Сочинение по картине И.Е. Репина "Пушкин на лицейском экзамене"

Разделы: Русский язык


Урок развития речи в 6 классе был посвящен подготовке к сочинению-повествованию по картине И. Е. Репина "Пушкин на лицейском экзамене", цель которого - воспитание наблюдательности и любознательности, осуществление межпредметных связей и воспитание у учащихся интереса к литературе, к краеведению (к личности А.Пушкина и Г.Р.Державина); формирование их эстетических вкусов, интереса к живописи; любви к творчеству русского писателя и поэта А. С. Пушкина; развитие и совершенствование навыков устной и письменной речи; закрепить знания о прилагательных как важного выразительного средства; активизация в речи учащихся имен прилагательных, употребляемых для описания картины.

Оборудование урока:

  • репродукция картины И. Е. Репина "Пушкин на лицейском экзамене",
  • выставка репродукций картин: Н. Н.Ге "Пушкин и Пущин в селе Михайловском", А. А. Наумов "Дуэль Пушкина с Дантесом", И. Е. Репин и И. К. Айвазовский "Прощай, свободная стихия".

Подготовительная работа: учащиеся заранее заучивают стихотворения А.С.Пушкина.

Ход урока

I. Организационный момент

Вступительное слово учителя

1. Подготовка учащихся к восприятию произведения живописи.

Ребята, сегодня мы с вами в гостях у великого русского писателя и поэта в картинной галереи, посвященной А. С. Пушкину. Как видите, здесь чувствуется дух поэта. Нас окружают картины художников, которые так охотно обращались к личности писателя. Мы с вами не просто посетим картинную галерею, но и обогатим свои знания о Пушкине, соберем материал для предстоящего сочинения.

2. Беседа.

  • Что вы знаете о жизни и личности А. С. Пушкина?
  • Какие его сказки и стихотворения вы читали и изучали?
  • Что вам понравилось в них?
  • Что можете прочитать наизусть? (чтение наизусть стихотворений и отрывков)

- Молодцы! Ребята, мы знаем, что развитию поэтического дарования Пушкина способствовали годы учебы в лицее. Это было специальное учебное заведение для детей дворян. Лицеисты издавали рукописные журналы, в которых появлялись и стихи Пушкина. Как-то прочитав в журнале опубликованное стихотворение Пушкина, В. А. Жуковский (приложение 1), известный тогда поэт, приехал в лицей специально, чтобы познакомиться с ним. А позже в письме к своему другу, поэту П. А. Вяземскому (приложение 2), он писал: "Я сделал приятное знакомство с нашим молодым чудотворцем Пушкиным: Милое живое творение! Это надежда нашей словесности: Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастет". Поэтому сегодня мы с вами задержимся у картины И. Е. Репина "Пушкин на лицейском экзамене", который изобразил событие, которое описано Пушкиным. (один из учеников читает воспоминание А.С.Пушкина о том, как произошла встреча с Державиным, текст дан на карточке-информаторе):

"Державина видел я только однажды в жизни, но никогда того не забуду. Это было в 1815 году, на публичном экзамене в Лицее. Как узнали мы, взволновались: Державин был очень стар. Он был в мундире и в плисовых сапогах. Экзамен наш очень его утомил. Он сидел подперши голову рукою: Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен в русской словесности. Разумеется, читаны были его стихи, разбирались его стихи. Он слушал с живостью необыкновенной. Наконец вызвали меня. Я прочел мои "Воспоминания в Царском селе", стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояние души моей: когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом:

Не помню, как я окончил чтение, не помню, куда убежал. Державин был в восхищении: он меня требовал, хотел меня обнять: Меня искали, но не нашли".

