Элективный курс по русскому языку для 10–11-х классов

Разделы: Русский язык


Единый государственный экзамен существенно отличается от традиционного выпускного экзамена как по содержанию, так и по форме проведения. Его главная особенность состоит в полноте охвата курса русского языка: каждому выпускнику предстоит ответить не на три вопроса билета, как на традиционном экзамене, а выполнить 38 заданий по всем основным разделам школьного курса.

Второе отличие Единого государственного экзамена состоит в том, что он проводится в форме тестирования. В экзаменационной работе используются задания трех типов: задания с выбором ответа, задания с кратким ответом, задания с развернутым ответом.

В 2004-2005 учебном году Рязанская область участвовала в эксперименте по введению Единого государственного экзамена, который проводился с целью создания системы объективной оценки подготовленности выпускников Общеобразовательных учреждений и абитуриентов, поступающих в вузы и средние специальные заведения.

Экзамен показал плюсы и минусы ЕГЭ. К положительным сторонам можно отнести следующее:

  • ЕГЭ повышает заинтересованность выпускников в полученных отметках на экзамене (у ребят нет возможности пересдать ЕГЭ), а следовательно способствует ответственной подготовке учащихся к предметам;
  • Вследствие вышеизложенного повышается качество знаний;
  • Задания, входящие в ЕГЭ, проверяют подготовку выпускников по всем основным содержательным линиям школьного курса. Они проверяют
  • Знания о языке как о системе (знания по фонетике, лексике, словообразованию, морфологии, синтаксису);
  • Речеведческие знания. (О тексте, основной мысли, средствах связи в нем. О типах речи: повествовании, описании, рассуждении. О стилях речи: разговорном, официально-деловом, публицистическом, научном, художественном. Об использовании языковых средств в тексте в зависимости от цели, темы, адресата и т. д.);
  • Специальные учебные умения (владение способами действия с языковым материалом на основе понятий и правил);
  • Орфографическую и пунктуационную грамотность;
  • Владение нормами литературного языка (орфоэпическими; лексическими; морфологическими; синтаксическими; стилистическими; орфографическими и пунктуационными);
  • Умения, связанные с разными видами речевой деятельности – чтением (проводить смысловой, речеведческий, языковой анализ текста) и письмом (создавать на основе прочитанного вторичный текст – сочинение в жанре отзыва, рецензии или эссе).
  • У учащихся появляется больше возможностей для поступления в ВУЗы.

Но наряду с плюсами есть и минусы:

  • ЕГЭ является новой формой экзамена, а, следовательно, необходима подготовка к нему как учителей, так и учащихся.
  • Малое количество часов, выделяемое на изучение русского языка в старших классах и т. д.

Некоторые из этих недостатков позволяет решить элективный курс, рассчитанный на два учебных года: «Комплексный анализ текста» (10 класс) и «Подготовка к ЕГЭ»(11 класс). Например, такие как:

  • Вводится дополнительное время (+1 час в неделю) для целенаправленной подготовки к экзамену выпускников.
  • У учащихся появляется возможность выбирать  предметы, по которым им необходима усиленная подготовка. (То есть на элективные приходят ребята, заинтересованные в данном предмете, что позволяет учителю готовить учащихся на более высоком уровне сложности, повышенном и высоком).
  • Курс способствует психологической адаптации учащихся на экзамене.
  • Позволяет выпускникам легко ориентироваться в непривычной для них тестовой работе (все-таки тесты  не так давно появились в школе).
  • Подготавливает ребят к написанию сочинения-рассуждения. (В основном  школьном курсе уделяется внимание написанию сочинений по художественным текстам).
  • Знакомит с правильным оформлением бланков на экзамене. (По результатам предыдущих экзаменов большое количество ошибок допускается именно в заполнении бланков) и т. д.

Актуальность данного курса несомненна: учителям и выпускникам неизбежно придется столкнуться с проблемой подготовки к новому для них типу испытаний – Единому государственному экзамену. Данный курс учитывает эти новые условия, в нем подробно разбираются все задания демонстрационного варианта теста ЕГЭ.

