Информационные технологии на уроках химии

Разделы: Химия


Российское образование в начале нового века вступило на путь серьезных перемен, охвативших Земной шар во множестве проявлений, например таких, как "Информационная цивилизация", "Информационная культура" и др. Однако одних этих слов недостаточно, чтобы создать прочную основу для образовательной политики.

Важным условием этой политики является организация компьютерных знаний не только педагогами информатики, но и педагогами - предметниками, чтобы иметь возможность использовать современные средства обучения учащихся.

В настоящее время количество выпускаемых на рынок программных средств настолько велико, что компьютерное обучение можно считать новой образовательной отраслью. Компьютер становиться таким естественным средством познания окружающего мира, каким для предыдущих поколений была книга. Нужно научиться вести уроки с компьютерной поддержкой, использовать его при выполнении самостоятельной работы, а также широко развивать дистанционное обучение, что важно для получения полноценного образования учащимися. Для одаренного и любознательного учащегося это возможность заниматься самообразованием.

Современный урок - это интересный урок, с высокой мотивацией и эмоциональной окраской. Такой урок можно создать, если педагог владеет информационной культурой, то есть знаниями и умениями в области информационных и коммуникационных технологий.

Свои уроки я строю на основе трех принципов информационного взаимодействия: тезауруса (системы понятий по рассматриваемой теме учебного курса); фасцинации (привлекательной формы подачи информации) и майевтики (сотворчества педагога и учащихся для получения новых знаний).

При изучении новой темы по химии важно, как и посредством кого передается сообщение. Следует заметить, что любое получаемое сообщение преломляется через призму опыта, знаний, склонностей, эмоционального состояния на момент передачи информации.

Излагая новую тему, я демонстрирую презентацию, а учащимся предлагаю подобрать любой материал, соответствующий изучаемой теме. Объем, вид и способ представления не регламентирую. Это может быть устное сообщение, доклад, компьютерная презентация, публикация и т.д. Это создает атмосферу заинтересованности каждого учащегося, стимулирует их к использованию различных способов выполнения заданий, а также позволяет проявить инициативу, самостоятельность, т. е. получить возможность для естественного самовыражения. Это стимулирует интерес к предмету и делает обучение осмысленным и эффективным. Результаты бывают, порой, весьма неожиданные.

Так, например, при изучении темы "Основные химические компоненты пищи", учащимися 95 группы был собран материал с использованием СМИ и Интернета. Такой подход позволяет объяснить научную информацию на языке материала глазами учащегося. Преподаватель выступает лишь в роли консультанта.

Такой вид применения информационных технологий в процессе обучения позволяет самим учащимся структурировать учебный материал, проводить самостоятельный поиск дополнительной информации и творчески осмыслить программный материал. Результатом проделанной работы был подготовленный учащимися урок-конференция "Из чего состоит человек", который включал в себя: чтение докладов, представление компьютерной презентации, публикации.

Важным в моей работе является личностно-ориентированный подход к обучению, развитие индивидуальности и субъектности обучающегося, проектирование и становление его профессиональных знаний. Нравственное и воспитательное значение такой работы трудно переоценить. Обучающиеся обсуждают, что понравилось (не понравилось) и почему, выделяют то, что больше всего их привлекает, и представляют материал в близкой для себя манере. Практика показывает, что во время урока, в зависимости от его построения, нет необходимости сообщать перегруженные знания. Даже однотипный материал необходимо представлять с разных точек зрения. Слайды, компьютерная графика усиливают запоминание. Неоднократное повторение помогает обучающимся лучше усвоить материал, а разные акценты позволяют по разному преподносить его в зависимости от особенностей восприятия и мышления обучающегося.

Наибольшую активность проявляют обучающиеся на 2-ом курсе, к этому времени они уже обладают необходимым запасом знаний и умений. Не секрет, что учащиеся, поступающие в училище после основной школы, имеют слабые знания по химии. Использование компьютерных презентаций на уроках позволяет сделать преподавание химии содержательнее, интереснее, эмоциональнее, нагляднее, эффективнее. Презентация органично вписывается в структуру урока.

В этом учебном году наибольший интерес из пособий, подготовленных учащимися под руководством преподавателя химии, представляют презентации "Сложные эфиры. Жиры. Мыла", "Пищевые добавки", "Мы то, что мы едим".

Заметим, что совместное создание автономных, зачастую не связанных между собой материалов это только начало. В перспективе мы стремимся к созданию единого информационного пространства училища. Сегодня электронные материалы анализируются, отбираются лучшие, группируются и помещаются в медиатеку.

Особенностью химии, как предмета, является обязательное присутствие химического эксперимента, Но многие опыты не могут быть продемонстрированы на уроках, и на это существует масса причин:

  • отсутствие необходимых реактивов;
  • чрезмерная опасность проведения некоторых опытов;
  • большие затраты времени на проведение некоторых опытов и т.д.

Поэтому на уроках химии я использование цифровых образовательных ресурсов различных коллекций, которые можно найти на отдельных сайтах, электронных носителях. Нахожу нужные мне химические опыты, и вставить в отдельные слайды презентаций и затем использовать их на уроках. Не лишним будет еще раз отметить, что преимуществом такой демонстрации эксперимента является лучшая видимость, безопасность при проведении, возможность повторения с любого этапа эксперимента.

Следует отметить, что мы подошли к такому этапу развития профессионального образования, когда практически ни один современный урок химии уже не может быть таковым без использования разнообразных форм, методов и приемов использования ИКТ.

Проведение уроков с мультимедийной поддержкой позволяет сэкономить время, а, следовательно, выполнить на уроке большой объем работы, приводит к профессиональному росту, позволяет раскрыться учащимся в новом качестве. Наблюдая за учащимися на уроке, убеждаюсь в том, что им интересно. Они не чувствуют усталости, их внимание сконцентрировано на выполнении того или иного задания. Радуют и результаты таких уроков. Каждый учащийся получает на уроке от двух до пяти положительных оценок, Да и сами учащиеся оценивают свою работу и работу преподавателя на уроке самыми высокими баллами.

Находить пути эффективности современных уроков мне помогает профессионально-педагогическое самосовершенствование. Педагог, если не учится, не читает, не следит за научными достижениями в своей области и не внедряет их в практику, не просто отстает, он тянет назад, затрудняет решение задач поставленных перед современным обществом и тормозит продвижение образования вперед.

Как сказал великий Конфуций: "Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем".