем он наполняет свой сценарий всеми необходимыми ему педагогическими технологиями, связанными обязательно со средствами обучения. Под педагогической технологией мы понимаем область знания, включающую методы, средства обучения и теории их использования для достижения целей обучения. К этим педагогическим технологиям мы относим:

– традиционные (в основе которых лежат печатные, текстовые средства обучения);
– аудиовизуальные;
– медиаобразовательные;
– информационно-коммуникативные;
– технологию комплексного использования средств обучения.

Какую бы технологию или их комплекс ни использовал учитель, он не только подбирает к уроку уже имеющиеся средства обучения, но и зачастую сам готовит требуемую ему информацию, выраженную в средствах обучения. Именно учитель введет в подготавливаемые им средства необходимые нравственные начала, которые должны быть усвоены учениками.

Современный учитель сегодня не может работать без использования компьютера и информации из всемирной паутины. Используется такая информация по-разному. Вот пример из практики. Дети получают задание на дом: “Из интернета узнай, каким уголкам природы России по вине человека угрожает опасность. Что делается для охраны и восстановления?”. Приведенный пример взят из курса природоведения (4 класс). В этом случае как бы сам материал направляет поиски учителя.

А как работает учитель в 1 классе? Воспользуемся данными и методическими приемами в процессе изучения “Азбуки” (авторы – Р.Ю. Бунеев и Е.В. Бунеева). Содержание “Азбуки” позволяет к концу обучения познакомить учеников с многообразием литературных жанров; при работе с текстом произведений дети учатся определять последовательность событий, их смысл, выражать свое отношение к героям, их поступкам, проявлять эмоциональную отзывчивость к происходящему.

Содержание этих задач уже непосредственно связано с темой нравственного воспитания. Но учителю необходимо выйти за рамки учебника, ему нужно расширить поле деятельности первоклассников, постараться связать общий текст, который читает весь класс, с особенностями и условиями жизни каждого ученика.

По тексту “Азбуки” “Названия русских рек” дети должны догадаться, почему речкам были даны такие имена: Ракитовая, Камышовка, Черная. Это задание выполняется в классе. А вот дома каждый ребенок обязан узнать у родителей название реки, расположенной около их дачи, микрорайона. Нужно узнать историю этой реки. Почему ей было дано такое название? К тексту “Названия городов”, помимо общего задания “Нарисовать иллюстрацию на тему “Наш город”, учитель вводит еще одно задание “Составить рассказ по предложенным иллюстрациям о Мирном”. Но в рассказе детей должны прозвучать их чувства, отношение к городу. Надо признать: задание не из легких. Но именно так постепенно, ненавязчиво, учитель прививает своим ученикам основы духовно-нравственного отношения к окружающему их миру.

Итак, уроки в начальных классах не лишены информации, самой насущной, наглядной, почерпнутой учителем и учащимися по заданию учителя. Распечатки текстовой информации, фотографии различных живых и неживых объектов стали неотъемлемой частью уроков. Методически препарировать на уроке интернет-информацию в таком виде наши учителя умеют первоклассно. Информация в такой форме придает уроку дополнительную актуальность и соответствие данному временному моменту. А это, в свою очередь, тоже влияет на формирование духовной нравственности.

Имеется еще одна немаловажная роль компьютера как инструмента создания различного дидактического материала, составляющего элементы оформления урока. Учителя пользуются этим очень широко. Часто учитель не пишет на доске задания, вопросы. Весь этот дидактический материал заготовлен на отдельных карточках, табличках. К доске он крепится магнитами. Открывается только в нужный по ходу урока момент.

Подобное предъявление учебной информации в дополнение ко всему заключает в себе принцип эстетизма. Эстетически оформленный урок – тоже нравственное событие для детей. Эстетически оформленный урок составляет к тому же часть коммуникативной среды класса. А роль среды, как известно, значительна. Любой ученый, учитель, занимающийся проблемой средств обучения, прекрасно осознает, что учебную, адаптивную, информационно-предметную среду создают именно материальные средства, в том числе и средства обучения.

В настоящее время начата разработка стандарта учебно-материальной базы. Введение этого стандарта будет способствовать научно-обоснованному формированию среды обучения, которая, в свою очередь, соответствует индивидуальным потребностям обучаемых. Иными словами, для учащегося будет предоставляться возможность выбора разнообразных форм занятий, свободного доступа к средствам обучения, будут обеспечиваться условия, при которых усвоение информации каждым учащимся будет происходить в приемлемом именно для него режиме, а также будут создаваться условия для широкого общения учащихся между собой и учителем.

Итак, среда, пространство класса тоже выступают в качестве одного из условий, способствующих коммуникативности и нравственной событийности урока. Включая в урок средства обучения, элементы информационно-предметной среды, учитель, таким образом, режиссирует свой урок, учитывая, естественно, и предполагаемую реакцию детей. Режиссура будет продолжаться и непосредственно на уроке, но там учитель будет, как известно, выступать еще в одной роли – актера. Роль актера тоже нелегка. Учитель-актер должен быть великолепен: естественен, талантлив, обаятелен, максимально коммуникативен.

Перечислив все основные педагогические технологии, которые использует учитель, мы не включили в этот перечень еще одну педагогическую технологию, а именно: коммуникативную технологию. Мы склонны рассматривать ее как технологию, стоящую над всеми указанными технологиями. Или скажем несколько по-иному: коммуникативная технология в обязательном порядке как составляющий элемент присутствует в каждой поименованной технологии.

Напомним, что понятие “педагогическая коммуникация” включает три составляющих:

– передача информации различными средствами;
– различные формы общения между участниками урока;
– способы предъявления новой информации.