Место курса в образовательном процессе.

Большинство ребят не в состоянии самостоятельно подготовиться к выпускному экзамену, так как чтобы выполнить ЕГЭ по русскому языку, нужно знать не только орфографию, пунктуацию, грамматику, а также иметь навыки правильного использования лексического состава языка, различных его грамматических конструкций (лексики, стилистики). Для написания творческой работы необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходимым минимумом сведений из теории литературы, как то: рецензия, тема произведения, проблема, основная мысль, языковые средства выразительности и т. п. Большой объем информации необходимо систематизировать, упорядочить. Помочь в этом может элективный курс.

Курс «Комплексный анализ текста» и «Подготовка к ЕГЭ» призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Данный курс позволит выпускникам подготовиться к ЕГЭ, объективно оценить свои  знания по предмету, опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание, научиться писать сочинение-рассуждение (рецензия, эссе), которое создается на основе предложенного текста.

Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации, стилистики.

Уделяя внимание самоподготовке и взаимопроверке, учитывается разная степень подготовленности выпускников.

Курс «Комплексный анализ текста» и «Подготовка к ЕГЭ» рассчитан на учащихся  10-11 класса как профильного, так и общеобразовательного уровня. 

Так как в старших классах общеобразовательного и профильного (не гуманитарного) уровней на изучение русского языка отводится соответственно 1 и 2 часа; то проводить подготовку к Единому государственному экзамену на уроках не представляется возможным.

Поэтому элективный курс, на мой взгляд, является необходимым для успешной сдачи экзамена.

Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные связи с литературой. Несмотря на то, что многие разделы курса русского языка уже повторяли на уроках, не будет лишним акцентировать внимание на каких-либо трудных случаях, повторить теоретический материал. Занятия  позволяют систематизировать полученные и повторенные во время уроков знания.

В материалах ЕГЭ по русскому языку встречаются задания, различающиеся по уровням сложности (базовый, повышенный и высокий). В связи с этим по прежнему остается актуальным вопрос дифференциации обучения русскому языку, позволяющей с одной стороны обеспечить базовую подготовку, а с другой – удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету. Данная программа учитывает образовательные потребности учащихся.

Курс рассчитан на два  учебных года по 1 часу в неделю аудиторных занятий. Общий объем – 68 часов.

Цели и задачи изучения курса.

Основными целями курса являются совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе.

Задачами курса являются:

  1. Познакомить учащихся с новой для них формой сдачи экзамена по русскому языку.
  2. Помочь одиннадцатиклассникам преодолеть  психологические трудности, связанные с тестовой формой экзамена.
  3. Познакомить ребят с процедурой проведения ЕГЭ по русскому языку.
  4. Научить выпускников правильному оформлению бланка  регистрации, бланков №1 и №2 на экзамене.
  5. Помочь старшеклассникам подготовиться к ЕГЭ, повторив и систематизировав полученные ими сведения о русском языке.
  6. Дать учащимся возможность объективно оценить свои знания по предмету.
  7. Опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание.
  8. Углубленное изучение отдельных тем курса.

Основные компоненты содержания курса.

В основе курса лежит повторение и систематизация и углубление сведений, полученных ребятами в 5-9 классах.

Повторение проводится по основным разделам русского языка:

  • лексика;
  • фонетика;
  • морфемика и словообразование;
  • орфография и морфология;
  • синтаксис;
  • пунктуация;
  • языковые нормы.

А также выпускники оттачивают свои умение анализировать текст и  умение создавать текст  в жанре рецензии или эссе.

Методы и формы обучения.

На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности. Воспринимают знания, тренируются в их применении (репродуктивная деятельность), учатся творчески мыслить и решать практические задачи овладения языком (продуктивная деятельность).

Для организации названных видов деятельности применяются соответствующие методы обучения:

  • Репродуктивный (например, при повторении темы «Словообразование»).
  • Продуктивный (например, при работе над темой «Написание рецензии»).

