Внеклассное мероприятие по математике

Разделы: Математика, Внеклассная работа


I. Цели и задачи:

  • расширение кругозора, развитие находчивости, смекалки, побуждение интереса к различным областям науки;
  • повышение уверенности в себе, умение действовать в нестандартной обстановке, умение отстаивать свою точку зрения;
  • формирование высокого уровня элементарных мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, аналогии);
  • повышение степени вовлеченности учащихся в интеллектуально-творческую деятельность.

II. Ход мероприятия.

Вступление.

Чтоб мысль врага, узнать,
сердца вскрывают,
 а не то, что письма.
Шекспир

Сегодня мы совершаем путешествие в царство криптографии. Её возникновение теряется в глубине тысячелетий, ведь с давних времен люди искали эффективные способы передачи информации: движение факелов, семафор, движение электромагнитной стрелки в электромагнитных телеграфных аппаратах, азбука Морзе, международный флажковый код, радио, телефон, телевидение и д.р.

И чтобы информация была не досягаемой для незаконных пользователей, люди должны принимать дополнительные меры для ее защиты. Разработкой таких мер и занимается криптография.

1. Первый конкурс «Срочная телеграмма».

Ребус – загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв или знаков.

В адрес игроков поступила срочная телеграмма, которую нужно быстро расшифровать: вдруг в ней содержится предостережение или просьба о помощи! [2]

рис.1

(Осторожно – мель!)

2. Второй конкурс «Телефонный шифр».

На кнопках нашего телефона написаны не только цифры, но и буквы. Каждой цифре соответствует несколько букв, чтобы получилось, скажем, слово ЗВОН, надо нажать кнопки 3, 1, 5 и еще раз 5. Попробуйте таким образом разгадать слова, которые написаны путем нажатия кнопок…

рис.2

(Шифр)
(Тайнопись)
(Код)
(Криптография)
(Пароль)
(Загадка)

3. Третий конкурс «Код да Винчи».

Зачитывается отрывок из произведения Дена Брауна.

«Анаграммы, одно время являвшиеся модным развлечением, имеют богатую историю и связаны с символизмом.

Мистические учения каббалы часто основывались именно на анаграммах: переставляли буквы в словах на древнееврейском языке и получали новые значения. Французские короли эпохи Ренессанса были так убеждены в магической силе анаграмм, что даже вводили при дворе специальную должность королевских анаграммистов, те должны были подсказывать им лучшие решения, анализируя слова в важных документах.

А римляне называли изучение анаграмм ars magna – великим искусством.

Таинственное послание куратора Жака Соньера.

13 – 3 – 2 – 21 – 1 – 1 – 8 – 5
На вид идола родич!  (Написано на доске)
О мина зла!

Искаженный ряд Фибоначчи – это ключ.

Числа являются намеком на то, как следует расшифровать остальную часть послания. Специально нарушена последовательность, намекая на то, что такой же подход можно применить и к тексту. На вид идола родич! О мина зла! Сами по себе строки эти ничего не означают. Это набор беспорядочно записанных букв.

Л(е)онардо да Винчи! (Написано на доске)
Мона Лиза! [3]» 

Задание командам.

Расшифровать послание древнеримского сенатора

ДЖОН – ЛЕ
ФРАК – НЕГА     ТЫ – БЬ     ЗАРЕ – ШНУР!

(Карфаген должен быть разрушен).

4. Четвёртый конкурс. Пословицы.

Задание командам.

1. В предлагаемой таблице зашифрована русская пословица. Найдите способ прочитать её.

РЫ

СТ

СЕ

ЫЕ

ДН

РО

КА

АЛ

ЕК

СМ

И

ТЬ

ОС

ТР

ХИ

(Хитрость и смекалка – родные сестры).

2. Ходом шахматного коня вам нужно обойти всю сетку, не вставая на одну клетку дважды. Подсказки: начинать нужно с выделенной клетке в правом верхнем углу, а заканчивать – в выделенной клетке с точкой. И тогда старательные «шахматисты» смогут прочитать забавное высказывание.

ИТ

АСТ

ДИТ

БЫ

МУД

С

ВА

РОС

ЗР

ОД

ПРИ

НЕ

ИН.

ХО

ТОМ

ЕТ

ВОЗ

ГДА

ДИТ

ВО

ВСЕ

ХО

ЧТО

РАС

ПРИ

(Мудрость не всегда приходит с возрастом.
Бывает, что возраст приходит один.)

3. Найдите способ прочесть написанную здесь кавказскую пословицу.

рис.3

(Кто за все берется, тому ничего не удается).

4. Переставьте книги на полке так, чтобы из букв на корешках получилась пословица.

рис.4

(6 1 5 7 2 4 3 : Знание – путь к мастерству.)