- Ребята, кто же такой Г. Р. Державин? Давайте познакомимся с историко-литературным материалом о Державине. (один из заранее подготовленных учащихся рассказывает о Г. Р. Державине). (приложение3)

В 1815 году на экзамене по русской словесности А. Пушкин встретился с Гаврилом Романовичем Державиным, одним из крупнейших русских поэтов XVIII века, нашим земляком. Он родился в 1743 году недалеко от Казани, в селе Сокуры (ныне село Державино Лаишевского района), учился в Казанской гимназии, увлекался поэзией, музыкой, рисованием. Был так хорошо знаком с историей местного края, что даже будучи гимназистом возглавлял археологическую экспедицию. Когда Державину пришлось уехать из Казани, которую называл "колыбелью своих первоначальных дней", он в течение многих лет поддерживал тесную связь с нашим городом: неоднократно приезжал, переписывался с казанскими студентами - начинающими литераторами, помогал им. А после смерти поэта его вдова пожертвовала немалую для того времени сумму денег (30 тысяч рублей) на стипендии нуждающимся студентам Казанского университета.

В Казанском Государственном музее до сегодняшнего дня хранятся некоторые подлинные вещи Державина.

II. Анализ картины.

Итак, ребята, мы с вами окунулись в мир Пушкина. Но прежде чем приступим к работе над картиной художника И. Е. Репина "Пушкин на лицейском экзамене" поговорим о творце этого произведения.

1. Чтение стихотворения поэта С. Городецкого о И. Е. Репине (приложение 4)

    Какой старинной красотой
    Уединенный сад цветет,
    Где жизнью мудрой и простой
    Художник радости живет:

    Светлый весь, глаза сияют,
    Голубую седину
    Ветер утренний ласкает,
    Будто легкую волну.

    Не устал он, не измаян,
    Полон силы и борьбы,
    Сада яркого хозяин,
    Богатырь своей судьбы:

2. Беседа о художнике.

  • Какие сведения о художнике вы получили из домашнего упражнения 427?
  • Какие его картины вы знаете?

3. Анализ произведения живописи.

Ребята, прежде чем приступить к анализу произведения живописи необходимо помнить о том, что жанр произведения живописи определенным образом "диктует" тип сочинения. Так пейзаж, портрет, натюрморт требует, как правило, описания и рассуждения; жанровая картина - повествования с элементами описания (рассуждения). (Высвечивается слайд с таблицей) (приложение 5)

  • К какому жанру живописи относится картина "Пушкин на экзамене"? (Историко-бытовая)
  • Сочинение какого типа мы с вами будем писать (и составлять устно)? (Повествование с элементами описания и рассуждения).

Ребята, посмотрите на репродукцию картины "Пушкин на лицейском экзамене" и изучите все детали картины. (Ребята внимательно рассматривают репродукцию). (приложение 6)

Нравится ли вам картина? Чем она привлекает? Что в ней интересного? (Она открывает страницы жизни великого поэта.)

Почему И. Е. Репин обратился к теме Пушкина? Что хотел сказать своей картиной? (Художник очень любил поэта, преклонялся перед его творчеством, хотел выразить свою любовь к нему и внести свой вклад в пушкиниану. У него еще есть картина о Пушкине, написанная совместно с художником И. К. Айвазовским "Прощай свободная стихия", где поэт изображен на берегу Черного моря, а так же картина "Пушкин над Невой", над которой работал долгих двадцать лет, но так и не поставил под ней своей подписи.)

Поясняет ли название картины замысел автора? Почему она называется "Пушкин на экзамене", а не "А. С. Пушкин на экзамене"? (Художник хотел показать момент открытия таланта молодого Пушкина, тогда еще никому не известного.)

О чем художник рассказывает в своей картине, каков его сюжет?

А чтобы лучше понять произведение живописи давайте "перенесемся" в далекие события и сопоставим его с картиной. (Учащиеся знакомятся с текстом описания эпизода экзамена, который дан на карточке-информаторе)

"Зал был наполнен гостями, родителями и родственниками. В глазах рябило от сияния золотых эполетов, шнуров и вензелей. За столом сидели лицейские начальники и профессора в парадных формах. Лицеисты стеной стояли вдоль окон, все в мундирах, белых панталонах и ботфортах. Лица у них были торжественные и отчаянные. Спрашивали Пушкина. Поэт стоял перед экзаменатором Галичем, закинув назад растрепанную голову.

