Защита знаний по теме "Эволюционное учение"

Разделы: Биология


Цель: комплексная проверка знаний по теме: «Эволюционное учение»

Задачи:

  • Систематизировать, закрепить и обобщить знания о виде, популяции, движущих силах эволюции, механизмах видообразования; главных направлениях эволюции; характерных признаках микро- и макроэволюции.
  • Стимулировать интеллектуальную деятельность учащихся, развивать умения систематизировать, сравнивать, высказывать собственную точку зрения.

Оборудование: портрет Чарльза Дарвина, материалы для проверки знаний по теме карточки – задания, тесты, бланки для ответов, гербарии, схема «Критерии вида», синквейн об учёных, листок для учёта знаний.

Форма урока: Защита знаний

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка знаний и умений учащихся по изученной теме

Участие каждого учащегося отмечается в листке для учёта знаний

(Приложение 7)

2.1. Историческая справка об эволюции в додарвиновский период (фронтальный опрос)

- Охарактеризуйте взгляды учёных на живую природу в античные и средние века;

- Каково значение трудов К.Линнея для развития биологии?

- Какова роль Ж.Б.Ламарка в развитии эволюционных взглядов?

- Какой вклад внесли русские учёные в развитие эволюционных представлений?

2.2. Учение Ч. Дарвина (представление работ по группам)

I группа - предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина;
II группа – биография Ч.Дарвина;
III группа – основные положения учения Ч.Дарвина.

2.3. Критерии вида

I тур – теоретический (о критериях вида по схеме «Критерии вида») – ответы учащихся по цепочке «Передай другому»

(Приложение 1)

  • Исторический критерий – доказывает происхождение видов от одного предка;
  • Морфологический критерий – в его основе лежит сходство внешнего и внутреннего строения особей одного вида, иногда существуют виды морфологически сходные, но не скрещиваются между собой. Это виды – двойники (например, чёрные крысы, малярийные комары). Этот критерий удобен для систематизации видов.
  • Физиологический критерий – показывает сходство процессов жизнедеятельности у особей одного вида (сроки размножения, цветения и др.).
  • Биохимический критерий – доказывает, что между видами существуют различия в химическом составе, особенно в способности образовывать специфические белки и другие органические вещества.
  • Экологический – это совокупность факторов внешней среды, в которой существует вид, принадлежащий к одному роду.
  • Географический критерий – определяет распространение вида в определённом ареале. Но есть виды – космополиты, поэтому этот критерий как и другие не может быть универсальным для определения вида.
  • Генетический критерий – главный критерий вида, показывает единый генетический аппарат, т.е определённый набор хромосом свойственный конкретному виду. Этот критерий более надёжен, но не абсолютный, т.к встречаются виды когда имеют неразличимые по строению хромосомы, кроме того в пределах вида могут быть широко распространены хромосомные мутации, что затрудняет его точное определение.

II тур - практический (выполнение заданий по карточкам).

(Приложение 2)

Физкультминутка для шейного отдела позвоночника

2.4. Движущие силы эволюции

I тур – терминологический игра «Ромашка»

Термины: эволюция, вид, популяция, борьба за существование, естественный отбор, микроэволюция, наследственность, изменчивость, приспособленность организмов.

II тур – тест по теме: Эволюционное учение

(Приложение 3)

2.5. Современное состояние эволюционного учения

(Сообщение учащегося – Приложение 4)

3. Подведение итогов урока.

Определите о каких учёных идет речь (Синквейн)

(Приложение 5)

Домашнее задание

4. Рефлексия (составление синквейна о нас на уроке)

(Приложение 6)