Так как метод обучения – это обобщающая модель взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся и она определяет характер (тип) познавательной деятельности учащихся, то методы обучения реализуются в следующих формах работы:

  • Рассказ учителя (например, на занятии по фонетике учитель рассказывает ребятам о сильных и слабых позициях гласных и согласных, о долгих звуках, вводит понятие фонемы, знакомит с новым видом фонетического анализа слов с Ъ (ер) и Ь (ерь)  и т. д.)
  • Беседа (например, при повторении темы «Стили и типы речи»)
  • Работа со словарями (на занятии «Орфоэпические нормы»).
  • Анализ таблицы (например, при повторении  темы «Н и НН в различных частях речи»).

При этом используются приемы сравнения, постановки вопросов, составления схем, преобразования данной конструкции и т. д.

Средствами реализации этих методов являются учебник, таблицы, тесты и т.п.

Результаты изучения курса.

Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками выполнения тестовой работы и написания рецензии, а также навыками самостоятельного анализа предложенного текста.

В результате изучения курса одиннадцатиклассники будут психологически подготовлены к ЕГЭ. То есть будут знать все о предстоящем экзамене, уверенно ориентироваться в оформлении бланков ЕГЭ, знать свои права и систему оценивания тестовых работ. А кроме этого ребята повторят знания о русском языке как о системе и повысят процент качества знаний по русскому языку, что способствует успешной сдаче экзаменов как выпускных, так и вступительных.

Формы контроля достижений учащихся.

Основной формой контроля достижений учащихся является выполнение тестовых заданий. Так, в конце каждого занятия проводится небольшая тестовая работа (работы сдаются на проверку).  В конце каждого занятия ребята получают домашнее задание по рабочим тетрадям. Эти задания  проверяются учителем выборочно. На первом занятии ребятам объясняется принцип оценивания: на каждого ученика  заводится лист контроля, где  указывается количество выполненных работ, набранные баллы и т.д.

Критерий оценки.

Работа учащихся оценивается следующим образом:

  • зачет
  • незачет.

Итоговая оценка складывается из всех текущих. Например,

Лист контроля

Название темы

Кол-во заданий

Макс. балл

Набран. баллы

Оценка

Фонетика

10

10

8

Зачет

Словообразование

10

10

9

Зачет

Итоговая тестовая работа

29-8-10

29-8-10

23-5-6

Зачет

Итог

 

 

 

ЗАЧЕТ

В тестовых работах каждый правильный ответ оценивается одним баллом. В итоговой тестовой работе  задания типа А и В оцениваются одним баллом, а задание С десятью баллами (5 баллов – засодержание,5 баллов – за грамматику).              

Оценка «зачет» выводится при выполнении большей части заданий.

Дополнительный обучающий материал.

В качестве дополнительного обучающего материала используются следующие издания:

  1. Тесты по пунктуации.1С: Репетитор.
  2. Интерактивные контрольные измерительные материалы. Нормативные документы. / Сдаем Единый экзамен 2008. / Серия 1С: Репетитор.
  3. Учебник по русскому языку для старших классов / Ф.И.Греков.

Учебное пособие для учащихся.

В качестве учебного пособия на занятиях «Подготовка к ЕГЭ» используются КИМы по русскому языку под ред. В.И.Капинос 2007 года и ЕГЭ–2009: Русский язык. Репетитор / И.П. Цыбулько, С.И.Львова.

Рабочая тетрадь для учащихся.

При изучении элективного курса «Подготовка к ЕГЭ» учащиеся используют две тетради:

  1. Обычная тетрадь по русскому языку, в которой ребята работают на занятиях (там записываются необходимые сведения по разделам русского языка, процедуре проведения экзамена, записывают ответы на разбираемые в классе тесты и т.д.).
  2. Тетрадь ЕГЭ. Тренировочные тесты по русскому языку. В этой тетради ребята работают дома. Домашнее задание проверяется учителем выборочно (3 раза у каждого за весь курс, оценки идут в лист контроля). 

Программа элективного курса по русскому языку «Комплексный анализ текста»

 10 класс

Содержание курса.

