Интегрированный урок (письмо + чтение + окружающий мир) в 1-м классе на тему "Письмо слов с непроверяемой гласной в корне "синичка-синица" и словосочетаний с ним"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Учить соединять буквы, образующие слова и предложения;
  • Развивать слуховую и зрительную внимание, память; устную речь, творческое воображение учащихся, обогащать словарный запас ребенка и расширять кругозор;
  • Формировать и совершенствовать навыки осознанного чтения, пробуждать интерес к чтению;
  • Прививать любовь к окружающему миру, воспитывать чуткое отношение к природе.

Оборудование:

  1. Учебное пособие “Русская словесность.
  2. Письмо” под редакцией А.Ф. Малышевского, пропись № 2,
    иллюстрации по теме урока, дополнительная литература по теме урока.

Ход урока

1. Организация урока.

Мы гостей сегодня ждали
И с волнением встречали.
Хорошо ли мы умеем
И читать, и отвечать?
Не судите очень строго, ведь учились мы немного.

Вступительная беседа.

Учитель: Какое время года наступило?

Дети: Наступила весна.

У.: Какие изменения произошли в природе?

Д.: День стал длиннее, снег потемнел, начал таять…

У.: Назовите, какие весенние приметы изображены на иллюстрациях-

Д.: Распускается верба, первые весенние цветы;

– появляются первые насекомые: шмели, пчелы;

– тает снег, появились сосульки;

– весной празднуем праздник Мам-8 марта.

– прилетели первые птицы: скворцы, грачи;

У: Сегодня к нам прилетела тоже птица. Отгадайте какая:

Небольшая пестрая птица
Не боится зимой простудиться,
Угощенье наше ей снится.
Прилетает к нам часто…СИНИЦА.

Основная часть.

3.1. Работа по учебнику “Русская словесность. Письмо” под редакцией А.Ф.Малышевского.

(стр. 15)

У.: На стр. 15 прочитаем потешку про синичку:

Синичка, синичка,
Воробью сестричка.
Воробей-воришка
Залез в амбаришко-
Клевать просо
Своим носом.

– Как названа синичка в потешке?

Д.: Воробью сестричка.

У.: Почему ее так назвали?

Д.: Она такая же маленькая как воробей.

У.: Прочитайте, как надо писать слово синичка.

– Как еще мы можем называть эту птицу?

Д.: Синица.

У.: Как надо писать это слово, прочитайте в книге.

– Эти слова записываются в тетради на одной строчке.

У.: Что вы знаете про эту птицу?

Д.: Дети рассказывают, что знают.

У.: Про нее можно узнать из разной дополнительной литературы, которая находится на столе (дети подходят и рассматривают выставку книг).

Некоторые из них принесли вы. Давайте рассмотрим их.

Работа с дополнительной литературой.

У.: Нам надо выяснить - какая синичка.

1-й ученик читает стихотворение, а дети говорят, какая она.

Пусть снег вокруг искриться
И зимний ветер злится –
Поет не уставая
Синица расписная.

У.: Какая синица?

Д.: Расписная. (Дети записывают в тетради, на второй строчке.)

2-й ученик читает стихотворение из своей книги:

Постучит в окошко птичка:
– Чик-чирик! – Ты кто? – Синичка!
Чтоб не мерзла за окошком,
Я ей кину хлеба крошки.

У.: Какая синичка?

Д.: Голодная (дети записывают в тетрадь).

3-й ученик читает:

Снег повсюду,
Страшно птичкам.
Стужа злая жжет
Огнем…
Сыплю семечки
Синичкам
Я в кормушку за окном.

У.: Чем мы можем помочь синичкам зимой и сейчас, весной?

Д.: Мы их подкармливаем: в кормушки подсыпаем семечки, пшено, подвешиваем сало.

4-й ученик читает:

Вот и нам узнать дано,
Как зима стучит в окно.
А в окно синица ломится,
Хочет сала поклевать
И мечтает познакомиться,
С кем ей нынче зимовать.

– Ученые подсчитали: из 10 синиц, которые встречают зиму, до весны доживает лишь 1-2, остальные гибнут. И гибнут не столько от холода, сколько от голода – сытой птице и сильный мороз не страшен, голодную и небольшой морозец может погубить.

К нам тоже прилетели синички. Они прочитают нам стихотворение:

Спозаранок скачут птицы
По заснеженным ветвям –
Желтогрудые синицы
Прилетают в гости к нам.

“Тень-тень, тилли-тень”,
Все короче зимний день –
Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень.

Ни комарика, ни мушки.
Всюду только снег да снег.
Хорошо, что нам кормушку
Сделал добрый человек.

У.: Вам хочется больше узнать про синицу?

Д.: Да.

У.: Тогда обратимся к художественной литературе, которая расскажет нам много интересного.

Рассказ Николая Сладкова “Синичка необыкновенная” прочитает …, а вы слушайте внимательно и скажите, какая она.

Дети записывают : необыкновенная, хитрая

3.3. Работа в Прописи № 2 (Приложение 1).