Из содержания трех составляющих совершенно очевидно, что педагогическую коммуникацию нельзя сводить исключительно к общению, хотя именно в общении и через него проходит процесс воспитания и обучения. Пути овладения коммуникативной технологией идут, по нашему мнению, через овладение педагогической коммуникативной культурой. Считаем, что педагогическая коммуникативная культура многогранна в своем содержании. Приведем четыре характеристики. Их мы сумели вычислить, анализируя педагогическую литературу и школьную практику. Но, конечно, четыре характеристики не исчерпывают всего содержания педагогической категории. Анализ, безусловно, будет продолжен. Но на сегодня мы предлагаем следующие показатели:

– личностная коммуникативность;
– коммуникативная культура учителя;
– коммуникативное мастерство учителя;
– коммуникативная культура урока.

Бесспорно, что эти четыре характеристики тесно связаны, переплетаются между собой. Но они объективно существуют, и их следует учитывать, потому что культура и нравственность связаны, это дополняющие составляющие состояния современного общества.

В сборнике “Образовательные технологии XXI века” была опубликована статья Т.А.Прохоровой о коммуникативной деятельности учителя начальных классов, в которой были вычленены составляющие этой характеристики. Может быть, коммуникативную деятельность считать пятым показателем в нашей классификации? Мы находимся в поиске, анализе этой проблемы. В целом же все это работает на урок как на главную форму, через которую идет повышение качества образования, углубление его нравственных начал.

Коммуникативная деятельность учителя призвана не только воспитать коммуникативную культуру учителя, но и научить общению учеников и с учителем, и друг с другом.

На первый взгляд, вопрос об участниках коммуникации на уроке кажется банальным. Понятно что это ученики и учитель.

Каким быть уроку, чтобы он стал коммуникативным событием? Коммуникативная событийность урока способствует воспитанию и развитию духовной нравственности всех его участников: и учителей и учащихся.

Компонентами такого урока, по нашему мнению, должны быть:

– коммуникативные этапы урока;
– коммуникативные приемы;
– коммуникативные ситуации;
– коммуникативные формы обучения;
– коммуникативные навыки и умения учащихся;
– коммуникативная среда;
– коммуникативное пространство класса.

И снова предупреждаем, что приведенная классификация элементов, из которых слагается урок – коммуникативное событие, вероятно, не полная. Ее можно дополнить. Но пока мы не нашли дополняющих характеристик. Исследование продолжается.

Из приведенных характеристик хотелось бы вкратце остановиться на рассмотрении вопроса о коммуникативных ситуациях. Коммуникативная ситуация в нашем исследовании создается учителем с помощью различных педагогических технологий, включающих обязательное использование средств обучения. Естественно, что коммуникативная ситуация содержит проблему или противоречие, которые надо решить преимущественно силами учащихся, но при руководящей роли учителя. Подготовка детей к коммуникативному общению обеспечивает условия для реализации коммуникативных ситуаций на уроке. Необходимо вырастить из спонтанного диалога культурную форму дискуссии.

Основные принципы коммуникативной ситуации – неожиданность, непредсказуемость для детей ее содержания и результатов, а также то принципиальное обстоятельство, что имеет к ним, к детям, непосредственное отношение. В качестве примера возьмем урок “круговорот воды в природе” (2 класс). Форма урока – заседание ученого совета, что давало возможность учителю выстроить коммуникативную ситуацию, предполагающую отношение “ученик – ученик”. Такая возможность обеспечивала обсуждение учебных проблем в диалоге. Третьеклассники – члены совета, которые должны решить главную задачу “Изменяется ли количество воды на планете?”

Итак, тема предложена учителем, а предмет исследования и гипотезы выдвигались школьниками. В помощь им на уроке звучали аудиозаписи шума реки, моря, дождя. Показан видеофрагмент о загрязнении воды. На доске учителем был подготовлен рисунок основы модели “Круговорот воды в природе”. Дети получили бумажные изображения водяных капель. Ими они оперировали по ходу урока. В качестве одного из вариантов ответа “Меняется ли количество чистой воды на планете?” дети рисовали плакат в защиту воды.

– Представьте себя капельками в океане людей. Если одна из них обижает людей, другая все время злится, третья грубит, спокойно ли будет в океане? Давайте, ребята, будем беречь не только природные богатства, но и друг друга. Ведь от каждой капельки зависит, каким будет наш мир завтра!

На таких уроках дети получают образцы нравственного поведения и отношения к товарищам, окружающему миру. Такой урок помогает детям стать успешными и нравственными людьми с необходимыми для жизни коммуникативными умениями и способностями.

Проблема сохранения чистой воды на планете – проблема глубоко нравственная. Ее решение на этом уроке искали и находили сами дети. Подводя итог урока – заседания ученого совета, учитель имел все основания произнести такие слова: “Итак, вмешательство человека в природу может оказаться губительным для нее. Но мы нашли решение проблемы. Значит, заседание нашего совета было продуктивным”. Добиться такого результата можно при условии, что сами дети объясняли, догадывались, проверяли и оценивали, возражали, доказывали, выбирали, разбирались, обсуждали, придумывали, пересматривали.

Поиск решения проблемы современного школьного урока, роли учителя и ученика позволит найти такие пути преподавания и воспитания, которые сделают урок и его участников высоконравственными. На наш взгляд, наступило время объединения, консолидации сил. Мы не должны быть разобщены и акцентироваться на том, что нас различает, а наоборот, стремиться понять, что нас объединяет, осознать, что духовно-нравственное возрождение общества – это наше общее дело.

Использованная литература:

  1. “Отечественное образование”. г.Москва, 2007 г.
  2. “Истоки, литература, духовность”. г.Ленск, 2009 г.