  1. Вводное занятие. Новые требования к части 3 (блоку С) – 1 час.
  2. Что такое текст?  Связь предложений в тексте – 1 час.
  3. Составление текста. Задания из части 1 (блок А)
  4. Стили текста: публицистический стиль –1 час.
  5. Стили текста: художественный стиль –1 час
  6. Типы текста – 1 час.
  7. Зачетная  работа №1 – 1 час.
  8. Тема и основная мысль текста – 1 час.
  9. Тема и микротемы. (Деление текста на абзацы) – 1 час.
  10. Тема и микротемы. Как правильно понять исходный текст – 1 час.
  11. «Расшифровка» информации текста – 1 час. (Приложение 5)
  12. Зачетная  работа №2 – 1 час.
  13. Роль вступления в сочинении-рассуждении – 2 часа. (Приложение 1)
  14. Роль заключения в сочинении-рассуждении – 2 часа.
  15. Формулировка основной проблемы исходного текста – 2 часа. (Приложение 4)
  16. Комментируем основную проблему текста – 2 часа. (Приложение 2)
  17. Зачетная  работа №3
  18. Позиция автора и способы ее выражения – 2 часа.
  19. Общие средства выразительности – 1 час.
  20. Специальные средства выразительности – 1 час.
  21. Языковой анализ текста как способ определения авторской позиции – 2 часа.
  22. Композиция сочинения – рассуждения. (логические приемы мышления) – 1 час.
  23. Типы аргументации в изложении собственной позиции – 2 часа.
  24. Экспертная оценка сочинения – 1 час.
  25. Написание рецензии – 2 часа.
  26. Итоговая зачетная работа – 1 час.

Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками самостоятельного комплексного анализа текста, написания рецензии и сочинения – рассуждения .  ( Определение темы и идеи текста, типа и стиля, составление плана, нахождение и определение роли изобразительно- выразительных средств).

Программа  элективного курса по русскому языку «Подготовка к ЕГЭ»

11 класс

Тематическое планирование.

  1. Вводное занятие. (Что такое КИМы, ЕГЭ. Требования к их выполнению). (Приложение 7)
  2. Речь. Последовательность расположения предложений в тексте. (Задания при микротексте).
  3. Фонетика. (Согласные глухие и звонкие, твёрдые  и мягкие).
  4. Морфемика и словообразование. (Разбор слова по составу и словообразовательный разбор).
  5. Орфография и морфология.
  6. Орфография и морфология
  7. Орфография и морфология.
  8. Орфография и морфология.
  9. Зачетная работа №1
  10. Синтаксис. (Синтаксическая характеристика  предложения).
  11. Синтаксис. (Вводные слова и вставные  конструкции).
  12. Пунктуация. (Знаки препинания при однородных членах с союзами).
  13. Пунктуация. (Знаки препинания в простом и  сложном предложениях).
  14. Пунктуация. (Знаки препинания при обособленных членах предложения).
  15. Зачетная работа № 2
  16. Языковые нормы. (Орфоэпические нормы Морфологические нормы).
  17. Языковые нормы. (Синтаксические нормы Лексические нормы).
  18. Языковой анализ текста. (Задания В1-В8).
  19. Языковой анализ текста. (Задания В1-В8).
  20. Языковой анализ текста. (Задания В1-В8).
  21. Анализ изобразительно-выразительных средств.
  22. Анализ изобразительно-выразительных средств.
  23. Зачетная работа № 3
  24. Комплексный анализ художественного текста.
  25. Комплексный анализ научно-популярного и публицистического текстов.
  26. Оценочные слова и речевые клише.
  27. Написание рецензии.(Часть С)
  28. Написание рецензии.(Часть С)
  29. Написание рецензии.(Часть С)
  30. Написание рецензии.(Часть С)
  31. Оформление бланков ЕГЭ. (Приложение 6)
  32. Тестовая работа.
  33. Тестовая работа.
  34. Резервный.

Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками выполнения тестовой работы и написания рецензии, а также навыками самостоятельного анализа предложенного текста.

Листы контроля знаний учащихся для 10-11 классов см. в Приложении 3.