Осмелюсь просить внимания Вашего, Гаврила Романович. Господин Пушкин сочинил стихи под названием "Воспоминания о Царском Селе",- сказал Галич.

Пушкин кашлянул и неуклюже вытащил из-за обшлага бумажку. Но он не заглянул в него, а скомкал в кулаке и начал читать:

Навис покров угрюмой нощи
На своде дремлющих небес:

Державин открыл глаза, посмотрел на Пушкина удивленно и повернул к нему левое ухо.

Пушкин читал все больше воодушевляясь. Голос его становился все увереннее и звонче. Руки его задвигались, глаза засияли.

Пушкин читал о нашествии Наполеона, о родной Москве, о победе над врагом. Голос его звенел металлом.

Галич сложил ладони на животе и удовлетворительно покачивал головой в такт. Державин поднялся и протянул обе руки к Пушкину. Пушкин дико посмотрел кругом и вдруг заметил, что в зале сидит множество людей, что за столом экзаменаторы, а у Державина на щеке слёза. Он тряхнул кудрями и бурно устремился к выходу из зала. Среди гостей прокатился гул".

4. Словарно-орфографическая работа (уточнить значение слов по словарю).

Высвечивается слайд (приложение 7)

  • Эполеты
  • Вензель
  • Ботфорты
  • Фрак
  • Обшлаг

5. Знакомство с опорными словами и словосочетаниями.

(ещё раз обратить внимание учащихся на роль прилагательных в языке как важного выразительного средства).

а) упр. 429.

6. Ответы на вопросы упр. 428.

а) ответы на вопросы данные в учебнике;

б) вопросы требующие размышления и доказательства:

  • Кто является главным действующим лицом: Пушкин или Державин? Почему?
  • Как это сумел показать художник? (Композицией: Пушкин стоит на открытом пространстве в необычной позе; Красками: ни у кого из изображенных людей нет такого светлого лица; бросаются в глаза белые панталоны, пуговицы на фраке и т.д.)
  • Что привлекает внимание в облике Державина?
  • Какова реакция окружающих на происходящее?
  • Какие чувства и мысли она вызывает?
  • Что хотел сказать И.Е.Репин своей картиной?
  • Какой может быть основная мысль сочинения?

III. Работа по готовому плану.

Высвечивается слайд (приложение 8)

План.

  1. Экзамен в Лицее.
  2. Обстановка, в которой проходил экзамен (зал, присутствующие).
  3. А.С.Пушкин - главный герой картины (выражение лица, глаз, поза поэта, настроение).
  4. Чтение стихотворения "Воспоминание в Царском Селе".
  5. Отзыв поэта Г.Р.Державина о юном поэте.
  6. Моё впечатление от картины.

IV. Закрепление знаний.

Составление учащимися самостоятельных высказываний по плану, в ходе которых исправляются речевые недочеты. Особое внимание уделяется роли прилагательных в языке как важного выразительного средства.

V. Обобщение.

Слово учителя

Молодцы, ребята. Вы справились со всеми заданиями, ответили на все поставленные вопросы. Да, картина И.Е.Репина "Пушкин на лицейском экзамене" - светлая, правдивая, добрая, что художник, очень любивший поэта, называвший его "гением из стали", сумел выразить эту любовь к нему и веру в то, что Пушкин станет "солнцем русской поэзии".

В одном из своих писем И.Репин писал: "Я люблю свет, люблю истину, люблю добро и красоту как самые лучшие дары нашей жизни" и, поэтому он был назван "художником радости"

Второй урок развития речи проводится в форме письменной работы учащихся.