5. Пользуясь помещенным здесь ключом, прочтите вьетнамскую пословицу.

 

1

2

3

4

5

6

7

А

Б

В

Г

Д

Е

8

Ё

З

К

Л

Н

О

9

П

Р

С

Т

У

Я

 

35

18

45

28

9

48

16

40

7

8

36

27

54

21

14

42

35

42

24

7

24

16

48

32

48

36

48

21

48

28

40

42

(Друг познается в беде, как золото в огне.).

Конкурс для болельщиков.

Пока команды справляются с заданием, с болельщиками проводится игра «Загадки», ведь в каждой загадке по содержащемуся в вопросе образу, нужно найти правильный ответ.

  • В брюхе кипяток, на голове пуговица, одна рука – и та на спине. (Чайник).
  • Сидит на ложке, свесив ножки. (Лапша).
  • Чем больше ешь, тем больше остается. (Орехи).
  • Не спрашивая броду, лезу смело в воду, на всякой глубине лишь по пояс мне. (Буй, бакен).
  • Вздумали два братца массой похваляться. Сначала всяк хвалил свою, а согласились на ничью. (Весы).
  • Что вверх корнем растет? (Сосулька).
  • Страны без людей, города без домов, моря без воды. (Глобус).
  • Черные, кривые, от рождения немые, встанут в ряд – сразу заговорят. (Буквы).
  • Кто, как только жарко станет, шубу на плечи натянет, а нагрянет холод злой – скинет с плеч ее долой? (Лиственный лес).
  • На кустах белеют чашки, в них и нитки, и рубашки. (Хлопок).
  • Два братца в воду глядятся, в век не сойдутся. (Берега).
  • Дядя Хлыст и тётя Нить простачков пошли ловить, одурачить простачков пригласили червячков. (Удочка).
  • Сторож плохой, слепой и глухой. Не тронешь – молчит, а тронешь – кричит. (Звонок).
  • Дядя Афанасий лыком подпоясан, по полу елозит, спины не занозит. (Веник).
  • Когда сухо – клин, когда мокро – блин, одна нога и та без сапога. (Зонт).

5. Пятый конкурс. «Сциталь».

История криптографии связана с большим количеством военных тайн и окутана туманом легенд.

Этот прибор был изобретен в древней Спарте и с ним связана следующая легенда. Спартанский полководец Лисандр получил от своего агента в стане персов шифрованное сообщение.

Для зашифрования текста использовался деревянный цилиндр заранее обусловленного, диаметра. Агент намотал на цилиндр тонкий ремень и написал на поясе сообщение вдоль цилиндра.

Гонец не догадывался, что узор на его красивом поясе на самом деле содержит зашифрованную информацию. Лисандр взял сциталь такого же диаметра, аккуратно намотал на него пояс и вдоль сциталя прочитал сообщение от своего агента, и что позволило Лисандру опередить персов и разгромить их.

Задание командам.

С помощью деревянных цилиндров различного диаметра и длины сшифровать послание на поясе (можно использовать длинную бумажную ленту)

ПДЬЯН  ЕОНВ  ТВЕКТ  РЕЛУЬ.  ОРЬС  ВЯЗМ  УТЯЕ

(Петрову доверять нельзя. Явку сменить).

6. Шестой конкурс «Пляшущие человечки».

Секретные шифры являются неотъемлемой принадлежностью многих детективных романов. Писатель Эдгар По в своем рассказе «Золотой жук» в художественной форме изложил простейшие приемы шифрования и расшифровки сообщений.

Артур Конан Дойл в рассказе «Пляшущие человечки» использовал шифр, в котором буквы текста заменялись на символические фигурки людей. Эти смешные фигурки казались детской шалостью, но привели в ужас героиню, которая, зная ключ, прочла адресованную ей шифровку: «Илси, готовься к смерти».

Фрагменты шифрованных посланий имели следующий вид [4]:

рис.5

«Я здесь Аб Слени»

рис.6

«Илси приходи»

рис.7

«Никогда»

Задания командам.

Используя ключ к разгадке, прочитать послание одного из героев данного произведения (флажок в руках означает конец слова).

рис.8

(Приходи немедленно).

7. Седьмой конкурс «Семиотика».

Задание командам.

Каждый из представленных знаков несет в себе скрытую информацию. Необходимо её прочитать.

рис.9

III. Подведение итогов. Награждение.

Список использованной литературы:

  1. Бабаш А.В., Шанкин Г.П. «Криптография». Под ред. В.П. Шерстюка, Э.А. Применко. М.: Солон-Р, 2002.
  2. Журнал «Математика в школе». №9/2002
  3. Ден Браун «Код да Винчи».
  4. Артур К. Дойл «Пляшущие человечки».