У.: Про синицу мы читали в Прописях № 2, на стр. 10–11, когда знакомились с буквой Сс.

Дети читают стихотворение:

В окошке ученица
Увидела синицу.
Синица как синица-
Обычнейшая птица.
Но шустрая синица,
Но звонкая синица,
Но желтая синица
Сверкала, как жар-птица,
И пела, мастерица,
Как первая певица!

Выписывают слова: шустрая, звонкая, желтая, обычнейшая.

У.: Пропишем букву С с в Прописях. Из каких элементов состоит буква? Вспомните, на что похожа буква С с.

3.4. Почему синичку так назвали?

Д.: Она синяя.

У.: Нет. А хотите узнать почему? Тогда обратимся к научной литературе: Юрий Дмитриев “Календарь зеленых чисел” – стр. 119. (Читает ученик.)

– Какие бывают синички?

Дети читают “информацию- сюрприз” (Приложение 2), напечатанную для каждого ученика и рассматривают иллюстрации, выбирая синичку по описанию.

Большая синица.

Самая крупная из синиц – белощекая, желтогрудая птичка с черной дорожкой, разделяющей грудку на равные части. Голос синиц – звонкое “пинь- пинь-пинь”. Она всеядна. Любит долбить мерзлое мясо и сало, поедает вредных насекомых, раздалбливает семечки. Все синички очень полезные. Каждому человеку надо брать их под свою опеку, особенно в голодное зимнее время.

Московка.

Она похожа на большую синицу, но вдвое меньше ее, грудка не желтая, а светло серая без дорожки. Московка никогда не живет в городе, в деревне. Она живет в хвойных лесах и высоких ельниках. Из всех синиц она самая ласковая, ручная и доверчивая.

Лазоревка.

Это самая хлопотливая и подвижная синичка. Желтая грудь птички приятно сочетается с бело-голубой “тюбетеечкой” на темени и синеватыми крылышками. Щеки белые, но разделены синей полосой, идущей через глаз. Лазоревка любит лиственный лес. Это очень полезная птичка, питающаяся в основном насекомыми. Семена она ест в малом числе и лишь от голода.

Гаичка.

У нее большая черная шапочка и светлый низ без нагрудника. Водится в любом лесу. Они гнездятся в любых дуплах, в пеньках. Занимают готовые дупла или выдалбливают их сами. К гаичкам часто присоединяются поползни, корольки, дятлы. Такая синичья компания великолепно чистит лес от вредителей.

(Дети разглядывают иллюстрации на доске).

Более подробно об этих птицах вы можете прочитать в энциклопедиях, в книге “Зеленые страницы” А.А.Плешакова.

У.: Что мы можем дописать о синичках, какие они?

Д.: Полезные, зимующие.

Что делает синичка?

Один ученик читает стихотворение и дети отвечают на этот вопрос.

Солнце садится, струится водица.
Птица-синица в воду глядится.
Чистой водицы синица напьется-
Славно сегодня звенится-поется!

Дети записывают на другой строчке слова:

Глядится, поет, звенит, пьет.

Ученик еще прочитает про этих птиц.

Книга “Азбука” стр. 61.

Синица.

Целый день хлопочет синичка в саду. Она собирает вредителей леса – гусениц и несет их своим птенцам. Синица – очень полезная птица.

Дети выписывают слова:

Хлопочет, собирает, несет, приносит пользу.

4. Использование слова СИНИЦА в пословицах.

Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

Дети читают стихотворение:

Скромная птица-синица
Бьется, трепещит в руках.
Громко с курлыканьем мчится
Клин журавлей в небесах.
Пташку держу очень крепко.
Верю в удачу свою.
Но золоченую клетку
Я для нее не совью.

А журавлик все летает
В ясном небе голубом.
Сердце бьется и мечтает,
Что любовь махнет крылом.

Годы летят словно птицы.
След седины на висках.
Часто ночами мне снится
Счастье – журавлик в руках.
Ждать журавля видно поздно.
Сколько ж витать в облаках?
Спорить с судьбой невозможно.
Лучше – синица в руках.

Приложение 3

5. Обобщение.

У.: Очень много мы узнали сегодня о синицах.

– Составьте предложение, из слов, которые мы записали.

Синицы очень полезные птицы.

Дети записывают в тетради на следующей строчке, с комментированием.

Рефлексия.

Услышим скоро мы звонок.
Пора заканчивать урок.

У.: Как вы чувствовали себя на уроке?

– Что было для вас трудно?

– Что сегодня вы бы хотели рассказать родителям?

Оцените свою работу на уроке:

Красный цвет – настроение хорошее, работа понравилась.

Желтый цвет – старались, довольны, но допускали ошибки.

Зеленый цвет – старались, но не все получилось.

Литература:

  1. Учебное пособие “Русская словесность. Письмо.2 класс” под редакцией А.Ф. Малышевского.
  2. А.А.Плешаков “Зеленые страницы”.
  3. Юрий Дмитриев “Календарь зеленых чисел”, стр. 119.
  4. Пропись № 2, стр. 10–11.
  5. Энциклопедии о животных.